Конструкции трактора МТЗ-320, его техническая характеристика


Универсальный колесный трактор МТЗ 320 предназначен для осуществления разнообразных работ совместно прицепным, полунавесным и навесным агрегатным оборудованием в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности и в коммунальной сфере. Такими работами можно считать:

  • пахоту;
  • боронование;
  • культивацию;
  • покос травы;
  • внесение различных удобрений;
  • перевозка грузов;
  • междурядную обработку сельхозкультур;
  • погрузо-разгрузочные операции;
  • уборка территории.

Содержание

  • Производство
  • Технические параметры МТЗ 320
  • Модификация
  • Достоинства и недостатки трактора Беларус 320
  • Приобретение трактора

Учитывая компактные размеры трактора Беларус 320 наиболее эффективно его использование на сельскохозяйственных участках площадью до 25 га. Следующей по эффективности сферой применения данного трактора следует считать коммунальное хозяйство, так как он обладает высокой маневренностью, что позволяет ему работать в стесненных городских условиях при уборке улиц и придомовых территорий.

Немаловажно то, что при этом небольшой вес МТЗ 320 не наносит дефектов и повреждений дорожному и тротуарному покрытию.

Производство


Производство данной модели трактора налажено на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов (ОАО БЗТДиА). Данный завод входит в состав производственного холдинга МТЗ (Минский тракторный завод). На мощностях БЗТДиА налажен выпуск разнообразной продукции для сельскохозяйственного применения, в том числе:

1. Тракторы Беларус следующих модификаций;

  • 622,
  • 422,
  • 321,
  • 320,
  • 311,

2. Большая номенклатура запасных частей к тракторам, в том числе к моделям Беларус 920 и МТЗ 3022;

  • раздаточные коробки,
  • рулевое управление,
  • корзины сцеплений,
  • коробки отбора мощности,
  • задние мосты,
  • передние мосты.

3. Сельхозагрегаты и оборудование:

  • полуприцепы,
  • прицепы,
  • картофелекопалки,
  • бороны,
  • плуги,
  • фрезы,
  • культиваторы,
  • окучники,
  • опрыскиватели,
  • раздатчики для кормов.

4. Колесные диски для разнообразной сельхозтехники.

Технические параметры МТЗ 320

Выполнять большое количество разнообразных работ трактору Беларус 320 помогают следующие эксплуатационные параметры и технические характеристики:

  1. Тяговый класс – 0,6.
  2. Привод – 4х4.
  3. Грузоподъемность – 1,10 т.
  4. Двигатели (технические характеристики);
    1. LOMBARDINI LDW1603/B3:
      1. тип – дизельный четырехтактный,
      2. количество цилиндров – 3,
      3. объем – 1,65 л.
      4. мощность – 36 л. с.
    2. MMZ-3LD::
      1. тип – дизельный четырехтактный,
      2. количество цилиндров – 3,
      3. объем – 1,60 л
      4. мощность – 35,4 л. с.

    Габаритные характеристики трактора Беларус МТЗ 1523.

  5. Габариты::
    1. Полная длина – 3,05 м.
    2. Ширина – 1,55 м.
    3. Высота – 2,16 м.
    4. База – 1,69 м.

    Трансмиссия.

  6. Количество передач КПП::
    1. вперед – 16,
    2. назад – 8.
  7. 7. Расход топлива (по инструкции) –310 г/кВт*ч
  8. Общие данные::
    1. Масса – 1,72 т.
    2. Дорожный просвет – 0,32 м.
    3. Радиус поворота – 3,7 м.
  9. Скорость движения (км/ч)::
    1. Наименьшая
      1. переднего хода – 1,00.
      2. заднего хода – 1,80.
    2. Наибольшая
      1. транспортная – 25,20.
      2. заднего хода – 13,30.
  10. Типоразмер колес::
    1. на переднем мосту – 7,5L — 16,
    2. на заднем – 12,4L — 16.

