Как научить ребенка произносить «р» при помощи скороговорок

Для полноценной жизни и развития малыша уже к 5—6 годам он должен уметь правильно выговаривать все звуки. Одним из самых сложных звуков в русской речи является «р», поэтому именно с его произношением часто у детей возникают проблемы.

После шести лет лучше обратиться к логопеду, потому что самостоятельное решение этой проблемы может только усугубить ситуацию.

Специалист же поможет выявить причину, по которой ребенку сложно освоить произношение этого звука и поможет эффективно ее устранить.

Причины, по которым ребенок не может выговорить звук «р»

Чтобы произносить звук «р», к шестому году у ребенка должен быть хорошо натренирован артикуляционный аппарат. Факторов, которые мешают правильному формированию речевого аппарата достаточно много. Давайте рассмотрим основные причины, мешающие усвоению звука «р» в речи ребенка:

  1. Первая причина физиологического характера — короткая подъязыковая уздечка. К шести годам уздечка должна тянуться до 8 мм. Слишком утолщенная или малоподвижная уздечка мешает правильному произношению большинства звуков. Этот дефект обычно устраняется при помощи специальных упражнений, но в отдельных случаях приходится обращаться к хирургам, которые ее немного подрезают.
  2. Также на неправильное произношение влияют неправильный прикус, неровные зубы и нетипичное расположение нижней челюсти.
  3. Еще одним фактором, который влияет на правильное произношение, является развитие слуха. Если ребенок плохо или неправильно слышит звуки, то выговорить их правильно он также не сможет.
  4. Самая распространенная причина неправильного произношения — социальная. Ее можно поделить на несколько типов:
  • Недостаток внимания со стороны родителей. В неблагополучных семьях или из-за излишней занятости родителей не уделяется должное внимание развитию речевого аппарата ребенка, вследствие этого малыш начинает произносить все звуки намного позже своих сверстников.
  • Если в семье говорят на нескольких языках, ребенку сложно сфокусироваться на определенном звуке, от этого возникают проблемы с правильным произношением.
  • Еще один распространенный фактор — «сюсюканье» родителей. Как ни странно, это довольно частое явление. От чего-то родители считают, что если они будут говорить на языке ребенка, то он их будет лучше понимать. Но оттого, что малыш не слышит, как правильно произносятся звуки, он соответственно не может правильно их повторить.
  • Наличие проблем с произношением у окружающих ребенка людей. Если кто-то из близких малыша имеет дефекты речи, то с большой вероятностью ребенок переймет эту проблему себе, потому как развитие речи заключается в подражании.

Перед тем как начинать упражнения по развитию правильного произношения ребенка, необходимо точно выяснить причину, которая мешает правильному выговариванию определенных звуков. Только после этого тренировки речи будут результативными.

Как самостоятельно научить ребенка произносить звук «р»

Правильно проговаривать звук «р» следует тренировать ребенка не раньше, чем ему исполнится пять лет. Если поторопиться, то можно только ухудшить положение. Мы же не обучаем трехмесячного ребенка ходить, потому что прекрасно понимаем, что он физически к этому не готов. Также и с речевым аппаратом.

До пяти лет он еще не до конца сформирован, поэтому если заставлять выговаривать звук «р» раньше положенного возраста, может образоваться гортанное произношение, которое исправить гораздо сложнее, нежели научить правильно произносить в положенном возрасте.

Перед тем как научить ребенка говорить звук «р», стоит потренировать его артикуляционный аппарат. Занятия по развитию артикуляции помогут справиться с такими задачами, как:

  • развитие подвижности языка;
  • развитие подвижности губ;
  • развитие подвижности нижней челюсти.

Все это в дальнейшем поможет намного легче усвоить произношение звука «р».

Артикуляционная гимнастика

Необходимо помнить, что проводить все упражнения с ребенком нужно напротив зеркала, чтобы ребенок мог видеть и четко понимать свои действия. При этом, чтобы добиться нужного результата, артикуляционная гимнастика должна доставлять малышу удовольствие, и не утомлять его.

