Как избавиться от водобоязни взрослому или ребенку

Психиатры называют патологическую боязнь любых источников воды аквафобией либо гидрофобией. Человек, испытывающий паническую боязнь воды, опасается, что она может попасть в его лёгкие, и он захлебнётся.

Очень часто гидрофобия проявляется в качестве одного из симптомов бешенства. При этом пациент может бояться не только открытых водоёмов, но и капель жидкости на своей коже.

Почему возникает фобия

При приступе бешенства человек может ощущать сильные спазмы в лёгких при попытке проглотить жидкость. Это помогает отличить бешенство от обычной гидрофобии как психического отклонения.

В большинстве случаев причиной развития такой проблемы становится первый неудачный контакт с водой в ранние годы жизни. Малыш мог попасть в ситуацию, когда он мог утонуть, или просто испугаться рассказа родителей о водяном или утопленнике. После такого страх часто закрепляется в памяти ребенка и сопровождает его всю жизнь, постепенно перерождаясь в отклонение — аквафобию.

У взрослых такое может возникнуть после цунами, наводнения и кораблекрушения. Кроме того, причиной фобии может стать вид утопленника или любой фильм с катастрофой на воде. Правда, такие факторы могут развить гидрофобию лишь у людей с высоким показателем впечатлительности.

Аквафобия может возникнуть у человека, который, не умея плавать, оказывается в водоеме или бассейне. В таком случае опасения могут обуславливаться инстинктом самосохранения.

Страх воды может формироваться с различным уровнем интенсивности от лёгкой тревоги до состояния, которое будет больше напомнить паническую атаку, происходящую вместе с потерей самоконтроля и неспособностью принимать взвешенные решения.

Самые распространённые признаки боязни воды:

  • ощущение тревоги и волнения;
  • сильное головокружение с чувством скорой потери сознания;
  • холодного и липкого пота;
  • ощущения сухости во рту;
  • тремор;
  • чувство онемения;
  • одышка, трудности с дыханием, невозможность сделать глубокий вдох;
  • учащённый пульс;
  • потеря ориентации в окружающем пространстве.

Если страх проявляется довольно сильно, то может заметно ухудшить качество жизни человека. К примеру, люди, страдающие боязнью утонуть, не могут нормально купаться в любом водоёме, комфортно ощущать себя на пляже или кататься на яхтах и катерах. В еще более сложных ситуациях могут проявляться трудности с простыми гигиеническими процедурами.

Если фобия сильно мешает человеку жить, то нужно обязательно не затягивать и обратиться к психотерапевту.

Победить такой страх помогут такие способы, как когнитивная терапия, гипнотерапия, и десенсибилизирующая терапия. В особо тяжёлом случае лечащий врач выпишет лекарственные средства. Очень часто больной может самостоятельно помочь себе, изучив предварительно информацию об объекте своего страха.

Часто боязнь воды считается симптомом серьёзной соматической болезни. К примеру, если человек болеет бешенством либо столбняком, он боится воды так сильно, что в процессе глотания чувствуются сильные судороги и спазмы в горле. Именно поэтому бешенство длительное время называлось водобоязнью.

Термин гидрофобия в медицинской сфере чаще всего применяется по отношению к одному из симптомов бешенства. Если речь идёт о психологическом феномене, лучше всего применять слово аквафобия. Но для обозначения патологической формы страха перед водой могут использоваться сразу два определения.

Водобоязнь у детей

Страх перед водой могут испытывать многие дети. Такие панические атаки в психологии определены как невротический симптом. Обычно гидрофобия формируется к возрасту от 4 до 5 лет.

Это может вызывать сильное удивление у родителей, так как ещё вчера малыш наслаждался водными процедурами, а уже сегодня даже близко боится подойти к реке или озеру. При этом вспомнить фактор, который мог развить этот страх, почти невозможно. Может быть, его и вовсе нет. Ответ в этом случае нужно искать при проведении психоанализа.