Модификация


Удачная конструкция, хорошие технические характеристики позволили производителю создать на базе трактора, следующие специализированные модификации:

  1. МТЗ 320.4 М — комплектуется в отличие от штатного силового агрегата LOMBARDINI LDW1603 дизельным двигателем MMЗ-3LD (35,4 л. с.) и отключаемым передним мостом.
  2. МТЗ 320.5 — сертифицирован в соответствии с экологическими требованиями ЕВРО-3А, что придает ему высокий экспортный потенциал.
  3. МТЗ 320. Р — обладает открытой кабиной и повышенными тягово-сцепными качествами, предназначен для использования в коммунальном хозяйстве.
  4. МУ-320 — уборочная машина, укомплектована специальным гидрораспределителем и щеточным, плужным навесным оборудованием, необходимого для уборки различных территорий от мусора, снега, планировки грунта, засыпки ям и траншей, обладает сертификацией по стандарту ЕВРО-3А.
  5. МПУ-320 — погрузочно-уборочная машина, укомплектована спереди навесным погрузочным и задним щеточным спецоборудованием, предназначена для использования на уборочных, погрузоразгрузочных и земляных работах, а также при планировке территории, засыпки траншей и ям.
  6. МП-320 — погрузчик фронтальный, характеризуется установленным погрузочным передним оборудованием, используется на погрузоразгрузочных работах, перевозки грузов на небольшие расстояния, а также может применяться при планировке площадок, засыпке различных ям и траншей, на работах по уборке территорий.

Достоинства и недостатки трактора Беларус 320


По многочисленным отзывам владельцев и механизаторов об опыте эксплуатация компактного трактора МТЗ 320 можно выделить следующие его достоинства и преимущества:

  • большое количество модификаций, которые позволяют подобрать трактор с требуемой специализацией;
  • высокая маневренность, обеспеченная компактными габаритами;
  • полный привод, обеспечивающий высокую проходимость;
  • хорошие тяговые качества, усиленные сцепные свойства, достигающиеся установленным двигателем и конструкцией трансмиссии;
  • универсальность;
  • надежные дизельные двигатели для МТЗ 320 всех модификаций;
  • наличие двухскоростного вала отбора мощности;
  • ремонтопригодность, обеспеченная доступностью запасных частей, простой конструкцией, подробной инструкцией по эксплуатации и руководством по ремонту;
  • возможность изменения ширины колеи повышает многофункциональность при выполнении сельхозработ;
  • наличие большого количества разнообразного дополнительного оборудования;
  • способность буксировки груженого прицепа массой до 1,1 тонны.

Кроме преимуществ у 320 МТЗ также отмечаются в отзывах и недостатки:

  • сложности запуска двигателя Ламборджини в холодный период;
  • периодически возникающие трудности при включении второй передачи;
  • повышенный износ шестерен в заднем мосту;
  • необходимость частой регулировки сцепления или смены диска сцепления.

Приобретение трактора


Приобрести трактор Беларусь 320, лучше всего воспользовавшись услугами официальных дилеров концерна МТЗ, так как такая покупка отличается следующими преимуществами:

  1. Наименьшая цена на приобретаемую сельхозтехнику.
  2. Наличие полного перечня модификаций.
  3. Возможность покупки в лизинг или кредит.
  4. Доукомплектование в случае необходимости требуемым дополнительным навесным оборудованием для МТЗ 320, электронным руководством по эксплуатации.
  5. Приобрести расходные материалы для технического обслуживания, такие как трансмиссионное и моторное масло, топливный фильтр и другие.

Кроме того, предусмотрена возможность дополнительной установки: регулируемого тягово-сцепного устройства, балластных грузов, пневмопривода с распределителем, а также другого типоразмера колес на мосты трактора.

Стоимость нового трактора начинается от 450 2019 руб. Если существуют ограничения по финансовым возможностям подобрать Беларус 320 можно и на рынке б/у сельхозтехники. Рабочий вариант трактора можно найти, начиная от 90000 руб.