Упражнения на развитие правильного дыхания

В произношении звука «р» важным фактором является правильная постановка дыхания. Поэтому одними из первых необходимо проводить упражнение, которые помогут выработать правильность выдыхания. Одним из самых эффективных способов тренировки являются мыльные пузыри. Также можно практиковать следующие упражнения:

  1. Снежинка. Перед малышом кладут распушенный кусочек ваты, говорят, что это снежинка, и предлагают сдуть. С каждым последующим упражнением ватку отодвигают все дальше от ребенка.
  2. Пинг-понг. Нужно предложить ребенку задуть шарик в импровизированные ворота (это может быть перевернутый стакан, коробочка и прочее). Для большей заинтересованности можно самостоятельно сделать картонные ворота, примеры которых можно найти в интернете.
  3. Из бумаги делается бабочка или самолетик и приклеивается к ниточке. Держа фигурку на ниточке, нужно показать как она красиво летает если на нее подуть, при этом выдох должен быть продолжительным.
  4. Свеча. Нужно показать ребенку как задуть свечу и как дуть на нее, чтобы она «танцевала».
  5. Собака. Можно научить кроху подражать дыханию собаки, которой жарко. Дышать также шумно и с вытянутым языком.
  6. Кораблик. Все дети любят играть в воде. Можно использовать это и пустить на воду кораблик. Научить ребенка дуть на него, чтобы кораблик плавал и попробовать пригнать к определенному месту.

Не стоит огорчаться, если эти упражнения получатся у крохи не сразу. Главное, заинтересовать его, и он сам будет стремиться к достижению результата.

Разминка для языка

Для развития навыка владения языком также существуют всевозможные упражнения. Вот некоторые из них:

  1. Качели. Ребенок как можно шире открывает рот и двигает своим языком вверх и вниз, кончиком языка при этом прикасаясь к зубам. Вверху язык задерживается секунд на 20.
  2. Варенье. Можно предложить ребенку облизать губы справа — налево и наоборот, при этом чтобы язык тянулся дальше изо всех сил. Для большего усердия можно капнуть капельку варенья или сгущенного молока на кончик языка крохи.
  3. Грибок. Малыш крепко прижимает кончик языка к «бугоркам» на нёбе, и застывает в такой позиции секунд на 15.
  4. Маляр. Кончиком языка кроха рисует как кисточкой по нёбу вперед и назад до предела и вправо-влево по щекам.
  5. Орешки. Нужно крепко закрыть рот и поочередно прижимать кончик языка то к одной, то к другой щеке, таким образом, чтобы получались твердые «бугорки».
  6. Маятник. Ребенок изображает маятник часового механизма, совершая движения языком вправо-влево, касаясь уголков губ.
  7. Лошадка. Нужно научить кроху цокать языком изображая цоканье копыт лошадки.

Если все занятия ребенок выполняет без особого труда, то можно смело переходить к освоению произношения звука «р». Если же ребенок наотрез отказывается заниматься, не стоит его принуждать, это не принесет положительных результатов. Лучше отложить занятия и предложить попробовать еще раз через некоторое время.

Самостоятельные тренировки произношения звука «р»

Для изучения как произноситься звук «р» отлично подойдут следующие занятия:

  1. С открытым ртом и кончиком языка, крепко прижатым к верхним зубам, ребенок должен быстро произносить звук «д-д-д». Через какое-то время малыш должен произнести этот звук на максимальном выдохе, при этом понять и запомнить как вибрирует язык. Артикуляция при проговаривании этого звука схожа с артикуляцией при произношении «р», поэтому это упражнение очень эффективно.
  2. Для этого занятия будет необходим специальный логопедический шпатель, его также можно заменить обычной ватной палочкой или чем-то подобным, что не нанесет травмы ребенку. Малыш проговаривает звук «ж», постепенно передвигая кончик языка к верхним зубам, в этот момент мама вводит шпатель под язычок крохе и двигает его из стороны в сторону, чтобы создать вибрацию языка. Малышу нужно выговаривать звук с сильным выдохом, чтобы хорошо прочувствовать вибрацию.
  3. В следующем упражнении малыш проговаривает звук «з-за», при этом язык сильно задвигается назад, а под него вводится шпатель и, так же как и в предыдущем занятии, создается необходимая вибрация.
  4. Это упражнение поможет тренировке произношения мягкого «р». Ребенок с открытым ртом и при помощи вибраций шпателя выговаривает звук «з-зи».
  5. Наверное, самым эффективным упражнением является «моторчик». Язык малыша крепко прижат к нёбу, шпателем создаются колебательные движения, а малыш на максимальном выдохе выговаривает «д-д-д» или «ж-ж-ж». Язык напрягается, при этом кончик расслабляется, от вибраций «моторчик» заводится.

