Компрессор для пескоструйного аппарата: какой выбрать

Компрессор, используемый для оснащения пескоструйного аппарата, является важнейшим элементом, от правильности выбора которого во многом зависит эффективность работы всей системы. Технические характеристики данного устройства также оказывают непосредственное влияние на производительность выполняемой обработки и на такой немаловажный параметр, как расход абразивного материала.

Пескоструйный агрегат и компрессор – два обязательных компонента одной системы металлообработки

Выбор компрессора

Компрессор для пескоструя является самым дорогостоящим устройством среди всех элементов системы, используемой для выполнения подобной задачи. Комплектуя аппарат для выполнения пескоструйной обработки, многие, руководствуясь естественным желанием сэкономить, приобретают самые дешевые компрессоры, технические характеристики которых не отвечают требуемым параметрам.

Использование компрессора, технические параметры которого не соответствуют характеристикам применяемого пескоструйного аппарата, приводит к тому, что скорость выполнения обработки значительно снижается, увеличивается расход абразивного материала, приходящийся на единицу обрабатываемой площади поверхности, в итоге срываются сроки исполнения работ и увеличивается их стоимость.

Именно поэтому специалисты, выбирая компрессор для выполнения пескоструйки, оценивают не только объемы работ, которые предстоит осуществить, но также и сроки, в которые необходимо уложиться. Для выбора компрессора чаще всего используют специальные таблицы, где приведены соотношения таких параметров, как:

  • давление, которое способен обеспечить компрессор;
  • уровень потребления пескоструйным аппаратом сжатого воздуха;
  • расход абразивного материала, приходящийся на единицу площади обрабатываемой поверхности;
  • скорость выполнения обработки.

Расход абразива, воздуха и производительность

Данные по расходу абразивного материала, которые указаны в таких таблицах, являются ориентировочными по той причине, что на величину этого параметра оказывают влияние многие факторы. Такими факторами, в частности, являются: тип обрабатываемой поверхности, характер и толщина слоя очищаемого загрязнения или старого покрытия, высота, на которую необходимо поднять абразивную смесь, опыт и квалификация исполнителя работ. Несмотря на не слишком высокую точность данного параметра, приведенного в таблицах, представление о том, какой нужно выбрать компрессор, они дают.

Важные параметры

Если оценивать значимость двух основных характеристик любого компрессора: производительности, измеряемой в объеме воздуха, подаваемого в единицу времени, и давления, под которым такой воздух подается к соплу пескоструйного аппарата, то можно сделать вывод, что они обе являются важными.

Если говорить о производительности компрессора, которая может измеряться в таких единицах, как литр/мин и м3/мин, то следует указать, что данный параметр оказывает влияние на скорость выполнения обработки и качество рабочей смеси, состоящей из абразивного материала и воздуха. Компрессорное оборудование, отличающееся высокой производительностью, дает возможность применять сопла с отверстиями большего диаметра, тем самым увеличивая диаметр пятна обработки и, соответственно, скорость ее выполнения. Для большинства моделей современных пескоструйных аппаратов, работающих по напорному принципу, требуются компрессоры, способные обеспечить производительность в интервале 2,2–17 м3/мин.

Расчет производительности компрессора

Выбор компрессора по показателю давления, которое он способен обеспечить, зависит преимущественно от характеристик обрабатываемой поверхности. Так, для выполнения эффективной пескоструйной обработки конструкций из бетона, кирпича и натурального камня нужен компрессор, который сможет обеспечить давление порядка 3–5 бар, а для качественной очистки металлических поверхностей — 5–8 бар. Большее давление (порядка 9–12 бар) требуется в тех случаях, когда с обрабатываемой поверхности необходимо удалить толстый слой старого покрытия или материал, который отличается высокой абразивной стойкостью. Компрессор, способный обеспечить такое давление, потребуется и в том случае, если абразивную смесь нужно подать на значительное расстояние: свыше 60 метров.

При работе пескоструйного аппарата основная часть давления теряется не в шланге, подающем сжатый воздух от компрессора, а в рукаве, по которому из емкости поступает абразивный материал. Именно поэтому при необходимости выполнения пескоструйных работ на значительном удалении от компрессорной установки покрывать это расстояние нужно за счет длины воздушного шланга, а рукав для подачи абразивного материала стараться делать минимальной длины.

Винтовая или поршневая компрессорная установка?

Поршневые компрессоры, которые подают сжатый воздух в систему со значительными скачками, редко используются для комплектации пескоструйных аппаратов. По причине таких скачков абразивный материал неравномерно смешивается с воздушным потоком, образуя многочисленные комочки, которые не только снижают давление абразивной струи, но и забивают сопло аппарата. Устранить пульсации давления воздуха в системе при использовании поршневого компрессора можно, если включить в систему ресивер и подбирать компрессорную установку, способную обеспечить большее давление, чем требуется для работы пескоструйного аппарата. Еще одним недостатком таких компрессоров, которые в случае острой необходимости можно использовать для выполнения кратковременных пескоструйных работ, является то, что они характеризуются значительным выносом компрессорного масла.

При выборе компрессора учитывайте средний ресурс работы, зависящий от типа оборудования

Всех подобных недостатков лишены компрессорные установки винтового типа, преимущественно используемые для комплектации пескоструйных аппаратов. Такие установки, отличающиеся экономичностью в использовании и обслуживании, способны длительный период времени обеспечивать пескоструйный аппарат сжатым воздухом, уровень давления которого остается стабильным.

Дизельный или электрический компрессор?

Пескоструйные аппараты сегодня могут комплектоваться компрессорными установками, приводящимися в действие от электрических или дизельных двигателей. Какой из подобных компрессоров выбрать, зависит от целого ряда факторов. Понятно, что использовать электрический компрессор не удастся в том случае, если нет возможности подключения к электрической сети. Между тем автономность и мобильность — не единственные достоинства дизельных компрессоров.

Современный дизельный компрессор – это мощный агрегат, оснащенный различными системами, обеспечивающими эффективную работу с любым инструментом

Большая часть современных моделей таких устройств оснащены эффективной системой регулировки их производительности, которая работает по следующему принципу: в тот момент, когда потребление сжатого воздуха пескоструйным аппаратом уменьшается, такая система автоматически снижает обороты приводного двигателя установки; соответственно, когда потребление сжатого воздуха возрастает, обороты двигателя тоже увеличиваются. Подобные системы могут быть установлены и на электрические компрессоры, но по причине конструктивных особенностей подобных устройств стоят они значительно дороже.

К преимуществам электрических компрессоров следует отнести простоту их конструкции, они более экономичны в эксплуатации и обслуживании. Среди таких компрессоров на современном рынке представлены как стационарные, так и мобильные модели, транспортируемые при помощи специального шасси, которым они оснащены. Ограничением для использования электрических установок является также то, что для эффективной работы пескоструйного аппарата требуется компрессор, двигатель которого обладает мощностью в пределах 22–100 кВт. Подключение такого двигателя способна выдержать не каждая электрическая сеть.

На компрессоры, работающие от сети в 220 вольт, практически не устанавливаются двигатели мощнее 3 кВт

Если выбирать, какой компрессор приобрести с учетом экономической составляющей его использования, более предпочтительным окажется выбор электрических устройств.