Психоаналитики считают, что вода — это показатель чувственности. Именно поэтому сны, в которых человеку снится озеро или пруд, говорят о чувствах к кому-то в реальной жизни.

Словосочетания «захлёбываться в эмоциях» и «тонуть в чувствах» возникли не просто так. Если чувства и эмоции обладают лишь положительной окраской, то беспокоиться не нужно, плохой — человек может физически почувствовать, что начинает задыхаться.

В возрасте четырёх лет дети начинают испытывать большое число страхов. Каждая отрицательная эмоция может стать настоящей фобией. Это может быть ужас перед незнакомыми людьми, темнотой или водой.

При этом родители могут определить у своего малыша сразу несколько невротических симптомов. Боязнь утонуть, как и другой невротический страх, может сохраняться на протяжении некоторого времени. Это очень беспокоит маму и папу, которые хотят как можно быстрее избавить ребенка от таких отрицательных переживаний.

Помощь от родителей

Если стало очевидно, что малыш начал испытывать сильный страх к воде, нужно предпринять следующие действия:

  1. Не стоит заставлять ребёнка купаться. Можно просто поливать его водой на берегу.
  2. Гидрофобия очень часто провоцирует страх перед попаданием воды на лицо. Именно поэтому стоит также тренировать опускать лицо ребёнка в водичку. Нужно доказать малышу, что это никак не повредит жизни и не приведёт к удушью. После того как ребёнок перестанет впадать в панику, нужно научить его правильно задерживать дыхание.
  3. Поливать голову ребёнка из кружки, но только в форме игры. Если заставлять малыша делать то, чего он боится — это усилит стресс и непременно скажется на дальнейшем развитии ребенка и его отношении с водой.
  4. Чаще разговаривать с малышом обо всех его страхах. Может быть, он переживает что-то, скрытое от глаз взрослых людей. Лучше всего будет провести консультацию с детским психологом, который научит, как лучше всего поговорить с ребёнком и завоевать его доверие.

В большинстве случаев погибают в воде именно те дети, которые не питают страха к открытому водоёму. Многие мамы и папы пытаются запугать ребёнка, рассказывая ему истории об утонувших детях, которые не хотят слушаться родителей. Конечно, родители это делают из-за переживаний за ребенка, но малыш может перенять тревогу себе, и в итоге формируется устойчивая фобия, которая может испортить жизнь уже в более взрослом возрасте.

Именно поэтому все психологи рекомендуют родителям оставить попытки запугать своего ребёнка, ведь фобия может стать главной причиной смерти от утопления даже в небольшом водоеме, т. к. из-за своей боязни малыш теряет возможность рационально мыслить, а тело и вовсе перестаёт нормально слушаться всем командам.

Лучше всего будет записать малыша в бассейн, научить его плавать и чётко дать понять, где можно нырять, а где от этой затеи лучше отказаться.

Начинать учиться плавать можно с простого упражнение, которое называется «поплавок»:

  1. Вместе с ребенком зайти на глубину, где вода будет доходить ему до уровня груди.
  2. Попросить малыша глубоко вдохнуть и поджать ноги, слегка наклонившись вперед. Так утонуть просто невозможно: воздух в лёгких будет удерживать на воде.

Как лечить отклонение

Устранить страх перед водой самостоятельно почти невозможно. Если больной настроен помочь себе, то нужно обязательно обратиться к опытному психологу или психотерапевту. Но узнать главную причину появления страха иногда бывает очень сложно, именно поэтому применяется гипнотический сеанс. Но для лечения разных страхов есть и множество других эффективных способов, известных лишь врачам. И какой именно стоит использовать, психотерапевт индивидуально определяет с учётом степени боязни и прочих факторов.

Некоторые люди начинают мириться с тем, что их регулярно сопровождает страх воды, и даже начинают привыкать к нему, не видя в своём состоянии ничего плохого. Но большинство хочет начать жить полноценной жизнью, посещать морские курорты, плавать в бассейне и водоёме, отправляться в круизы на теплоходе. И тогда они прилагают большое количество усилий, чтобы устранить все свои страхи.