Доведения звука до автоматизма

Сложность с освоением звука «р» в том, что далеко не сразу после первого его произношения малыш может выговаривать его в словах. Он может рычать, а во время речи так и проглатывать или заменять звук «р».

Поэтому как только ребенок научится произносить отдельно самостоятельный звук, его сразу же необходимо начинать дополнять гласными и другими согласными, чтобы результат закрепился.

Введение звука «р» в речевые обороты можно разделить на несколько этапов, каждый из которых необходимо доводить до совершенства и только после этого приступать к следующему:

  1. После усвоения «р» с гласными, рекомендуется вводить такие согласные, как «д»,»т» в слогах «дро»,» тру», «дри» и так далее. Детям проще работать с этими звукосочетаниями.
  2. После того как малыш начал произносить эти слога с легкостью постепенно убираются первые согласные и остаются только «ра», «ри». Дальше следует продолжить изучение этих же звуков только в обратном порядке «ор», «ар», и т. д.
  3. Третьим этапом является переход к словам. Сначала изучаются те, что начинаются с буквы «р» или сочетаний «др», «тр» (ребенок, река, трава и т. п. ).
  4. Дальше вводятся слова, в которых «р» в середине — корова, теремок, и прочие.
  5. Одновременно с усвоением звука «р» в словах, изучается и произношение мягкого «р».

Скороговорки со звуком «р»

На помощь в автоматизации звука «р» придут скороговорки. Их множество можно найти в интернете. Ниже приведены несколько для примера:

  • Роет крот у ворот свой подземный переход.
  • Дрозд прост — упорный хвост, проворный нос.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

В начале скороговорки произносятся медленно, до тех пор, пока кроха хорошо не запомнит их и не будет сбиваться, дальше темп необходимо наращивать.

Регулярное повторение скороговорок помогут ребенку не только научиться проговаривать различные звуки, но и выработать четкую и красивую речь, что в дальнейшем станет очень полезным навыком. Также изучение скороговорок вырабатывают внимательность и вдумчивость, что тоже в дальнейшем сыграет хорошую роль в развитии ребенка.

Как научиться выговаривать «р» взрослому человеку

Невозможность произношения «р» взрослым человеком называется картавостью. Эта проблема может сильно усложнить жизнь, породив множество комплексов. Но если избавится от такого дефекта речи малышу можно при помощи нескольких сеансов с логопедом, то взрослому человеку сделать это намного труднее, ведь его мышцы уже привыкли к неправильному произношению. Но это не повод отчаиваться и закапывать проблему глубоко в себя. Упражнения, приведенные выше, также могут помочь и взрослому человеку, просто на это потребуется немного больше времени.

Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой, выполнение упражнений для выговаривания «р» и произношение нескольких скороговорок от картавости помогут научиться даже взрослому человеку правильно произносить звук «р».

Главным условием тренировок как для взрослых, так и для детей является систематичность выполнения упражнений и терпение, потому что в спешке достичь желаемого результата не получится.

Ответственные родители, которые интересуются методиками развития детей, знают, что скороговорки для развития речи — это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.

Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

О предыстории скороговорок

Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы — это плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того, чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.

Главная особенность скороговорок — это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.

Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.

Для чего работать со скороговорками

Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:

  • чёткая дикция;
  • устранение последствий косноязычия;
  • грамотная речь;
  • увеличение активного словаря;
  • развитие фонематического слуха.

Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.

Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.

Работа со звуками

Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому, что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.

Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат — понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.

Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» — после освоения звука «с».

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:

  • свистящие «з» и «с» подразумевают собой сильный напор воздуха при выдохе;
  • необходимость использования мягких вариаций данных звуков требует более сложного обучения.

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант — специальная гимнастика для языка.

  1. Занимаясь постановкой звуков «ш» и «ж», старайтесь, чтобы ребёнок вытянул губы в трубочку и через сомкнутые зубы медленно вдыхал и выдыхал воздух.
  2. Для проработки звуков «с» и «з» дети могут растянуть губы в улыбке, прижимая кончик языка к нёбу таким образом, чтобы его бока были прижаты в верхнему ряду зубов. Во время выдоха зубы должны оставаться сомкнутыми.
  3. Перед занятием на произношение звука «ц» можно предложить детям кончик язык закусить зубами, после чего резко убрать его в рот вместе с выдохом.
  4. Лучше справиться с освоением звука «ч» поможет следующая разминка: рот полуоткрыть, зубы разжать, язык упереть в верхнее нёбо и выдохнуть так, чтобы язык не контактировал с верхними зубами.
  5. Научиться произносить звук «л» дети смогут лучше после упражнения типа «болтушка», когда зубы разомкнуты, язык изогнут ковшом и поочередно проводится то по верхнему, то по нижнему нёбу.
  6. Перед началом работы над тренировкой звука «р» можно вместе с детьми поцокать, щёлкая языком, таким образом привыкая к работе с вибрацией языка.

Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.

  1. Начните с того,что медленно прочитайте ребёнку скороговорку, чтобы он уловил смысл.
  2. Выучите вместе с ним строчки, не делая акцент на скорости произношения, разобрав скороговорку на части. Следите за произношением рифмованных строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая» отдельные звуки.
  3. Как только строчки будут выучены, можно попробовать вместе с ребёнком проговорить их быстрее.
  4. Экспериментируйте не только со скоростью произношения, но и с громкостью и тембром.

Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу — отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать

Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста — это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.

По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.

Ниже полезные рекомендации для родителей, желающих заинтересовать детей скороговорками по-настоящему.

  1. Предложите ребёнку взять в руки мяч и подбрасывать его вверх в одном темпе, одновременно проговаривая скороговорку. Можно сделать это вместе с ним, соревнуясь. Обратите внимание, что ловить и бросать мяч нужно на каждый новый слог.
  2. Произносить рифмованные строчки ребёнок может попробовать, просто перекладывая небольшой мяч из одной руки в другую.
  3. Не используя мяч, можно просто отхлопывать скороговорку, создавая определенный ритм.
  4. Можно посоревноваться с ребёнком, предложив ему повторить скороговорку несколько раз без ошибок, постепенно ускоряя темп. Победителю — приз.

Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

Скороговорки для корректировки речи подростков

Работать над развитием речи нужно не только с дошкольниками и младшими школьниками. В корректировке произношения могут нуждаться также дети подросткового возраста, время которых было несколько упущено. Для них нужно будет подбирать сложные скороговорки, не беспокоясь о том, что они с ними не справятся.

В подростковом возрасте у ребят не возникнет проблем с разучиванием даже длинных и сложнопроизносимых скороговорок. Более того, повзрослевшим ребятам будет интересно проверить свои силы в разучивании таких стишков.

Самой сложной скороговоркой считается «Лигурия». Чтобы научиться её проговаривать, потребуется определенная тренировка. Главная особенность данной скороговорки — в её состав входит 440 слов.

Тренируясь для произношения этой скороговорки, нужно отрабатывать отдельные фразы поочередно, делая акцент на дикцию и произношение. Терпение и труд помогут справиться с «Лигурией» каждому подростку, который потом смело сможет заявить, что овладел верхом мастерства в области скороговорок.

Заключение

Скороговорки — это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки — отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное — заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем — в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики “Обучение и развитие детей“