Рекомендации по эксплуатации компрессоров в зимних условиях

Те, кто собирается использовать компрессор в составе системы для пескоструйной обработки, обязательно должны знать о том, как избежать образования и концентрации в магистралях влаго-масляного конденсата, который не только снижает производительность работы аппарата, но и может привести к его полной остановке. Наличие в подающих магистралях подобного конденсата приводит к намоканию абразивного материала, его слипанию и образованию комков, а если в качестве такого материала используется металлическая дробь, то конденсат способствует ее коррозии и, как следствие, снижению ее качественных характеристик. Компрессорное масло, которое также присутствует в конденсате, при попадании на обрабатываемую поверхность негативно влияет на качество проводимой очистки.

При эксплуатации компрессора в зимний период замените «летнее» масло на масло с температурой застывания не менее 25 градусов

Для того чтобы удалить из системы уже образовавшийся конденсат, используются специальные влагомаслоотделители, работающие по принципу циклонного сепаратора, однако они неспособны остановить процесс его образования. Для решения этой задачи в системах пескоструйной очистки могут быть использованы различные устройства, к наиболее распространенным из которых следует отнести:

  • охладители сжатого воздуха;
  • коалесцентные фильтры;
  • рефрижераторные осушители.

Влагоотделитель можно сделать и самостоятельно, например, из маслофильтра от «волговского» двигателя

При эксплуатации компрессорных установок в условиях низких температур (от минус 5 градусов) их необходимо дополнительно оснащать предпусковыми подогревателями и системами «холодного старта». Естественно, что масло, используемое в компрессорах в таких случаях, также должно быть рассчитано на зимнюю эксплуатацию.

Компрессорное оборудование, бывшее в употреблении

Решая вопрос, какое компрессорное оборудование приобрести, чтобы потратить поменьше денег, многие принимают решение купить установку, уже бывшую в употреблении. Действуя таким образом, следует очень ответственно подходить к выбору оборудования, чтобы не оказаться в итоге в ситуации, когда вам придется постоянно ремонтировать вашу компрессорную установку. Также следует иметь в виду, что компрессор, который уже успел проработать какое-то время, не способен обеспечить тех характеристик, которые указаны в паспортных данных на новое оборудование. Связано подобное положение дел с тем, что любое используемое оборудование подвергается естественному износу, что непременно влияет на его КПД не самым лучшим образом.

Преимущество покупки б/у компрессора – возможность приобретения более мощного агрегата за небольшие деньги

Бывшие в употреблении компрессоры, кроме того, отличаются повышенным расходом топлива, что приводит к увеличению себестоимости проведения пескоструйных работ. Не следует снимать со счетов и то, что такое оборудование может в любой момент отказать, что приведет не только к дополнительным расходам по его ремонту, но и к срыву сроков выполнения работ, а это очень критично во многих ситуациях. Средний срок нормальной эксплуатации компрессорного оборудования составляет 7–10 лет, поэтому приобретение компрессора, который уже отработал такой период времени, просто нецелесообразно.

Самодельные компрессоры

Для тех, кто любит что-то делать своими руками и хочет прилично сэкономить на приобретении серийного компрессора, есть хороший вариант: изготовить самодельное устройство, которое позволит эффективно выполнять несложную пескоструйную обработку в домашних условиях.

Схема компрессора

В качестве основного элемента самодельного устройства для получения сжатого воздуха, который и будет определять его технические характеристики, можно использовать готовые компрессоры от тормозного пневматического привода старых автомобилей марок МАЗ и ЗИЛ (130–157). Такие компрессоры есть и в технике марок МТЗ и ГАЗ, но они малопроизводительны, а устройства от автомобилей КАМАЗ требуют значительной доработки. В качестве ресивера, который необходимо будет установить на такое устройство, можно использовать обычный газовый баллон емкостью 50 литров. Для привода компрессорной головки подойдет электродвигатель как на 220, так и на 380 В.

Своими руками для такого самодельного компрессора вам потребуется изготовить только раму, на которой все составные элементы устройства собираются в единую конструкцию.

С ростом уровня технических решений даже в малой мастерской можно организовать рабочее место для пескоструйной обработки разнообразных материалов. Это стало возможным как благодаря появлению на рынке доступных по цене компрессоров, так и доступности разнообразных комплектующих и расходников, таких как сопла, уловители масла и влаги, абразивных порошков.

Однако для достижения высокой производительности труда и результативности нужно правильно подбирать оборудование. Компрессор для пескоструйного аппарата должен иметь определенные характеристики, зависящие от обрабатываемой поверхности. Также есть ряд рекомендаций построения обвязки и других частей общего технического решения комплекта инструментов.

Подбор основных характеристик компрессора

Во множестве справочных материалов можно найти данные, что минимальный порог производительности компрессора должен составлять 500 л в минуту при давлении в 5 бар. Однако практически нигде не говорится правды. Выбрать компрессор для пескоструя с такими характеристиками можно даже без необходимой обвязки. Однако при этом:

  • пескоструйный аппарат сможет работать только с ограниченными типами поверхностей и покрытий;
  • не обеспечивается долговременное использование пескоструйной установки — нужны паузы для охлаждения двигателя;
  • пескоструйный компрессор проявит все свои конструкционные особенности, в частности, роторные модели будут неизбежно подавать воздух рывками.

На основании практического опыта использования и рекомендаций ведущих производителей профессионального оборудования можно вывести честную оценку минимальных требований к нагнетательному комплексу. Компрессор должен обязательно работать с обвязкой в виде ресивера. При правильном выборе его объема возможно достижение требуемой непрерывности работы, даже если используется нагнетатель поршневого типа.

Основные требования, по которым можно подобрать компрессор для пескоструйного аппарата зависят от материалов и характера покрытий, с которыми придется работать:

  • для обработки бетона, камерных поверхностей, стеновой кирпичной кладки минимальный уровень рабочего давления должен составлять 3 бара;
  • при работах с металлом компрессор должен обеспечивать давление в 6 бар;
  • для удаления прочных покрытий рекомендуемое давление составляет 9 бар.

Максимум, на который стоит ориентироваться, если хочется выбрать компрессор для пескоструя с высокой универсальностью — давление в 12 бар. В рассматриваемых рекомендациях принимается, что диаметр рабочего сопла составляет 5 мм, а показатель уровня прокачки — 800 л в минуту.

Совет! Сегодня множество производителей предлагает готовые воздушные станции под пескоструйный аппарат, обеспечивающие производительность на уровне от 700 до 2019 л в минуту с давлением до 12 бар. Именно такой комплект рекомендуется приобрести для достижения оптимальных показателей производительности и удобства использования в условиях мастерской. Для промышленных целей рекомендуется выбрать устройство с производительностью в 3000-5000 л/минуту и выходным давлением до 10 бар. Обычно это компрессоры винтового типа.\

Правильный выбор шлангов

Большую роль в формировании конечных параметров воздушно-абразивной струи пескоструя играет оснащение аппарата. Это шланги, разнообразные соединительные элементы, сгоны, переходники. Для того чтобы мощность компрессора использовалась оптимально, рекомендуется:

  • не допускать изменение диаметров канала прохода воздуха на протяжении трассы;
  • минимизировать число переходных элементов;
  • использовать прочные, не перегибаемые шланги с диаметром, который в 3-4 раза больше рабочего диаметра сопла.