Тем не менее в качестве борьбы со своим заболеванием люди с твёрдой волей начинают заниматься плаванием и ли пытаться контактировать с водой другими способами. К примеру, они открывают магазин по продаже экипировки для плавания, продают аквариумы и т. д. Именно поэтому, если существует боязнь воды, то каждый больной самостоятельно решает как избавляться от такой проблемы. Одни идут к врачам, другие усиленно борются с отклонением или привыкают жить вместе с ним.

Лечение фобии будет напрямую зависеть от причины её развития:

  1. Если это связано с неумением плавать, то нужно просто собраться и научиться. Лучше всего, чтобы рядом был кто-то из близких.
  2. Боязнь воображаемых монстров под водой требует понимания, что такой страх — безосновательный.
  3. Для детей ласка и поддержка от родителей — лучшее лекарство.

Страхи, связанные с водой

Есть несколько фобий, которые напрямую связаны с водой:

  1. Лимнофобия — страх перед озёрами и тем, что в них что-то живёт. Обманчивая спокойная поверхность воды, по мнению больных, таит в себе много опасностей. Причиной формирования такого страха может служить психологическая травма с самого детства.
  2. Потамофобия — боязнь быстрого течения и бурных рек. Формируется после попадания в сильный поток или водоворот.
  3. Талассофобия — боязнь утонуть в океане или море, проводить там морские экскурсии.
  4. Антлофобия — страх того, что может произойти внезапное наводнение.
  5. Хионофобия — отвращение и паника при виде снега и контакте с ним.
  6. Омброфобия — страх контакта с каплями дождя.
  7. Аблютофобия — боязнь любой воды. Человек при этом редко моется, мысль о том, что нужно дотронуться до воды, вызывает головокружение, сильное потоотделение, тошноту и дрожь. Этому больше подвержены женщины. Причины формирование отклонения могут крыться в каких-то отрицательных ситуациях, произошедших виз-за воды еще в детстве.

Все эти страхи хоть и встречаются довольно редко, но пагубно влияют на качество жизни. Поэтому нет смысла сживаться с боязнью, особенно если есть способы избавиться от нее.

Часто родители сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, ребенок пугается не столько какого-то явления, сколько реакции взрослого на него. И не всегда эта ситуация сопровождается бурными эмоциями и криками «не трогай!», «отойди!» или открытыми запугиваниями «Видишь вон того дядю? Сейчас он тебя заберет».

В литературе описан случай терапии девочки с явно немотивированным страхом похода в школу. По результатам работы с мамой было выяснено, что в школу они ходили маршрутом, который в собственном детстве мамы связан с сильной травмой. И проходя каждый раз с дочерью мимо этого места, она инстинктивно сильно сжимала руку ребенка. И девочка воспринимала это как сигнал об опасности, поэтому стала бояться школы.

Как понять, что ребенка мучают страхи

Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.

Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.

Кому из мам не известно чувство леденящего страха за здоровье и жизнь своего ребенка. От навязчивые переживаний и мыслей никуда не деться и не спрятаться. Почему нужно научиться не переживать за детей и как избавиться от постоянного чувства страха

Когда на свет появляется долгожданный малыш, жизнь родителей, а в первую очередь мамы, меняется кардинально. Практически весь мир зацикливается на маленьком родном комочке – таком любимом, таком драгоценном и таком ранимом. Как бы ничего не случилось – эта мысль преследует мам в не зависимости от того, сколько ребенку месяцев или лет от рождения. Так хочется оградить своего ребенка от всего плохого, поэтому подключаются переживания, круглосуточный контроль и другие всевозможные методы материнской опеки и защиты. И многие мамы даже не представляют, что именно своими, как кажется «благими» мыслями и переживаниями о здоровье собственной кровиночки, и притягивают беды и болезни к своему ребенку.