Между мотоблоками, которые пользуются довольно большой популярностью у владельцев средних хозяйств и устройствами колесного типа средней мощности надежно занимает свою позицию минитрактор МТЗ-320. Возможность использования разнообразных навесных устройств придает технике максимальную функциональность. Это позволяет использовать трактор для выполнения широкого перечня сельскохозяйственных работ.

Достоинства и недостатки техники

Популярность трактора обусловлена в основном широким диапазоном работ, для выполнения которых он может быть использован. Среди наиболее популярных можно выделить следующие:

  • вспахивание почвы;
  • обработка сельскохозяйственных культур от вредителей;
  • транспортировка кормов и их доставка в труднодоступные места;
  • рыхление междурядий;
  • уборка снежного покрова;
  • использование в процессе заготовки леса;
  • сбор ягод;
  • уборка урожая на полях;
  • заготовка кормов.

Использование трактора для выполнения вышеперечисленных видов операций стало возможным благодаря тому, что ему присущи такие характеристики:

  • функциональность;
  • маневренность;
  • простота конструкции.

Не стоит также забывать о некоторых недостатках данной модели минитрактора:

  • необходимость в периодической очистке гидросистемы;
  • возникновение сложности в запуске мотора трактора при низких атмосферных температурах;
  • рыхление твердых грунтов;
  • слабая конструкция редукторов прицепа, что препятствует их перезагрузке;
  • слабое крепление болтов крепления полурамы;
  • сравнительно слабая мощность аккумулятора;
  • небольшой объем топливного бака;
  • большой расход топлива;
  • высокая стоимость оборудования.

Немаловажное значение имеет также и то, что при возникновении неполадок, есть возможность выполнения ремонтных или сервисных работ большого объема даже в полевых условиях.

Устройство мини-трактора

Простота конструкции никоим образом не влияет на его функциональность и надежность. Технические характеристики имеют зависимость от строения и особенностей каждого рабочего механизма и агрегата, на которые стоит обратить особое внимание:

Кабина оборудования

Оборудована современными вентиляционной и отопительной системами. Наличие удобного козырька, предназначенного для защиты от попадания солнечных лучей, обеспечивают пребывание водителя в кабине намного комфортнее. В помещении кабины предусмотрено специальное место для удобного расположения средств борьбы с пожаром.

Все органы и рычаги, посредством которых водитель имеет возможность управлять работой агрегата, расположены небольшими группами, использовать их довольно удобно. Педали, с помощью которых можно управлять сцеплением, находятся в максимально удобной досягаемости для человека. Благодаря этому управление механизмом на протяжении длительного времени не приводит к усталости тела. Рычаги управления гидравлической системой аппарата расположены по правую сторону от человека, что обеспечивает простоту их использования.

Существует несколько модификаций кабины МТЗ-320, характеристики которых имеют непосредственную зависимость от модели мини-трактора. Известны такие варианты кабин:

  • цельнометаллическая;
  • с тентом, навесной конструкции;
  • оборудованная каркасом, обеспечивающим высокий уровень безопасности водителя.

Немаловажное значение также имеет отличная звукоизоляция кабины, а также удобное кресло водителя. Кроме этого водитель имеет возможность регулировать положение пулевой колонки в ручном режиме посредством использования специальных рычагов.

Мотор аппарата

Конструкция трактора оборудована трехцилиндровым двигателем, который использует в качестве топлива дизель. Он оборудован системой турбонадува. Охлаждение мотора происходит при помощи жидкости.

Отличительной чертой этого типа двигателя, собранного на словацком заводе, заключается в экономном расходовании топлива, а также высокой степени надежности. Мотор крепится непосредственно к каркасу трактора. Благодаря этому повышается уровень жесткости всей конструкции и повышается ее прочность.

Водитель может при необходимости без труда добраться до мотора. Это стало возможным благодаря наличию крыши капота, откидывающегося типа, которая удобно выступает над корпусом капота. Благодаря этому проведение ремонтных или сервисных видов работ не вызывают у тракториста никаких проблем.