Длина шланга от воздушной станции до пескоструйного пистолета должна быть минимальной. Передвижной компрессор промышленного производства обязательно учитывает такую особенность. Если же речь идет о полукустарной установке, рекомендуется увеличивать протяженность шлангов путем наращивания шланга, идущего от компрессора к блоку смешивания абразивно-воздушной смеси.

Еще больше увеличить производительность, уменьшить простои и получить нужное, стабильное давление для пескоструя можно при помощи выбора типа нагнетателя.

Выбор типа компрессора

Основное требование при подаче сжатого воздуха в камеру смешивания пескоструйного аппарата — равномерность. Поэтому некоторые типы компрессоров однозначно выигрывают сравнение благодаря особенностям конструкции. Другие же при этом более распространены и доступнее по цене. Что именно выбрать — зависит от планируемых объемов и характера производимых работ.

Поршневые

Поршневые компрессоры выглядят идеальным вариантом для пользователей, которым нужно производить малый или средний объем работ. Они хорошо разместятся в гараже, достаточно неприхотливы зимой. Однако данный тип устройств имеет некоторые особенности.

  1. Из-за дискретной работы поршневой группы воздух поступает рывками.
  2. Аппарат, который подойдет для пескоструя, будет масляного типа. В таких устройствах не исключено попадание капель масла в выходной поток воздуха.
  3. Компрессор должен работать с обязательными остановками для охлаждения.

Важно! Поршневая модель без обвязки мало пригодна для пескоструйного автомата. Рывки воздуха могут вызвать нежелательные повреждения поверхности. Поступление масла способно вызвать комкование абразивного материала, засор или выход из строя блока смешивания, неприемлемое качество обработки поверхности.

Однако поршневой компрессор лучше купить в составе готовой воздушной станции. В этом случае устройство будет оснащено необходимой обвязкой, куда входит:

  • ресивер в роли демпфирующего рывки накопителя, убирающего броски подачи и позволяющего двигателю останавливаться для охлаждения;
  • уловителя масла, устанавливаемого на выходе компрессора;
  • редуктора, стабилизирующего выходное давление;
  • уловителя конденсата (влаги), устанавливаемого на выходе станции или входящего в состав редуктора давления.

Оснащенная должным образом станция отлично подойдет для малых мастерских. При правильном выборе параметров, она обеспечит нужное давление для пескоструя и объем прокачки, при этом не перегреваясь до останова длительное время.

Винтовые компрессоры

Главная особенность винтового компрессора, ценная для аппаратов пескоструйной обработки — полное отсутствие бросков воздуха на выходе. Устройства данного класса:

  • практически не вибрируют при работе;
  • точно регулируются на заводе и не требуют вмешательства, сложного периодического обслуживания;
  • характеризуются очень стабильной работой.

Однако винтовые компрессоры — не частый обитатель малых мастерских. Причина проста: устройства дороги, зачастую ориентированы на стационарную установку. Винтовой компрессор формирует значительное давление и характеризуется огромной производительностью воздуха. Оборудование такого типа рационально использовать в паре с ресивером (или несколькими) для питания нескольких установок пескоструйной обработки.

Электрические

Электрические компрессоры — самый распространенный класс оборудования. Среди предлагаемых на рынке моделей можно выбрать изделие нужной мощности и производительности. Однако если вести речь о масштабном использовании таких устройств, становится понятно, что при некоторых граничных требованиях к объемам и параметрам подаваемого сжатого воздуха использование таких компрессоров экономически неэффективно. Поэтому места, где применяется воздушный электрический компрессор, ограничены мелкими, средними мастерскими, частными гаражами.

Важно! Оборудование данного класса имеет еще один недостаток: для работы ему требуется мощный источник энергии. Поэтому электрический компрессор применяется, так сказать, в пределах цивилизации, там, где есть централизованные сети поставки энергии.

Дизельные и бензиновые

Дизельные и бензиновые компрессоры предлагают огромные преимущества во множестве случаев. К примеру:

  • работают без сети питания;
  • могут действовать в мороз (дизельные — при условии оснащения специальной пусковой системой, так называемый зимний пакет);
  • в отдельных случаях — экономичнее электрических.

Но главное, чем ценны дизельный или бензиновый компрессор — их энергозаряженность значительно выше электрических устройств. При тех же массовых показателях оборудование на двигателе внутреннего сгорания будет гораздо более мощным и производительным. Поэтому зачастую крупные мастерские или производственные цеха используют именно дизельные или бензиновые компрессоры.

Важно! Как еще одну немаловажную черту оборудования с двигателем внутреннего сгорания можно отметить лучшую механику охлаждения и возможность непрерывной работы на протяжении нескольких смен или круглосуточно. Поэтому компрессоры на дизеле и бензине достаточно популярны, предлагаются в огромном ассортименте моделей, винтового и поршневого типа.

Стоит ли покупать б/у компрессор

Вторичный рынок оборудования весьма привлекателен низкими ценами, цветет уверениями продавцов в стиле «включался один раз для проверки», радует разнообразием компрессоров для пескоструя. Однако рассматривая б/у оборудование, стоит не поддаваться внешнему впечатлению. Множество изделий вторичного рынка проходят косметику, предпродажную подготовку. Выглядят они отлично, однако на характере работы это никак не сказывается. Если же сложная финансовая ситуация заставляет обращать внимание на б/у компрессоры, стоит помнить некоторые факты.

  1. Со временем параметрика компрессора неизбежно падает. Поэтому если нужно купить оборудование с высокими показателями, его лучше проверять тщательно, используя расходометры и другое измерительные устройства.
  2. Дизельные компрессоры отличаются наибольшим износом. Поршневая группа двигателя из-за постоянно высокого давления в камерах разрушается. Двигатель потребляет больше топлива при меньшей отдаваемой мощности, испытывает сложности запуска с падением температуры воздуха. Б/у оборудование это типа потребует высоких расходов на обслуживание, постоянную чистку, ремонты.
  3. Винтовой компрессор на вторичном рынке — настоящая темная лошадка. Оборудование может не соответствовать заявленным характеристикам. Кроме этого — изношенные подшипники или роторные блоки потребуют дорогостоящего ремонта или замены, с привлечением специалистов или фирменного сервиса. Еще хуже, если останов компрессора вызовет останов работ и срыв сроков выполнения заказов.
  4. Оборудование с нераспространенными типами узлов, смазок — не лучший выбор. Особенно это касается изделий китайской промышленности и никому не известных брендов. При выходе из строя починить такой компрессор может быть очень сложно или невозможно в связи с недоступностью запасных частей.

Производители компрессоров для пескоструйной обработки (если речь идет о серьезных компаниях) всегда заявляют для своего оборудования длительность нормальной эксплуатации. Обычно этот срок составляет 7-10 лет. По этому параметру (ориентируясь на дату продажи или выпуска) можно выбирать компрессор на вторичном рынке.