Когда-то много лет назад, когда в нашей семье был только один ребенок, всякие страшилки прочно сидели в моей голове: что может случиться с дочкой, когда меня нет рядом. Я не могла спокойно работать, я не могла пойти в гости с мужем к друзьям, или куда-то еще без ребенка. В голове то и дело рождались картинки всевозможных бед и несчастий, которые то и дело подстерегали мою малышку на каждом шагу. И это при том, что я оставляла ее не на чужих людей, с ней всегда были родные люди – дедушки, бабушки, папа. И все равно чувство тревоги не оставляло меня, когда я не была рядом с доченькой. Конечно, мне самой не нравилось это состояние, но я ничего не могла с собой поделать.
В нашей семье трое детей
. Когда рос средний ребенок, сын, в детстве он перенес тяжелую болезнь и чувство смертельного страха за жизнь сына с того момента несколько лет не покидало меня, не давало спать по ночам, не давало нормально жить, в голове были только тревоги, страх и переживания. Параллельно росла младшая дочь, из-за переживаний о сыне, страха за его здоровье, постоянных выматывающих поездок по больницам, врачам, всевозможным специалистам, у меня не хватало сил переживать еще и о ней. К тому же, я видела, что она растет здоровым ребенком, болеет очень редко, а если и заболела чем-то, то очень легко выздоравливает. И я всегда по отношению к ней думала так: «все будет нормально, у нее сильный иммунитет, скоро пройдет». И со временем я поняла, что это действительно так, мои мысли правильные, они работают!
Болезнь сына привела меня к увлечению психологией, эзотерикой, изучению различных духовных практик.
Я поняла, что для того, чтобы с моими детьми было все хорошо, нужно начинать С СЕБЯ, работать НАД СОБОЙ, над мыслями В СВОЕЙ ГОЛОВЕ. И вместо плохого притягивать хорошее. Как только я перестроила свое мышление, убрала страхи и переживания, болезнь сына ушла бесследно, без лекарств, таблеток и врачей. Уже много лет он здоров, а болезнь и ее последствия остались в прошлом. Я перестала переживать и бояться, стала работать над улучшением своего психоэмоционального состояния.

Вам, наверняка приходилось ни один раз замечать, что дети улицы, если можно так выразиться, за которыми родители мало смотрят и мало уделяют внимание, редко болеют, с ними редко что-то случается плохое, они вырастают более приспособленные к миру и достигают успехов в жизни. А, как говориться, «у семи нянек дитя без глаза» – и одеваете по погоде, и продукты дорогие покупаете, и следите, чтоб ничего не случилось плохого, а ребенок болеет и тд. Потому что те родители, НЕ ПЕРЕЖИВАЮТ за своих детей – не создают вокруг них ауру негатива и не притягивают его. Это не говорит о том, что вы должны выгнать ребенка на улицу, пусть как хочет, так и живет. Нет. Нужно научиться НЕ переживать и НЕ бояться.

Связь мамы и ребенка
Кроме мира физического есть мир непроявленный, недоступный для понимания человека. Не зависимо от того, верим мы в его существование или нет. Это мир эмоций, мыслей чувств и оказывают мощное влияние на нас.
Любая наша мысль материальна
. Любая эмоция– это сгусток энергии, который влияет на человека, хоть мы его не видим и не можем потрогать руками. Тревога, чувство страха – это очень сильная эмоция и энергия ее также сильна. Когда мы переживаем, боимся, нас окружает энергия негатива, которая притягивает, как магнит, все плохое. И чем сильнее мы боимся, тем больше мы подпитываем энергию негатива. С человеком обязательно случится то, чего он боится. Таков закон Вселенной.
Эмоциональная связь мамы и ребенка чрезвычайно сильна,мама и ребенок на всю жизнь соединены единой пуповиной. Мамино сердце всегда чувствует, что с ребенком что-то случилось, пусть этому ребенку уже далеко за 30. Так же и ребенок – словно антенка принимает эмоции мамы по отношению к нему. Поэтому на маме лежит большая ответственность за проявление собственных эмоций. Будет мама переживать и бояться, будет ребенок капризным, болезненным и слабым. Будет думать «какой же он у меня слабенький, болезненный, несчастный», ребенок именно таким и будет.

