Интеграция: понятие в педагогике, процесс обучения инвалидов

Современная педагогика давно ушла от старых моделей обучения и воспитания детей. Для повышения уровня образовательного процесса была введена модель интегрированного образования. Она заключается в активном взаимодействии разных категорий детей. В первую очередь это касается детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Говоря иначе — детей-инвалидов.

История возникновения интеграции

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья появилось не сразу. Отдельные попытки организовать школы для таких категорий детей появлялись и в XVII веке. Тогда Петр Первый велел открыть училища для глухих людей. Но только с приходом советской власти, которая велела организовать доступное обучение для всех детей, обучение детей-инвалидов стало возможным. Тогда был организован НИИ Дефектологии. Его целью было изучение нарушений развития и способов коррекционного воздействия.

Однако создание специальных садиков для каждой категории детей и коррекционных школ не решало главную проблему: возможность внедрения детей с ОВЗ в обычное общество. Из-за отдельной формы обучения инвалиды привыкали общаться в ограниченном кругу и это негативно сказывалось на социализации.

Интегрировать — это значит наладить взаимодействие разных элементов. В результате появляется нечто целостное. По задумке авторов интегрированного подхода в обучении — здоровые ученики будут учиться контактировать с инвалидами. Лица с ОВЗ нуждаются в помощи для реализации себя в быту, труде, социальных связях. Таким образом, понятие интеграции включает не только терапевтические меры, но и комплекс социальных мер.

Основные принципы

Современная педагогика претерпела ряд изменений. Сегодня в своей работе учителя опираются на определенные принципы. Главный из них — индивидуальный подход. К каждому ученику нужно предъявлять требования исходя из особенностей его развития. Поэтому некоторые педагоги считают, что оценочная система знаний устарела, так как базируется на среднем стандарте. Выделяют еще принципы:

  • монтажной интеграции;
  • свободного самовыражения;
  • развивающих коммуникации;
  • прогрессирующего самоконтроля.

Сущность принципа монтажной интеграции заключается в сочетании разных дисциплин в образовании. Например, если ученики любят автодело, им рано или поздно приходится разбираться в электросхемах, конструкциях разных коробок передач, в видах смазок и т. д. Учитель может удовлетворить этот интерес на уроках физики и химии. Принцип монтажной интеграции иными словами называют межпредметными связями.

Свобода самовыражения в рамках школы реализуется посредством предоставления ребенку права выбирать как реагировать на разные события. У него могут быть свои вкусы, симпатии, антипатии и т. п.

Принцип развивающих коммуникации ломает подход, где дети общаются с учителем. Немаловажны контакты с разными людьми. Немаловажно и научить ребенка самостоятельно учиться, привить ему потребность в знаниях.

Суть интегративного подхода

Интегративный подход в педагогике предполагает обучение здоровых детей вместе с детьми с ОВЗ. Процесс обучения будет иметь небольшие различия. Для инвалидов главным фактором является индивидуальная программа обучения. Она составляется на основе его особенностей развития. В программе отмечается какая помощь специалистов требуется. При необходимости на уроках с инвалидом присутствует тьютор, т. е. сопровождающий.

Однако не все родители восприняли процесс интегрирования положительно. Этому есть несколько причин:

  • Лицо с особыми образовательными потребностями требует больше внимания от учителя.
  • Опасение получения неадекватного поведения от лиц с ОВЗ.
  • Ксенофобия и личностные предубеждения.

Основная причина критики существования коррекционных школ была в том, что инвалидов сгоняли в своего рода резервации, изолировали их от обычных людей. В итоге взрослые люди часто негативно воспринимали лиц с ОВЗ, опасаясь их и брезгуя ими. По замыслу сторонников интегрального подхода в образовании, здоровые дети будут учиться с инвалидами и с детства будут считать их нормальными. В дальнейшем это убережет их от проявления нетолерантности.

Плюсы и минусы методики

Определение совместного обучения претерпевало ряд изменений. Изначально оно предполагало внедрение инвалидов во внеклассную деятельность — совместные мероприятия и т. п. Обучаться они должны были индивидуально. Со временем поступило предложение помещать детей с ОВЗ в обычные классы.

