Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Страх — нормальное явление для правильно развивающегося организма. Это защитная реакция на раздражитель. Страх, проявляющийся в соответствии с возрастными развитием, чаще всего проходит самостоятельно или легко поддаётся корректированию. Психология определяет страх как одну из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего характера и может развиваться в любом возрасте.

Определение понятия

Детские страхи — явление, обусловленное возрастными особенностями развития психики, с которым в той или иной степени приходится встречаться и работать всем родителям, воспитателям, педагогам.

Даже в совершенно различных цивилизациях у детей на определённых этапах развития проявляются некоторые общие страхи, например, боязнь разлуки с мамой, темноты, агрессивных животных, резких звуков и некоторые другие. А значит, возникновение фобий является важной частью общих закономерностей развития психики ребёнка.

Страхи, возникающие в результате нормального развития ребёнка, не требуют серьёзного вмешательства со стороны специалистов и их несложно скорректировать в домашних условиях самим родителям.

Виды и проявление детских страхов

Страхи можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные:

  • Ситуационный возникает в опасной, необычной или шокирующей обстановке: громкий звук, резкое изменение окружающей обстановки, пугающее поведение людей или животных, опасная ситуация.
  • Личностный определяется характером человека и может проявиться в новой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, животными, предметами.

Каждому возрасту присущи определённые фобии, проявляющиеся в большей или меньшей степени.

До года малыша могут пугать громкие звуки, незнакомые люди, различные неожиданные ситуации, резкая смена обстановки. Этому возрасту часто присуща также боязнь высоты. Боязнь разлучения с мамой появляется у малышей уже с первых месяцев жизни.

В возрасте 1—2 лет может прибавиться страх травмирования, это связано с тем, что происходит активное освоение двигательных навыков. Часто присутствует сильная боязнь разлуки с родителями. А также ребёнок может бояться сновидений, из чего может появиться страх засыпать.

В 2—3 года страх разлуки с родителями всё ещё силён, добавляется страх отвержения с их стороны, может пугать изменение уклада жизни, природные явления (гром, град, ветер, молния). Серьёзной проблемой может оказаться боязнь сновидений, особенно если малышу снятся кошмары.

В 3—5-летнем возрасте часто проявляется страх перед вымышленными чудовищами и сказочными персонажами. Маленькие дети неспособны чётко разделять реальность и мир снов, сказок, фильмов. Кощей бессмертный и Баба-яга для малыша — персонажи, которых он может вполне реально бояться.

Возраст 5—7 лет может характеризоваться возникновением страха физической боли и насилия. При этом страх одиночества и потери родителей, страх потеряться самому и прочие страхи более ранних периодов могут сохраняться.

Проявится ли тот или иной страх и насколько сильными будут его проявления, зависит от особенностей психики конкретного ребёнка и от окружающей его обстановки.

Причины возникновения

Причиной возникновения страха и тревожности у детей является особенность детской психики отличающейся большей восприимчивостью, ранимостью, обострённым восприятием внешних воздействий и неспособностью в должной мере им противостоять. Такие явления, как тревожность и страх, если они действительно обусловлены возрастными особенностями развития, чаще всего имеют временный характер.

Если же страхи не проходят долгое время и переживания, которые они вызывают, тяжело переносятся ребёнком, это чаще всего говорит о том, что причиной является какое-либо серьёзное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Такие состояния требуют консультации специалистов, которые могут помочь родителям определить причину и вывести ребёнка из сложного состояния.

Часто ситуации, способствующие возникновению детских страхов и тревожности, создают сами родители и ближайшее окружение ребёнка. Неосознанное или даже целенаправленное запугивание малыша, неблагоприятные, проблемные отношения между родителями, неадекватное отношение родителей к детям, — всё это может спровоцировать возникновение детских страхов.

Возможные последствия

Непреодоленные и патологические страхи, проявляющиеся в крайних формах, могут тормозить психоэмоциональное и даже физическое развитие и приводить к проблемам во взрослой жизни человека. Невозможность приспособиться к окружающему миру, сложности в коммуникации, проблемы в семейной жизни — причиной всего этого могут быть не скорректированные вовремя детские страхи.