Будет мама спокойной, уравновешенной, гармоничной, с положительными установками в своей голове, будет ребенок спокойным, здоровым психологически и физически.

Почему нельзя переживать за детей

Своими страхами мы притягиваем к своему ребенку негатив и болезни,чтобы было понятнее, мысленно представьте, что над вашим ребенком нависла тяжелая огромная туча ваших негативных мыслей.
Своими страхами, негативными мыслями, постоянным контролем мы мешаем работе Ангела Хранителяребенка. Из-за нас он не может подключиться к полю ребенка и защищать его в полной мере.
Наши негативные мысли и переживания передаются ребенку,он словно антенка принимает их и тоже начинает беспричинно капризничать, плакать, скучать и тревожиться.

Что делатьГоните прочь все негативные мысли.Мысленно представьте в своей голове преграду – это может быть каменная стена, бронебойное стекло, железный щит, о который разбиваются и отлетают прочь негативные мысли.

Выстраивайте свои мысли только в положительном ключе:«с моим ребенком все будет хорошо», «ребенку нравится в детском садике, ему там весело и интересно, у него отличное настроение, воспитатели добрые и внимательные», «ребенок заболел, но он быстро выздоровеет, легко пойдет на поправку, болезнь пройдет без следа и осложнений» и т. д.

Своими положительными и радостными эмоциями и мыслями, своим спокойствием и уверенностью мы передаем ребенку позитивный настрой, делаем его Ангела Хранителя сильнее, делаем биополе ребенка сильнее, защищаем его от бед и болезней. Помните о том, что материнская любовь сильнее любых бед, пользуйтесь ею правильно.

Как избавиться от плохих мыслей. Упражнение «ёжик событий»
Простые установки вроде «Все будет хорошо», конечно, помогают, и на время отвлекают от плохих мыслей, но все же они слабы и малоэффективны, здесь нужно оружие посильнее.
Есть такая практика, которая мне очень помогла вначале работы над собой и сейчас я периодически ею пользуюсь. Называется упражнение «ёжик событий», о ней я узнала из книги известного психолога, писателя, мастера позитивного мышления Александра Свияша. Применять это упражнение можно не только от избавления страха за ребенка, но и в любом случае, если возникает страх или тревожность.
Заключается она в следующем. Когда в вашей голове рождается определенное негативное событие и рисуется картинка трагедии, придумывайте благоприятные выходы из негативной ситуации, придумайте хороший финал. Словно стрелочками-иголками мысленно из негативной ситуации прорисовывайте хорошие – разбивая негатив на кусочки и прорисовывая положительные выходы из ситуации. Например, есть такой страх: вы оставили своего маленького ребенка, который еще плохо умеет ходить, на кого-то, он упал и сильно ударился, его отвезли в больницу… (понятно, что каждая мама сама рисует в своей голове самые страшные страшилки). Подключаем «ёжик событий»: во-первых, с моим ребенком все будет хорошо, я оставила ребенка с бабушкой (тетей, нянечкой), она внимательно смотрит за малышом, во-вторых, даже, если ребенок упадет, ничего страшного не случится, кто-то из взрослых успеет его подхватить на руки, малыш только слегка испугается и вновь смеется, в-третьих, ребенок упал, и даже ударился, но этот ушиб не страшен, боль и испуг прошли через одну минуту и т. д.