Совет! Ориентироваться только на номинальный срок службы при оценке рациональности покупки нельзя. Компрессор мог работать в критичных режимах, перегреваться, использовать топливо плохого качества, действовать с нежелательными параметрами питания. Поэтому каждое устройство нужно проверять максимально тщательно, обращая внимание на износ движущихся деталей, параметрику воздушного потока, состояние обмоток и другие ключевые детали.

Как лучше всего эксплуатировать компрессор

При работе с пескоструйным аппаратом нужно не только достигать высокой производительности труда и требуемой чистоты обработки поверхности. Перед оператором всегда встает следующий список задач.

  1. Достигать как можно большего количества циклов рекуперации для абразивного материала.
  2. Не допускать нежелательных воздействий на обрабатываемую основу.
  3. Работать при любой погоде.
  4. Снижать попадание пыли во входной тракт.

Решить перечисленные задачи позволят промышленно выпускаемые узлы, часть из которых должна обязательно входить в обвязку воздушной станции.

Нейтрализация конденсата

Конденсат всегда возникает на границе преобразования давления. При заборе воздуха и его сжатии в нагнетателе обязательно образуется конденсат, который попадает в выходной тракт. Поступление воздушных капель:

  • вызывает комкование абразивного песка, что снижает качество обработки, способно нарушать работу узла смешивания;
  • вызывает коррозию некоторых абразивных материалов, в частности — стальной дроби, что снижает число циклов рекуперации и экономическую эффективность.

Нейтрализовать конденсат можно при помощи охладителя сжатого газа, после которого устанавливается циклонный сепаратор-влагоуловитель. Данный комплект оборудования устанавливается на выходе нагнетателя (рекомендуется) или ресивера.

Циклонный сепаратор-влагоуловитель

Нейтрализация масла

Присутствие масла в выходном потоке воздуха — обычная черта поршневых устройств. Механика действия таких примесей на абразивную смесь аналогична воздействию конденсата. За исключением того, что масло не вызывает коррозии. Однако оно может быть крайне нежелательным при обработке поверхности.

Попадая на основу, масло способно вызывать самые различные неприятные последствия: от нарушения химического состава, уменьшения адгезии, до разрушения или изменения цвета. Для нейтрализации такой примеси в выходном потоке воздуха нужен специальный уловитель. Данный узел должен устанавливаться непосредственно на выходе компрессора.

Работа в зимнее время

Падение температуры ниже 0% опасно для электрических устройств. Дальнейшее снижение показателей может вызвать проблемы запуска двигателей внутреннего сгорания. Особенно сложно в мороз заводится дизель. Поэтому, если планируется работать зимой на открытом воздухе, стоит обязательно принимать меры для обеспечения надлежащих условий эксплуатации компрессора.

Электрические устройства заключаются в корпус с подогревом. Такую систему можно сделать самостоятельно, используя термодатчики и специальный нагревательный кабель.

Совет! Для компрессоров с двигателем внутреннего сгорания рекомендуется не создавать малоэффективных и зачастую опасных самоделок. Компрессоры такого класса необходимо покупать с комплектными зимними пакетами.

Уменьшение количества пыли во входном тракте

Проще всего ликвидировать опасность попадания в компрессор пыли. Для этого применяются схемы.

  1. К компрессорной станции, где нагнетатель и ресивер объединены в единую конструкцию, присоединяют подводной шланг, конец которого выводится далеко за пределы рабочей зоны.
  2. В системах, где компрессор и ресивер разделены, допускается удлинить трассу, идущую от нагнетателя. Последний помещается вдали от рабочей зоны. Удлинять шланг от ресивера к пескоструйному пистолету не рекомендуется.

В отдельных случаях для очистки входного воздуха от пыли можно применить автомобильный или специальный промышленный фильтр. Такое оснащение потребует периодической чистки узла или замены рабочего элемента. Однако в случаях, когда нет возможности очистить входной воздух другим способом, идти на подобные расходы достаточно рационально.

Заключение

Правильно выбранный компрессор — залог качественной обработки поверхности с хорошей производительностью труда. Однако без надлежащей обвязки, средств очистки воздуха от влаги, масла, достичь требуемой непрерывности и удобства просто не получится. Поэтому к вопросу выбора оборудования нужно подходить с полным вниманием, не стараясь экономить на ключевых элементах или при помощи покупки б/у агрегатов.

При организации сервиса по ремонту кузовов автомобилей возникает вопрос по очистке металла от грязи, ржавчины и старого лакокрасочного покрытия. Чтобы быстро удалить все лишние компоненты с металлической поверхности используют пескоструй. Струя песка в смеси с воздухом оперативно снимет все неметаллические материалы. Перед создателями малого предприятия по ремонту авто возникает вопрос: «Какой компрессор нужен для пескоструйного аппарата?»

Не только в гараже используют подобные аппараты. При ремонте мостов или строительных конструкций, в которых требуется удалить старую штукатурку, используют приспособления для подачи абразивной струи под высоким давлением. Модным направлением в изготовлении мебели уже много лет остается остекление предметов интерьера. Дополнительной опцией оказывается нанесение рисунка на стеклах и зеркалах с помощью пескоструя. Область применения установки для абразивной обработки довольно обширна. Сердцем любой из них является компрессор.

Основные параметры для выбора

На основании опытов установлено, что для обработки металлической поверхности площадью несколько квадратных метров требуется обеспечить непрерывную подачу струи абразива в смеси с воздухом массой 0,05…0,07 кг/с. Объемное соотношение между песком и воздухом оставляет (0,01…0,012):1. Получается, что для подачи песка нужно воздуха по объему в 100 раз больше.

Чтобы обеспечить такое количество сжатого воздуха производительность компрессора должна составлять 12…15 л/с (720…900 л/мин). Важным параметром будет давление, создаваемое пневматической машиной.

В теории истечения газа через сопло используют формулу:

, м/с

Где:

  • k – показатель адиабаты. Для двухатомных газов (газовая смесь азота и кислорода – это механическое соединение двухатомных газов) k = 1,4;
  • pкр – критическое давление газа перед соплом, бар;
  • p₁ – давление газа окружающей среды, куда происходит истечение, бар;
  • v₁ – удельный объем воздуха, кг/м³.

Для уточнения критического давления пользуются формулой:

Для двухатомных газов критическое значение составляет βкр = 0,528. В обычном расширяющемся сопле невозможно достичь скорости выше скорости звука для данного газа соответствующей температуры. Поэтому разговоры о том, что нужно на входе в сопло иметь высокое давление необоснованы.

При избыточном давлении ркр = 2,1…2,2 достигается скорость движения потока воздуха, равная wкр = 290…310 м/с. Чтобы получать более высокую скорость истечения используют расширяющиеся сопла Лаваля. Но при их работе будет исходить звук, подобный выстрелам. Находиться рядом с такой работающей установкой будет крайне опасно, не выдержат барабанные перепонки.

Зачем необходим избыток давления?

Компрессоры в работе развивают давление в 4…8 бар. Его использовать невозможно, но нужно создавать. Причина проста: нужно иметь запас сжатого газа в ресивере. После набора давления, регулируемого с помощью регулятора, происходит автоматическое отключение машины. Она включится при снижении значения в ресивере ниже установленного минимума.