Интеграция имеет ряд преимуществ и недостатков. В маленьких городах нет коррекционных учреждений. Если у родителей будет глухой или слепой ребенок, никто не может ему обеспечить подходящее учреждение. Поэтому интеграция означает, что его обязаны будут взять в обычный детский садик. Но у такого поступка есть и обратная сторона: специально обученные педагоги учат слепых детей ориентироваться в пространстве и осуществлять самостоятельную деятельность. Воспитатели часто не имеют для этого нужных знаний.

К плюсам интегрированного обучения можно отнести:

  • Современная психология отмечает пользу совместного обучения: здоровые дети учатся толерантности.
  • Обычные школы и детские сады создают специальные условия для обучения.
  • Родители и педагоги тоже учатся принимать лиц с ОВЗ.

К минусам такого подхода часто относят несоответствие образовательного процесса потребностям инвалида. Мало кто из педагогов умеет оценивать особенности развития ученика с ОВЗ. К серьезному недостатку можно отнести и отсутствие дефектологического образования у педагогического коллектива. Дошкольные и школьные учреждения не имеют достаточной технической оснащенности. Часто руководители образовательного учреждения не могут выделить дополнительных педагогических ставок — для тьюторов, сурдопедагогов и т. д.

Сопоставив
эти различные модели организации
школьного обучения, можно сделать вывод
о том, что при интеграционном подходе
ребёнок с особыми образовательными
потребностями адаптируется к системе
образования, которая при этом остается
неизменной, а при инклюзивном подходе
система образования проходит цикл
преобразований и приобретает возможность
адаптироваться к особым образовательным
потребностям учащихся.

Интегрированное
обучение

— это обучение (воспитание) в совместной
образовательной среде детей с ограниченными
возможностями здоровья (дети с задержкой
психического развития, с тяжелыми
формами нарушения речи, дети-инвалиды
и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений,
посредством обеспечения детям с
ограниченными возможностями здоровья
специальных условий обучения/воспитания
и социальной адаптации, не снижающих в
целом уровень образования для детей,
не имеющих таковых ограничений в классе.

Один
из основных аспектов интеграции в
образовании — правильно организованные
условия обучения для конкретного
ребенка. В условиях интеграции ребенок
должен быть готов осваивать программу,
предназначенную для здоровых сверстников,
в этом случае можно говорить и о готовности
к данному процессу как самого ребенка,
так и его окружения, то есть о внешних
и внутренних условиях интеграции.

К
внешним условиям, которые обеспечивают
эффективную интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями,
относятся:

  • раннее
    выявление нарушений (на первом году
    жизни) и проведение уже с первых месяцев
    жизни коррекционной работы;

  • стремление
    и готовность родителей помогать ребёнку
    в процессе обучения, желание родителей
    обучать ребенка вместе со здоровыми
    детьми;

  • наличие
    в учреждении возможностей оказывать
    интегрированному ребенку квалифицированную
    помощь;

  • создание
    условий для реализации вариативных
    моделей интегрированного обучения.

К
внутренним условиям или показателям,
способствующим эффективной интеграции,
относятся:

  • уровень
    психического и речевого развития,
    соответствующий возрастной норме или
    близкий к ней;

  • возможность
    овладения общим образовательным
    стандартом в предусмотренные для
    нормально развивающихся детей сроки;

Инклюзивное
образование

— это такая организация процесса
обучения, при которой ВСЕ дети, независимо
от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены
в общую систему образования и обучаются
по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних
и тех же общеобразовательных школах, —
в таких школах общего типа, которые
учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам
необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное
обучение детей с особенностями развития
совместно с их сверстниками – это
обучение разных детей в одном классе,
а не в специально выделенной группе
(классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзия
— глубокое погружение ребёнка в
адаптированную образовательную среду
и оказание ему поддерживающих услуг.