Молитвы и благословение
Молитесь за своих детей. Молитва – это очень сильный энергетический посыл, это закодированные волшебные слова, которые защищают и оберегают. Можно читать специальные материнские молитвы о защите детей, «Отче наш», либо просто своими словами просить Небеса о помощи.
Где бы ни были ваши дети, сколько бы им ни было лет, благословляйте своих детей. Это можно делать просто так, в течение дня. Идет ребенок на занятия, в садик, на прогулку, мысленно скажите: «благословляю тебя, мой родной».
Добра и здоровья вам и вашим детям!

Страхи вызывают ухудшение работы мозговых центров, снижение внимания, негативно влияют на социальную адаптацию и разрушают неустановившуюся детскую психику. Могут проявляться в невротических реакциях (вспышки агрессии, плаксивость, гиперактивность и другие нарушения поведения) и психосоматических заболеваниях (психогенный энурез, астма, заикание, аллергия). Если детские страхи своевременно не устранить, они могут развиться в устойчивые тревожно-фобические расстройства и остаться на всю жизнь.

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания. При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей. Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения. Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил. В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

Работа с тревожным ребенком

Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:

  • игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • гипнотерапия;
  • прием медикаментов;
  • мышечная релаксация.

Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.

Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?

Используйте следующие упражнения.

  1. «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
  2. «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
  3. «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.

Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.

Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?

Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.

Игротерапия в борьбе с детскими страхами

Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.

Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.

Арт-терапия в коррекции детских страхов

Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.

Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:

  • уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
  • дорисовать защитный объект;
  • добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
  • приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
  • нарисовать рядом большого себя.

Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?

Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе. Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.

Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.

Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза

Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей. При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи. В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.

Советы психолога, как избавить ребенка от страхов

От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским страхам, какими бы беспочвенными они не казались. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость.

Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета страха, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его страха.

Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение. Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде. Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой.

Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.

Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными. В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту. Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.

Или все-таки детские впечатления настолько влияют на нашу личность, что всю жизнь мы подсознательно действуем под руководством этих впечатлений?

Честно признаюсь, я не сильно верила в эти психологические чудеса — «вспомни неприятный момент из прошлого и поменяй к нему отношение / придумай другое развитие событий / улыбнись и пойми, что всё было в порядке».

А потом нежданно-негаданно сама вспомнила эпизод из детства, очень негативно повлиявший на мои взаимоотношения с противоположным полом, предопределивший мои ошибки, сформировавший мои грабли, на которые я наступала до самого недавнего времени.

Лет с 15−16 я никак не могла взять в толк, что за напасть со мной происходит всякий раз, стоит мне влюбиться. Я буду предельно общительна, добра и мила со всеми, кроме объекта моей страсти. Всеми правдами и неправдами буду скрывать свой интерес, а на все попытки молодого человека завязать со мной общение отвечаю резко, оскорбляю и делаю дальнейший контакт невозможным.

Если в тинейджерстве такое чудное поведение можно назвать забавным, то ближе годам к 20-ти это стало смахивать на патологию. Я не была в восторге от собственной глупости, но ничего поделать не могла, это было выше меня.

И как-то раз совершенно случайно в памяти всплыл эпизод из детства. Мне было 5 лет, я впервые в жизни влюбилась в очаровательного мальчика, безумно похожего на Джастина Тимберлейка. Артём был старше меня, ему было уже 12−13 лет. Я со свойственной мне наивной и глупой откровенностью разболтала свой секрет подружкам. И вдруг — не проходит и часа, как эти «змеюки» зовут меня к «Джастину Тимберлейку» и при большой компании взрослых и детей спрашивают: «А правда, что ты влюбилась в Артёма?».

И все кругом, хихикая, смотрят на меня, как на клоуна. Единственное чувство, которое я тогда испытала, — жгучий стыд перед всеми окружающими, перед Артёмом, которому я тогда казалась круглощёким карапузом. Мне всё это было невдомёк, я только запомнила в самой глубине своего сознания или подсознания: это стыдно и неправильно. В надежде хоть как-то реабилитировать себя я, конечно, всё отрицала и с позором убежала, как маленькая девочка, которой, собственно, и была.