Поэтому при подборе компрессоров ориентируются на возможность создания избыточного давления до 6…8 бар. Чем больше, тем лучше.

Критерии выбора

Подбирая компрессорную установку, ориентируются на ряд показателей:

  • Диаметр шланга для подачи воздуха. Пользуются армированными шлангами, их еще называют кислородные. Проходное сечение у них составляет 15 или 19 мм.
  • Диаметр шланга для подачи абразивного материала. На практике используют армированный шланг диаметром 15 мм.
  • Диаметр сопла. Размер сопла в самой узкой части отвечает за секундный расход воздуха. Использование сопла большого диаметра не оправдано, удержать пескоструй в руках будет довольно сложно. Поэтому на практике установлено, что оптимальным будет использование сопла диаметром 4,0…5,0 мм. Тогда будет получена нужная струя подачи абразива в смеси с воздухом.

На основании изложенного определяются требования к компрессору:

  1. Минимальная минутная подача – 1200…1500 л/мин.
  2. Развиваемое давление – до 7…8 бар.
  3. Потребляемая мощность у подобных устройств составляет 2,0…3,0 кВт.

В результате анализа работы нескольких агрегатов были получены данные по производительности пескоструйных установок. Желтым цветом выделен диапазон приемлемых параметров для небольшой мастерской по ремонту автомобилей. При проведении исследований использовался речной песок, имеющий плотность 1600…1650 кг/м³.

Основные показатели Диаметр сопла, мм
3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5
Расход абразива, кг/ч 120 165 210 255 300 345 390 435 480 525 570
Расход воздуха, м³/ч 1,1 1,3 1,5 1,7 1,9 2,1 2,3 2,5 2,7 2,9 3,1
Производительность по обработке поверхности, м²/ч 3,5 4,2 4,9 5,6 6,3 7,0 7,7 8,4 9,1 9,8 10,5
Потребляемая мощность привода, кВт 1,6 1,9 2,5 2,9 3,4 3,8 4,3 4,7 5,2 5,6 6,1

Компрессоры для работы

Современные компрессоры для технологического оборудования изготавливают в поршневом или шнековом исполнении. При работе винтовых компрессоров процесс сжатия газа происходит за счет вращения двух винтов.

Конструкция винтового компрессора:

Устройство винтового компрессора: 1 – корпус; 2 – роторный винт; 3 – подшипник роликового типа; 4 – подшипник шариковый; 5 – подшипниковая опора; 6 – уплотнительный сальник; 7 – крышка торцевая; 8 – пара шестерен редуктора.

Рабочий процесс поршневого компрессора: 1 – всасывающий клапан; 2 – нагнетательный клапан

Процесс работы компрессора проще всего понять, рассматривая схему поршневого устройства. Имеются:

  • цилиндр;
  • поршень;
  • коленчатый вал;
  • впускной и нагнетательный клапаны, расположенные в головке цилиндра.
  1. При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательные движения. На данной схеме они движутся вверх и вниз.
  2. При движении поршня вниз внутри цилиндра создается разряжение. В результате открывается всасывающий клапан. Воздух из окружающей среды поступает внутрь цилиндра.
  3. При достижении нижней мертвой точки процесс расширения объема прекращается. Поршень начинает движение вверх.
  4. Давление внутри возрастает. В результате впускной клапан перекрывается.
  5. Когда давление увеличивается выше определенного значения, открывается нагнетательный клапан. Воздух под давлением проталкивается в выпускной трубопровод.
  6. По завершении цикла проталкивания клапаны перекрываются. В дальнейшем вся работа повторяется.

Конструктивно промышленные установки имеют не один, а несколько цилиндров. Поэтому при их эксплуатации работ происходит в сглаженном режиме. Маховик уравновешивает вибрацию.

Конструкция многоцилиндрового поршневого компрессора:

При работе винтового компрессора происходит всасывание воздуха из окружающей среды. Профили винтовой пары изготовлены так, что при проталкивании газа в промежутках между винтами постоянно уменьшается объем. Происходит постепенное сжатие рабочего тела.

Цикл совершается без резких возвратно-поступательных движений. Износ в такой конструкции минимальный. Поэтому большинство пользователей рассматривают вопрос использования винтовых компрессорных машин. Их более высокая надежность доказана временем. Поэтому если есть возможность выбирать тот или иной тип, то лучше остановить свой выбор на винтовых системах.

Внимание! Сжатие газа происходит в короткий промежуток времени. Теплообмен с окружающей средой ограничен. Поэтому при расчетах предполагают, что процессы сжатия и проталкивания воздуха происходят по адиабате (без обмена теплотой с окружающей средой). Поэтому сжатый воздух нагревается на 300…450 ⁰С.

Для нормальной работы компрессорных установок нужно выполнять охлаждение. Промышленные устройства имеют водяную рубашку охлаждения. Небольшие установки охлаждаются за счет вентилятора, который обдувает ребристую поверхность цилиндра и головки цилиндров.

Конструктивное исполнение компрессорной установки

При выборе компрессора рекомендуется определиться, какой двигатель будет использоваться для привода. Обычно используют:

  • Электрические моторы, они работают от сети 220 или 380 В.
  • Бензиновые двигатели, потребляют в качестве топлива бензин А-92 (обычно устанавливают четырехтактные устройства, но некоторые производители устанавливают и двухтактные моторы).
  • Дизельные энергосиловые установки. В качестве топлива применяется соляровое масло.

Типы приводов у бытовых и промышленных компрессоров:

Компрессор, оборудованный дизелем. Мощность составляет 12 кВт, оснащен ресивером на 350 л:

Тепловые машины позволяют работать компрессорам в автономном режиме. Такие установки эксплуатируют при выполнении работ на удалении от источников питания. Ими пользуются для работы на удаленных строительных объектах:

  1. При ремонте и строительстве мостов и эстакад. Там приходится очищать арматуру от различных примесей перед последующей заливкой бетонным раствором.
  2. При разрушении объектов, выведенных из эксплуатации. В стране проходит расширенная реновация жилищного фонда. Приходится выполнять разрушение зданий, непригодных для жилья. В них находятся значительные объемы металлических каркасов. Для вывоза строительного мусора нужно удалять арматуру. Помощь в очистке оказывают пескоструйные установки.
  3. При необходимости использовать высокопроизводительное оборудование компрессоры на базе дизелей или бензиновых двигателей могут производить десятки кубических метров в минуту.

Бытовой компрессор использует одноцилиндровое устройство. Осуществляется привод клиновым ремнем. Именно такие установки получили распространение в небольших мастерских по ремонту автомобилей:

  • Электрическое оборудование с питанием до 3,0…3,5 кВт обычно эксплуатируется от сети 220 В. Их подключают обычными вилками. При этом потребляемый ток не превышает 15 А. Такие установки находят использование в небольших производствах или у индивидуальных предпринимателей, занимающихся ремонтом автомобилей.
  • При необходимости использовать более производительные установки, для питания задействуют сеть на 380 В. Она способна подключать компрессоры, потребляющие до 90…100 кВт электроэнергии. Такие установки могут выдавать до 5…10 м³/мин. Такие устройства устанавливают на промышленных предприятиях.
  • На заводах или в мастерских стараются располагать энергетическое оборудование в отдельном помещении. Тогда звук от работающих устройств будет меньше утомлять слух работников. Подачу сжатого воздуха от компрессоров осуществляют по трубам.
  • На современных предприятиях широко используют полипропиленовые трубы. Их легко сваривать между собой, нетрудно организовать разветвление и раздачу разным потребителям.
  • Чтобы равномерно загрузить сеть со сжатым воздухом около потребителей устанавливают ресиверы. Они сглаживают пульсации давления. Имеющийся резерв позволяет эксплуатировать технологическое оборудование в оптимальных режимах.
  • Для работы пескоструя стараются разместить недалеко от объекта ресивер на 500…800 л. Тогда при работе будет обеспечиваться запас по производительности. Работа будет выполняться в стабильном режиме.

