Формы и средства воспитания: методы и классификация

Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является всё то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, животные, растения, события и т.д.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их может использовать целенаправленно воспитатель.

Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащённость, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности и т.д. Средства должны отвечать определённым требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Цели, содержание, методы и средства воспитания оказывают влияние на выбор формы воспитательной деятельности. Форма – это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:

— продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

— виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;

— способ влияния педагога: непосредственно, опосредовано;

— субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые;

— результаты: информационный обмен, выработка общего решения;

— количество участников: индивидуальная, групповая, массовая формы.

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. В процессе общения воспитатель должен распознать возможности воспитанника, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы: творческие группы, органы самоуправления, кружки и т.д. Задачи воспитателя: создать условия для самореализации всех участников группы, получения позитивного результата групповой деятельности.

Коллективные формы: конкурсы, концерты, походы, спортивные соревнования и т. д.

Имеется большое количество подходов к различению различных типов форм воспитательной работы. Не имея возможности всё представить, выделим лишь один. Так, Н.И. Болдырев предложил классифицировать формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

— словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

— практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.

— наглядные – музеи, выставки, стенды, стенные газеты и пр.

В заключение отметим, что все формы организации воспитания взаимозависимы и взаимосвязаны, поэтому на практике существует проблема оптимального их сочетания.

Цели воспитания

Воспитательный процесс в значительной мере носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом «Моральном кодексе строителя коммунизма». Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний, социально заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций. Создание и насаждение какой-либо государственной идеологии – это стремление сформулировать какую-то новую единую идеологическую платформу, что в условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения – это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Разберемся, что же конкретно это означает. Для этого сначала уточним понятие «гуманизм». Термин гуманизм очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный), прежде всего, означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышесказанного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-эконо-мической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, т.е. отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т.д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т.д.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т.д.

Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя ком-мунизма» представлял собой ни что иное, как переложение на язык современного советского человека тех же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенные идеологические установки типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т.д.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и противостоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания. Таким образом, содержание воспитательного процесса должно, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а, напротив, всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

Как отмечает В.Г. Крысько, в настоящее время цели воспитания определяются так:

— формирование отношения личности к миру и к себе – предполагает такое воспитание человека, при котором он чётко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознаёт свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе;

— формирование всесторонне и гармонично развитой личности – воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

— воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряжённости и непонимания в обществе;

— приобщение человека к культуре – формирование его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности;

— воспитание гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие её в настоящего патриота своего народа и своей страны;

— воспитание автономно развитой личности предполагает формирование у человека способностей к позитивному самосоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

— развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении – предполагает, во-первых, осознание настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологиче-ских качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Читайте также:

B. Медленно действующие противоревматоидные средства

d) связь воспитания с жизнью, трудом.I Гиполипидемические средства.II Лексические средства (тропы)II. Выразительные словообразовательные средства.II. Грамматическое значения (т.е. значения выражаемыми морфологическими и синтаксическими формальными средствами языка)III Синтаксические средства (стилистические фигуры)III. Гигиеническое оценка условий воспитания и обучения.IV. И потому что примеры показывают, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем.IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности занятий физической культурой

Читайте также:

Как распознать напряжение

: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям …

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. А И.Ф. Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания), Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее, методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышается эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основе этой классификации лежит позиция А.С.Макаренко, который говорил о логике воспитания так: между сознанием и поведением лежит канавка, которую следует наполнить опытом. Отсюда и выделяем методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, беседа, дискуссия, диалог, пример, общественное мнение и др.), методы включения в деятельность (приучение, упражнения, требования, поручения, игра, воспитывающие ситуации, соревнование и т.п.) и методы стимулирования поведения (поощрение, наказание). В основу одной из классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. (Ниже охарактеризованы методы воспитания по данной и другим классификациям.)

Методы формирования сознания. Синонимичное название — методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник •методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение — это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Беседа и диспут — такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие

всех, а получение и осмысление информации, самостоятельно размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту. Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца; литературного и (или) жизненного факта, личности. Его функции — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающем) В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучены (Г.К. Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагоги’ чески правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражать как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотив! деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся сформируются новые нормы поведения, ценности Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступа ют поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка Психологической основой этих методов является переживание самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся помощью его оценки.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученик к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и (или) другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальны вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерны педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. К сожалению, соревнование было идеологизировано и приобрело формальный характер в рамках коммунистической концепции соцсоревнования. Однако очищенное от идеологии и формализма, соревнование может успешно использоваться. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, от возраста воспитанников, от индивидуальных особенностей, от уровня воспитанности детей, от их интересов и возможностей, от ситуации, от педагогического мастерства педагога.

Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 124;