Способы преодоления

В первую очередь, преодоление детских страхов — это проблема родителей и ближайшего окружения малыша. Понимая, что боязнь в определённом возрасте каких-то ситуаций, вещей или существ — это нормальное явление, родители должны помочь ребёнку пережить этот сложный для него период и не дать перерасти фобиям в неврозы.

Даже незначительные, а может быть, даже глупые или нелепые (по мнению взрослых) фобии необходимо с ребёнком обсуждать. Малыш не должен бояться рассказывать взрослым о своём страхе. А взрослые не должны преуменьшать значимость его переживаний. Стоит постараться отвлечь и мягко переубедить малыша, объяснить, чего бояться не стоит, показать, что он находится под надёжной защитой взрослых.

В процессе воспитания стоит избегать некоторых моментов, способных спровоцировать возникновение страхов или усилить уже имеющиеся фобии.

  • Ребёнок, особенно первых лет жизни, формирует свою реакцию на то или иное событие, основываясь на реакциях взрослых из ближайшего окружения. Излишне эмоциональные реакции («упадёшь!», «нельзя!» и т. д. ) родителей могут способствовать возникновению боязни каких-либо ситуаций, предметов, явлений.
  • Запугивание ребёнка («дядей», «бабайкой», «полицией» и т. п. ) положительного эффекта не принесёт, а вот развить дополнительные страхи, скорее всего, может.
  • Детям очень важно чувствовать любовь родителей и защищённость рядом со своими близкими. Родители, обещающие малыша «отдать», «оставить», «уйти», только усугубляют боязнь остаться одному, потерять родителей, зарождают чувство ненужности.

В то же время дети, родители которых находят время для совместных игр, разговоров, умеют говорить о своих чувствах к ребёнку, легче переживают периоды обострения возрастных страхов и выходят из них без последствий.

Коррекция страхов у дошкольников

В некоторых случаях для коррекции боязни необходима помощь специалистов. Различные методы психокоррекции можно применять после консультации специалиста в домашних условиях, в чём-то могут помочь воспитатели и психологи в детских дошкольных учреждениях.

Такие симптомы, как раздражительность, чрезмерная эмоциональность, нервозность, капризность, навязчивые действия и привычки (обгрызание ногтей и прочее), проблемы с засыпанием и сном — всё это может быть последствиями детских фобий.

Диагностика детских страхов у дошкольников в зависимости от возраста проводится в форме беседы, игры, оценка тревожности может быть проведена через рисунок, сказку.

Составленная в процессе диагностики характеристика покажет, насколько ребёнок тревожен и укажет пути преодоления проблемы.

Существует множество методик, помогающих справляться с фобиями у детей дошкольного возраста. Все их можно разделить на два основных направления: игра и художественная деятельность.

Терапия через игру может проводиться в различных её видах: сюжетные игры, ролевые игры, подвижные игры и т. д. Такие методики помогают ребёнку раскрыться, преодолеть неуверенность в себе и пережить травмирующее воздействие без последствий, избавившись от фобий и тревожности. Такие методики часто оказываются единственным вариантом коррекции для малышей первых двух-трёх лет жизни.

В качестве художественной деятельности может применяться рисование, цветотерапия, лепка, рисование песком, аппликация, музыкальная терапия, танцетерапия. Все эти методики помогают ребёнку осознать свой страх, выразить его тем или иным способом, а в результате и преодолеть.

Перенесение предмета боязни в сказочный мир, изображение его на бумаге или попытка изобразить его другим способом (часто это делается в смешном и нелепом виде) обычно приводит к тому, что фобия постепенно отступает.

В совокупности с основными методами часто применяются ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, общение с природой.

Несмотря на то что переживание страхов является неотъемлемым элементом развития психики, непроходящие состояния, связанные с боязнью и фобиями, могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребёнка и препятствовать гармоничному развитию личности.

Воспитание адекватной боязни реальных опасностей и угроз должно проходить в совокупности с поддержанием в ребёнке уверенности в себе, чувства защищённости. Любовь, забота, внимательное и чуткое отношение родителей к своему ребёнку всегда будут лучшими мерами профилактики развития детских фобий и тревожности.