Видео: компрессор для пескоструя.

Как эксплуатировать компрессоры в зимний период?

При работе установки зимой необходимо помнить, что в трубопроводах образуется конденсат. Если его регулярно не удалять, то возможно замерзание. Поэтому на промышленных предприятиях устанавливают регламент по обслуживанию компрессорных станций. Ежедневно перед началом работы сливают водо-масляный конденсат. У мощных устройств за 8…16 часов работы набирается до 20…35 л подобной смеси.

Если магистраль газа высокого давления проложена по территории цеха (корпуса или здания), то на ней около ресиверов устанавливают осушители. У них также скапливается конденсат в зимний период. Причина образования конденсата – это контакт с холодными стенами. Когда нет движения воздушного потока по трубе, происходит выпадение капель влаги. Конденсируется водяной пар, имеющийся в обычном воздухе.

Для пескоструйных установок наличие влаги в системе недопустимо. Намокает абразивный материал. Остаются следы окисления на стальных поверхностях. Оборудование повреждается.

Внимание! При эксплуатации установок для абразивной очистки нужно устанавливать клапан для экстренного сброса давления. Перекрывают подачу сжатого воздуха и открывают предохранительный клапан. Воздух быстро покидает ресивер.

Автор статьи

Образование: Высшее, доктор технических наук, профессор.

Как выбрать компрессор для пескоструйных работ?

Выбирая компрессор для пескоструйного аппарата, необходимо помнить, что на скорость очистки и расход абразивного материала в большей влияют именно технические характеристики компрессора и в меньшей степени возможности и комплектация пескоструйного аппарата.

Чтобы экономия не обернулась потерями

В общей стоимости комплекса оборудования для пескоструйной очистки компрессор является самым дорогим звеном. Поэтому часто, пытаясь сэкономить средства, приобретаются компрессоры с самыми минимальными показателями или даже ниже требуемых производителями пескоструйного оборудования. В результате, снижается скорость проведения работ, возрастает расход абразива в пересчете на площадь очистки, срываются сроки выполнения заказов и увеличиваются расходы. Поэтому, выбирая компрессор, стоит в первую очередь учитывать объемы предполагаемых работ и сроки их выполнения.

Ниже представлена таблица соотношения давления, потребления сжатого воздуха, расхода абразива и скорости очистки. Точные показатели расхода рассчитать очень сложно, так как они зависят от характера обрабатываемой поверхности, высоты подачи воздушно-абразивной смеси, степени загрязнения поверхности и личного мастерства оператора, но цифры в таблице дают ориентиры для расчетов и понимания взаимосвязей показателей.

Что важнее: давление или объем воздуха?

Обе характеристики являются важными, однако,от производительности (объема сжатого воздуха за единицу времени, например, л/мин), в наибольшей степени зависит качество воздушно-абразивной смеси и скорость очистки. Более высокий объем воздуха позволяет использовать сопла большего диаметра, увеличивая пятно очистки и скорость.

Давление для разных видов работ колеблется от 3-5 бар при очистке камня, кирпича, бетона, 5-8 бар для обработки металлов и иногда 9-12 бар для снятия толстослойных и абразивостойких покрытий. В случаях, когда необходимо подавать воздушно-абразивную смесь на дистанции свыше 60 метров, рекомендуется давление от 9-12 бар. Но всегда, где это возможно, нужно стараться использовать минимальную длину абразивоструйного рукава, а основные расстояния до зоны очистки покрывать за счет увеличения длины рукава подачи сжатого воздуха, так как потеря давления в абразивоструйном рукаве всегда будет значительно выше, чем в воздушном.

Потребление сжатого воздуха большинства пескоструйных аппаратов напорного типа у наиболее распространенных производителей колеблется в пределах от 2,5 до 17 куб.м/мин.

Поршневой или винтовой?

При проведении пескоструйных работ нерекомендуется использовать поршневые компрессоры. Это связано прежде всего с пульсацией сжатого воздуха, в результате которой неравномерно распределенный в сжатом воздухе абразив сбивается в крупные комки, снижает давление и сопло начинает «плеваться». Полностью избежать пульсации возможно только в случае, когда производительность поршневого компрессора превышает потребление пескоструйного аппарата и в систему включен ресивер (воздухосборник). Также поршневые компрессоры чаще всего предназначены для коротких («рваных») режимов работ в силу присущей им конструкции системы охлаждения и отличаются большим выносом компрессорного масла.

Наиболее распространенными во всем мире для пескоструйных работ являются винтовые компрессоры, так как они способны на длительное и беспрерывное обеспечение оборудования сжатым воздухом с очень незначительным перепадом давления. Более того, они экономичнее как в обслуживании, так и в эксплуатации.

Дизельный или электрический?

Если работы производятся на выездах (без возможности подключиться к электро сети), то чаще всего единственно возможным является использование дизельного компрессора. Как правило дизельный компрессор оснащён системой регулировки производительности: при снижении потребления сжатого воздуха сбрасываются обороты, а при увеличении, наоборот, поднимаются. В силу конструкции это решение реализуется значительно проще, чем на компрессорах с электрическим приводом, так как на них, чтобы добиться подобного эффекта, устанавливаются значительно более дорогие блоки регулировки частоты привода.

Электрические компрессоры, по сравнению, с дизельными более экономичны и в силу конструктивных особенностей значительно проще и дешевле в эксплуатации и обслуживании. Для работы на выездах существуют передвижные модели, смонтированные на шасси. При пескоструйной очистке используются компрессоры с мощностью двигателей от 22 до 100 кВт и более, что может накладывать ограничения при подключении к электрическим сетям.

Прежде, чем купить дизельный компрессор, проверьте, позволяют ли условия, вместо него использовать передвижной электрический компрессор, если да, то соит отдать предпочтение второму.

Как избежать появления конденсата?

Влаго-масляный конденсат, образующийся в магистрали и в оборудовании, может серьезно снизить производительность пескоструйного аппарата, а в некоторых случаях и полностью остановить его работу. Пескоструйное оборудование высокого класса всегда оснащено циклонными сепараторами (влагомаслоотделителями), но они помогают отвести только уже сконденсированную жидкость и не могут полностью исключить попадание конденсата в абразив. При намокании большинство абразивов слеживается и теряет свои сыпучие свойства, это негативно отражается на качестве дозирования, снижает скорость очистки и увеличивает расход абразива. Металлическая дробь в присутствии влаги быстрее окисляется и изнашивается. А попадание сконденсированного компрессорного масла на очищаемую поверхность также крайне нежелательно.