Инклюзивное
(включающее) образование дает возможность
всем в полном объеме участвовать в жизни
коллектива детского сада, школы,
института. Благодаря этому школа
превращается в такое образовательное
пространство, которое стимулирует и
поддерживает не только учеников, но и
собственных сотрудников. Сообщество,
которое поддерживает и высоко ценит
достижения каждого члена.

Такое
образование базируется на восьми
принципах:

  1. Ценность
    человека не зависит от его способностей
    и достижений.

  2. Каждый
    человек способен чувствовать и думать.

  3. Каждый
    человек имеет право на общение и на то,
    чтобы быть услышанным.

  4. Все
    люди нуждаются друг в друге.

  5. Подлинное
    образование может осуществляться
    только в контексте реальных взаимоотношений.

  6. Все
    люди нуждаются в поддержке и дружбе
    ровесников.

  7. Для
    всех обучающихся достижение прогресса
    скорее может быть в том, что они могут
    делать, чем в том, что не могут.

  8. Разнообразие
    активизирует все стороны жизни человека.

Инклюзивные
школы открыты для всех — для каждого
ребенка и подростка. Инклюзивные школы
приспосабливаются ко всем детям, вне
зависимости от их психологических,
умственных, социальных, эмоциональных,
языковых или любых других особенностей.
В них могут обучаться дети с инвалидностью
и особыми дарованиями; дети, принадлежащие
к языковому, этническому или культурному
меньшинству; дети из необеспеченных
регионов и ущемленных в правах социальных
групп.

Обучение
детей в таких учреждениях должно быть
организовано таким образом, чтобы
удовлетворить особые потребности
каждого ребенка. Поэтому основным
отличием интегрированного образования
от инклюзивного является то, что
интегрированное образование подразумевает
обеспечение доступности обычной
образовательной программы внутри
школьных стен для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья,
прежде всего — с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, а
инклюзивное обучение и образование —
создание и поддержание условий для
совместного обучения в классе обычных
детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья по разным образовательным
программам, соответствующим их
возможностям.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

Коррекционная педагогика[править | править код]

В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н. М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин „интеграция“ означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» . Схожее определение даётся и в работе М. И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» .
В работах Н. Н. Малофеева и Н. Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения
. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
В работах об интеграции детей с отклонениями в развитии вводится такое понятие, как социально-культурная интеграция
. Содержание этого понятия разработано в исследованиях Д. Л. Шамсутдиновой. «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д.»
Н. М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки
. Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В отечественной специальной педагогике используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемый термин — интегрированное обучение. М. И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» . Схожее определение интегрированного обучения даётся С. С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей — обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми» . Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л. С. Волковой, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Л. П. Уфимцева, Н. Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используется термин интегрированное обучение и воспитание, интегрированное образование. Однако в их содержание авторы вкладывают схожий смысл.
Помимо работ, анализирующих подходы к интеграции и интегрированному обучению, написанных в рамках специального образования, имеются монографические исследования, посвящённые данному вопросу, написанные в рамках общей педагогики и социологии образования
. Д. В. Шамсутдинова использует понятие социально- культурная интеграция, содержание которого перекликается с содержанием понятия интеграция, используемым в специальной педагогике.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. — 2009. — N 1. — С. 9-13.

Ссылки[править | править код]

  • Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики
  • Ситаров В. А., Шутенко А. И. Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
  • Инклюзивное образование
  • Видеолекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) «Международный опыт инклюзии»
  • Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете

Литература[править | править код]

  • Краевский В. В. Методология педагогической науки.- М.,2000.
  • Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
  • Талызина Н. Ф. Педагогическая психология.- М.,2006.
  • Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.
  • Леднёв В. С. Содержание образования.-М.,1989.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
  • Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.
  • Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.
  • Гапеенкова С. М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения.-Пенза,1997.
  • Назарова Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
  • Никитина М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития//Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей.- СПб., 1997.- Ч. 2.- С. 152.
  • Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада … д.пед.н.- М.,1996.
  • Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.- С. 8 — 13.
  • Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002; Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.- С. 99.
  • Дефектология: Словарь-справочник.- М., 1996.- С. 35.
  • Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002
  • Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.