Электрооборудование устройства

Устройство МТЗ-320 отличается тем, что он оборудован электросетью, уровень напряжения в которой достигает 12 В. Электрическая сеть запитана с генератором, связанного с мотором. Это дает возможность максимально удобно использовать как осветительное, так и сигнальное оборудование трактора.

Экономному расходованию электроэнергии способствует то, что эксплуатация всех видов навесного оборудования не требует использования электропривода. Для этого применяется гидравлическая система аппарата.

Рулевое управление

Система работает посредством использования объемного гидравлического механизма. Обеспечение комфортной работы тракториста происходит благодаря возможности регулировки угла наклона и высота расположения рулевой колонки.

Гидравлический насос крепится к мотору трактора. Благодаря этому у водителя неограничен доступ до него для проведения ремонта или обслуживания.

Гидравлическая система. Основное ее предназначение заключается в обеспечении эксплуатации навесного оборудования. Для этого привод оборудования соединяется с выходом гидросистемы. После этого водитель имеет возможность использовать навесное оборудование.

Среди наиболее часто используемых разновидностей навесных устройств можно выделить следующие:

  • вал отбора мощности;
  • система для выполнения работ коммунального и сельскохозяйственного направления;
  • утяжелители, расположенные на передней части трактора;
  • прицепные устройства, оборудованные тормозной системой пневматического типа.

Все эти типы устройств повышают функциональность мини-трактора. Руководство по эксплуатации МТЗ-320 содержит в себе раздел «Схема монтажа навесного оборудования».

Тормозная система

Мини-трактор оборудован тормозами дискового типа. Их отличительной особенностью является то, что они функционируют в масле. Тормоза находятся в специальных корпусах, расположенных на шестернях дифференциала.

В состав тормозов входят диски таких видов:

  • ведущие;
  • нажимные;
  • промежуточные.

Регулировка величины зазоров между дисками выполняется при помощи прокладок.

Ходовая часть

Инструкция по эксплуатации МТЗ-320 гласит о том, что на тракторе установлена коробка передач ступенчатого типа. Благодаря этому трактор имеет 24 режима работы (8 задних скорости и 16 передних).

Для уменьшения скорости передвижения мини-трактора водитель имеет возможность использовать редуктор. Благодаря этому посредством использования данного аппарата можно выполнять работы, которые требуют от машины высокого показателя тяги. Максимальная скорость передвижения трактора достигает 25 км за 1 час.

Трактор МТЗ-320 относится к переднеприводной технике. Водитель, который управляет трактором, может при необходимости самостоятельно изменить ширину колеи передвижения.

Передний мост представлен в виде потральной конструкции, состоящей из таких элементов:

  • дифференциал (имеет автоблокировку);
  • система свободного хода (оборудована храповой системой).

Если говорить о заднем мосте, его блокировка выполняется в принудительном порядке. Благодаря данной комплектации МТЗ-320 характеристики отвечают даже самым сложным условиям эксплуатации техники.

Возможные модификации и аналоги

Мини-трактор можно встретить в нескольких видах модификаций:

  1. МТЗ-320.3. Его используют для выполнения разнообразных сельскохозяйственных видов работ, а также перевозки грузов. Особенно актуально использование данной модификации трактора Беларус этой модели для обработки междурядий, шириной 400, 600, 700 мм шириной. Мощность агрегата достигает 27 лошадиных силы. Это стало возможным благодаря наличию дизельного двигателя высокой мощности. Масса трактора достигает 2019 кг .
  2. МТЗ-320.4. Аппарат оборудован дизельным четыхтактым двигателем, мощностью 35 лошадиные силы. Однодисковая фрикционная трансмиссия имеет замкнутый тип. Мини-трактор оборудован механической коробкой передач с понижающим редуктором. Возможность использования дополнительного навесного оборудования позволяет использовать машину для выполнения широкого диапазона сельскохозяйственных и коммунальных видов работ.
  3. МТЗ-320.5. Отличительной особенностью трактора данной модификации является высокий уровень комфорта. Это стало возможным благодаря использованию модифицированной кабины современного образца. Через большое лобовое стекло водителю открывается большой панорамный обзор. Кроме этого машина оснащена двумя топливными баками (на 46 и 48 литров). Все эти характеристики обеспечивают максимально комфортную работу тракториста.