Для устранения основного объема конденсата в большинстве случаев хватает охладителя сжатого воздуха и циклонного сепаратора или коалесцентного фильтра, но в некоторых случаях этого бывает недостаточно и рекомендуется использовать рефрижераторные осушители. Такого вида оборудование бывает как встроенным в компрессоры, так и отдельно монтируемым.

Работа при низких температурах

В условиях работы в пониженных температур от 5С и ниже,рекомендуется использовать компрессоры с так называемыми «зимними пакетами»: системами холодного старта и предпусковыми подогревателями с обязательным использованием масел, соответствующих температурным режимам эксплуатации.

Какой компрессор прослужит долго?

В процессе пескоструйной очистки, как правило, образуется большое количество пыли, состоящей из агрессивных абразивных частиц. Попадание такой пыли в винтовые блоки компрессора существенно сокращает срок их службы, поэтому компрессоры во время проведения работ рекомендуется удалять от зоны очистки на 40-60 метров, если это возможно. Многие производители компрессоров в качестве опции могут комплектовать станции дополнительными фильтрами, поэтому старайтесь выбирать компрессоры именно с такими фильтрами, это также увеличивает ресурс винтовых блоков.

Выбирайте компрессоры производителей, имеющих широкую сеть сервисных центров. Старайтесь работать с авторизованными поставщиками, имеющими собственные сервисные службы. Обращайте внимание не только на цену компрессора.

Новый компрессор или б/у?

Покупая бывший ранее в эксплуатации компрессор, будьте готовы в первую очередь к тому, что заявленные в технической документации показатели на практике могут существенно расходиться с реальными. Это связано с естественным износом оборудования и снижением КПД. Узнать текущие показатели производительности компрессора можно только, проведя замеры с использованием расходомера.

Для дизельных компрессоров, отработавших 3 и более лет, актуален повышенный расход топлива, и, как следствие, рост расходов на выполнение работ. Возрастают также расходы на техническое обслуживание и ремонт, что тоже увеличивает себестоимость очистки.

При планировании работ на крупных объектах полагаться только на поддержанную технику нельзя. Высокий уровень рисков, связанных с выходом из строя оборудования и простоями на обслуживание и ремонт, может привести к срыву сроков выполнения работ, простою производства и неплановому увеличению расходов, не учтенных в сметах или расчетах себестоимости выпускаемой продукции.

Ведущие производители компрессорного оборудования заявляют о сроках нормальной эксплуатации компрессоров в диапазоне 7-10 лет. Если Вы решили приобрести компрессор, бывший в эксплуатации, то учитывайте эти цифры. Компрессоры с возрастом от 10 лет, которыми заполнен наш рынок, нецелесообразное и очень рискованное вложение средств.

В заключении

Не забывайте, что компрессор является «сердцем» пескоструйной системы. Из опыта: подавляющее большинство сбоев в работе, срывов сроков, нарушение бюджета и смет происходит по причине неправильного выбора компрессора и недостаточной подготовки сжатого воздуха.

Пескоструйный аппарат, как и любой другой пневматический инструмент, имеет заявленные производителем требования по обеспечению сжатым воздухом. Отклонение от этих требований практически всегда ведет к снижению производительности оборудования и качества выполняемых работ.

Мы надеемся, что эта информация поможет тем, кто впервые столкнулся с выбором компрессора для пескоструйных работ. Если Вы считаете, что какие-то вопросы освещены не достаточно полно, пишите нам и мы постараемся дополнить свою статью.

Таблица 1. Расход воздуха, абразива, производительность (степень очистки Sа 2½)

Все чаще для обработки поверхностей используют пескоструйные аппараты. Ещё в сравнительно недавнем прошлом, такая технология применялась только на больших предприятиях, где объёмы и необходимый темп проводимых работ был очень большим. Да и габариты таких установок были, мягко говоря, впечатляющие, при не менее весомой их стоимости, что, в свою очередь, делало их покупку и эксплуатацию малыми фирмами или мастерскими если не полностью невозможной, то, как минимум, очень маловероятной.

Но к счастью, все меняется. Со временем, на рынке появились менее громоздкие и менее дорогие пескоструйные аппараты. На нынешний день ассортимент такого оборудования впечатляет. Из огромного количества возможных предложений, вы без особого труда сможете подобрать себе аппарат, исходя из предполагаемой работы и своих финансовых возможностей.

Почти в каждом гаражном кооперативе можно отыскать пескоструй. Нередко это дитя пытливого ума и умелых рук какого-нибудь «самоделкина». В ход идёт любой металлолом от старой кастрюли и ржавых труб, до газовых баллонов и старых бочек довольно внушительного объёма.

Бытует мнение, что пескоструйка применяется, в основном, для очистки метала от ржавчины. На самом деле это не совсем так. Область применения этих аппаратов очень широкая и обработка металлов, лишь один из вариантов. С его помощью очищают каменные, бетонные и кирпичные стены. Также пескоструй используется для нанесения рисунков на стёкла и зеркала, что, в последнее время, очень часто применяют при изготовлении дорогой заказной мебели.

Но в работе любого пескоструйного аппарата, заводского или самодельного, применяется сжатый воздух, а, следовательно, нужен компрессор. И если вы решились заняться пескоструйной обработкой, не мешало бы разобраться с тем, какой именно компрессор стоит приобрести.

Маловероятно, что вам удастся изготовить его самостоятельно, а значит, придётся покупать. Учитывая немалую стоимость компрессоров, нужно точно определиться с его параметрами. В случае с пескоструйными аппаратами, от этого зависит их производительность и качество выполняемой работы, а в конечном счете и время, которое вы на эту работу потратите. Тут представлен широкий выбор компрессоров для пескоструйных аппаратов.

Необходимые параметры

В первую очередь, стоит помнить, что производительность пескоструйки напрямую зависит от количества воздуха и максимального давления, которые способен выдать компрессор. Считается, что для работы соплом диаметра пять миллиметров, достаточно производительности в 500л/мин, однако специалисты

рекомендуют 700–1 тыс. л/мин

, при давлении в районе 6–8 бар. Но не стоит забывать, что эта цифра носит рекомендательный характер. Необходимые оптимальные давление и объем, в каждом конкретном случае, будут отличаться и зависят от нескольких факторов:

  • диаметр абразивного шланга;
  • диаметр воздушного шланга;
  • длина магистралей;
  • диаметр сопла;
  • качество и фракция используемого абразива.

Исходя из этих критериев, вы можете прикинуть приблизительный расход абразива, а следовательно, и продуктивность аппарата в целом.

Больший объем воздуха позволяет использовать сопла большего диаметра, что, в свою очередь, даёт возможность увеличить пятно очистки и, следовательно, скорость обработки поверхности. Что касается давления, то оно может быть разным, в зависимости от типа очищаемой поверхности:

  • для очистки бетона, камня или кирпича – 3–5 бар;
  • для очистки металлических поверхностей – 6–8 бар;
  • для работ по очистке покрытий стойких к механическим повреждениям – 9–12.