С той поры, сама того не желая, я заложила в свой несчастный оскорблённый мозг идею, что быть в кого-то влюбленным — значит быть поднятым на смех. И уж меньше всего стоит рассчитывать на взаимность.

Бедные ребята, которым я потом не оставляла ни единого шанса, унижая, оскорбляя, и высмеивая, и подумать не могли, что это была моя защитная реакция, что во взрослом мире я пыталась переложить свой позор на их плечи, высмеивая их, как в детстве высмеивали меня.

В жизни я подумать не могла, что такой эпизод из раннего детства будет так сильно и постоянно влиять на меня, взрослого, разумного человека. Влиять плохо, мешая мне строить отношения.

Проблема в том, что когда мы маленькие, то с трудом оцениваем объективность происходящего. Мы всецело доверяем собственным чувствам и ощущениям. И если испытываем неловкость или стыд там, где стоит посмеяться, — никто нам, увы, не поможет.

По собственному опыту могу точно сказать — никто не поможет вам так, как вы сами можете себе помочь. Если у вас есть проблемы в поведении, комплексы и трудности в проявлении себя, общении с окружающими, в первую очередь задайте себе вопрос: что могло послужить причиной подобного поведения? Вспоминайте похожие эпизоды из жизни, пока не доберетесь до самого первого и, как окажется, самого яркого и значимого в будущем. Такие вещи даются не сразу и нелегко.

Самое важное — будьте с собой предельно откровенны, не бойтесь ничего. Поверьте — рано или поздно вы вспомните тот «роковой» момент, определивший ваше проблемное поведение и восприятие мира в будущем.

Как только вы обнаружите «корень зла», постарайтесь спокойно, с высоты прожитых лет, с точки зрения объективности и здравого смысла определить, что вас тогда так сильно задело, обидело. Объясните себе, что вашей вины не было в той «позорной» ситуации, поймите и примите. Наглядно это выглядит так, как если бы вы сегодняшний поговорили с собой-ребенком в той ситуации, разложили самому себе всё по полочкам и сделали правильный вывод.

Если в вашей семье присутствовало насилие — папа поднимал руку на маму или кто-то из родителей поднимал руку на вас, вам нужно понять, что проблема не в вас, но в том, кто так себя вёл. Пожалейте вашего обидчика и гордитесь, что с достоинством вынесли все испытания.

Из любого опыта необходимо извлекать положительные выводы.

Очень важно не бояться заглянуть в глаза своим детским страхам. В какой бы тяжелой ситуации вы ни были, сейчас же всё нормально и вам под силу изменить себя, изменив отношение к детским «травмам».

Не держите тяжёлых воспоминаний в себе, поделитесь ими с близкими вам людьми, очень важно чувствовать понимание и поддержку.

И последнее — не нужно бояться, что во взрослой жизни давние страхи вас настигнут. В противном случае так оно и произойдёт. У меня есть подруга, которая была в детстве свидетельницей отцовского деспотичного поведения — он поднимал руку на маму и был тираном по отношению к ней. Всю свою жизнь она больше всего боялась, что в её семье будет то же самое. Что вы думаете? Как только у неё завязались серьёзные отношения, в одной из ссор молодой человек тоже поднял на неё руку. Сбылся страшный детский кошмар, потому что она всех мужчин интуитивно воспринимала как источник насилия. Но нужно разбираться и в проблемах мужчин, которые ведут себя так в силу жизненных обстоятельств.

Может, имеет смысл посмотреть на такую ситуацию под следующим углом — если мне на пути встречаются такие неуравновешенные мужчины, может, в моих силах помочь им измениться?

Помните, жизнь так коротка, что если всё время концентрироваться на плохих, негативных её аспектах, то так и жизни не будет, получится сплошной мрак. Цените свою жизнь, любите её, не бойтесь любых её проявлений.

Помните — раз вы появились на этот свет, значит это не случайно, вы достойны многого и должны что-то дать миру взамен.