Приблизительно 12 бар, может использоваться в случае, если необходимо доставить воздушно-песочную смесь на высоту более шестидесяти метров. Хотя, в таких случаях рекомендуют увеличивать дистанцию за счёт длины воздушного шланга.

Разновидности

Посмотрев возможные варианты компрессоров в продаже, вы наверняка обратите внимание, на то, что с пескоструйными аппаратами применяются два вида компрессоров:

  • поршневые;
  • винтовые.

Если с классическими поршневыми компрессорами, в принципе, все понятно, то в отношении винтовых возникают вопросы.

Принцип действия такого компрессора несколько отличается. Вместо поршней используется две червячных шестерни, вращающихся в противоположных направлениях. Основным достоинством винтового компрессора считается низкий уровень вибрации. Но нас интересует другой аспект его работы. Дело в том, что такой компрессор не даёт толчков воздуха, характерных для его поршневых собратьев.

Ложка дёгтя

Воздух, поступая толчками, сбивает неравномерно распределенный

абразив в комки

, в результате чего, пескоструйка начинает «плеваться». Для решения этой проблемы приходиться применять довольно большой ресивер и, как следствие, компрессор большей производительности.

Ещё один неприятный момент – значительный выброс компрессорного масла у поршневиков. Но и с ним можно бороться. Для этого, в воздушном тракте устанавливают масловлагоуловители. Это распространённая проблема. Возникновение влагомаслянного конденсата, может привести к сбою пескоструйного аппарата, а в отдельных случаях и полному выводу его из строя.

Присутствие посторонних жидкостей в воздушном тракте приводит к слипанию абразива и потери его сыпучести. Это, в свою очередь, вызывает нарушения в работе системы и может привести к повреждению или поломке аппарата. Попадание влаги на дробь, резко ускоряет её окисление, а масла, на очищаемую поверхность — крайне неблагоприятный фактор.

Плюсы и минусы

В большинстве случаев, для очистки воздуха от конденсата, достаточно охладителя, но иногда применяют специальные рефрижераторные системы. При работе на выезде нередко возникает вопрос – какому типу компрессоров отдать предпочтение,

дизельному или электрическому?

И у первых, и у вторых, есть несколько положительных и отрицательных черт, которые стоит учитывать при выборе оборудования.

В число бесспорных плюсов дизелей входит автономность. Вы абсолютно не привязаны к источникам питания. Плюс к этому, у большинства таких компрессоров, встроена система автоматического управления оборотами двигателя, что позволяет сэкономить топливо при снижении потребления воздуха. Аналогичная система для электрических компрессоров, стоит значительно дороже. Однако стоимость топлива достаточно высока. В этой связи, дизельные компрессоры стоит применять исключительно в тех случаях, когда нет доступа к промышленной сети электроснабжения.

Плюсы и минусы применения электрических компрессоров

Установки с электроприводом значительно проще и дешевле в эксплуатации. Довольно большая часть предложений, предполагает мобильное шасси. Но, при этом, далеко не всегда у вас будет доступ к электросети. И даже при наличии таковой, не факт, что линия выдержит нагрузку электродвигателя компрессора. Во многих моделях двигатель настолько мощный, что в обычную розетку его не включишь. Двигатели таких агрегатов могут иметь мощность до ста киловатт, что значительно усложняет их использование на выезде. Тем не менее, при наличии возможности подключения такого оборудования, его использование предпочтительней, с экономической точки зрения.

Отдельный вопрос связан с использованием компрессора при низких температурах. Для работ при температуре ниже 5° используют, так называемые, зимние пакеты. Речь идёт об установках с системами холодного старта и дополнительного предстартового прогрева. Все вышеуказанные меры совмещают с использованием низкотемпературных масел, соответствующих климату применения.

Компрессор для пескоструя — длительность работы

Очередной, но отнюдь, не самой маловажной стороной вопроса, является долговечность вашего компрессора. При работе пескоструйного аппарата, возникает большое количество агрессивной пыли, которая, вполне может сократить срок работы вашей установки.

Для исключения негативного воздействия, компрессор, по возможности, удаляют на сорок – шестьдесят метров от пескоструйного аппарата. Также в продаже есть модели с опционным или штатным воздушным фильтром. Если, в вашем случае, такого фильтра нет – стоит озаботиться дооборудованием. Это значительно упростит и удешевит обслуживание вашего компрессора в будущем.

Так или иначе, лучше приобретать компрессор известных фирм, имеющих сервисные центры в вашем городе. Это значительно упростит обслуживание и ремонт вашей установки. Не говоря об удешевлении таковых, что само собой разумеется.

Два слова о ветеранах

Последний и, возможно, самый важный (в наших реалиях) вопрос – покупать компрессор новый или б/у. Покупая компрессор для пескоструйного аппарата с рук, вы должны быть готовы к нескольким, довольно неприятным, нюансам:

  • общий износ агрегата;
  • расход смазочных материалов;
  • снижение паспортного давления и производительности;
  • повышение уровня шума и вибрации;
  • общая наработка на отказ.

Все эти факторы могут вас неприятно удивить.

Понятно, что срок службы компрессора, заметно повлияет на параметры его производительности, которые могут сильно отличаться от заявленных фабричных. Это, в свою очередь, сильно изменит стоимость эксплуатации, в частности, необходимость в техническом обслуживании и замене смазочных материалов.

В случае эксплуатации дизельных компрессоров, всё ещё сложнее. Речь идёт о резком увеличении расхода топлива и смазки, что, в конечном счёте, приведёт к подорожанию стоимости выполняемых работ. Считается, что стоимость эксплуатации дизельных компрессоров, резко возрастает после трёх лет активной эксплуатации.

Краткие выводы

Исходя из выше перечисленных фактов, не стоит рассчитывать на бывшую в употреблении аппаратуру, при планировании больших объёмов работ. Частота и количество выходов из строя, могут серьёзно повлиять на сроки сдачи объекта, значительно увеличить его стоимость или, вообще, привести к полному срыву работ, что незамедлительно отразится на вашем благосостоянии.

Ведущие производители компрессорного оборудования считают нормальным сроком эксплуатации возраст от трёх до десяти лет. Установки старше этого возраста — крайне сомнительное и рискованное вложение средств, которое, в конечном счете, может вылезти вам «боком» и больно ударить вас по карману. А таких предложений, на вторичном рынке, более чем достаточно.

Учитывая все вышеперечисленное, стоит усвоить достаточно простой факт – компрессор является сердцем любой пескоструйной аппаратуры. Неправильный подбор или его плохое состояние, неминуемо приведёт:

  • к снижению нужной скорости и качества выполнения работ пескоструем;
  • резкому повышению стоимости эксплуатации пескоструя;
  • повышению себестоимости.

Не забывайте и про свою репутацию, если вдруг откажет пескоструйная установка, вы, вероятнее всего, сорвёте все мыслимые сроки, в результате чего потеряете клиента.

Окончательное решение о том, как выбрать компрессора для пескоструя, зависит исключительно от вас. Но мы надеемся на то, что наша статья поможет вам сделать нужный выбор и успешно выполнять свою работу.

  • Автор: Александр Романович Чернышов
  • Распечатать

Оцените статью:

(7 голосов, среднее: 3.9 из 5)