Существенных отличий между вышеперечисленными модификациями трактора МТЗ-320 нет. Разница заключается только в габаритных размерах и конструкции кабины и мощности моделей.

У трактора данной модели есть несколько аналогов. Среди наиболее известных можно назвать такие:

  • Владимировец Т-25. Создан на тракторном заводе во Владимире. Его отличительной особенностью является довольно большой вес, а также двигатель небольшой мощности. Его теххарактеристики ничем не уступают тем, которые присущи трактору МТЗ-320;
  • Синтай. Модель выпускается в Китае. Сборка трактора происходит без кабины. Мощность аппарата уступает мощностным показателям МТЗ-320;
  • Фотон. Мощность и качество сборки уступает аналогичным характеристикам мини-трактора МТЗ-320. Ценовая категория Фотона также ниже.

Вышеперечисленная информация в который раз подтверждает высокое качество, надежность, функциональность и популярность мини-трактора МТЗ-320 у покупателей.

Особенности работы водителя

С целью обеспечения безопасности эксплуатации оборудования, специалисты рекомендуют водителям обратить внимание на такие рекомендации:

  1. Инструкция по эксплуатации МТЗ-320 содержит информацию, с которой водителю необходимо ознакомиться перед началом работы.
  2. При несоблюдении техники безопасности во время работы тракториста может повлечь за собой несчастный случай.
  3. На протяжении 1,5 — 2 часов провести обкатку аппарата.
  4. Оборудование необходимо содержать в чистоте. Проверять состояние всех рабочих механизмов требуется перед каждым выездом на работу.
  5. Обязательно своевременное проведение сервисного и технического обслуживания трактора.
  6. Согласно временным промежуткам, указанным в инструкции по эксплуатации мини-трактора, требуется проводить проверку количества охлаждающей жидкости и масла. В противном случае не исключена возможность выхода агрегата из строя.
  7. При запуске трактора нога водителя должна находиться на педали сцепления, а рычаг на коробке передач нужно поставить в нейтральное положение.

Только при соблюдении данных рекомендаций мини-трактор МТЗ-320 прослужит на протяжении длительного времени без проведения внепланового ремонта.

Трактор модели МТЗ-320 выпускается на Минском заводе и относится к категории колесных машин с тяговым усилием 0,6 т. В конструкции машины используется трансмиссия с приводом на передние и задние колеса, что позволяет использовать трактор для выполнения строительных, коммунальных и сельскохозяйственных работ широкого профиля.

Устройство трактора МТЗ-320

Машина Беларус-320 4М построена по стандартной компоновочной схеме с передним расположением двигателя. Перед силовым агрегатом установлен радиатор охлаждения. Двигатель и радиатор закрыты съемным капотом, в котором установлены 2 квадратные фары головного освещения.

В устройство трактора входит двигатель, установленный через картер сцепления к чугунному жесткому корпусу коробки передач. Полученная конструкция является основой трактора. Под двигателем имеется дополнительная полурама, служащая опорой для переднего моста и навесного оборудования.

Органы управления расположены в кабине, установленной над задними колесами, которые закрыты защитными щитками. Под кабиной расположен бак на 32 л дизельного топлива. Под задней стенкой кабины размещены узлы навески заднего оборудования и хвостовик вала отбора мощности, который применяется при работе с дополнительным навесным оборудованием для МТЗ-320.

Технические характеристики МТЗ-320

Технические характеристики трактора Беларус-320 позволяют устанавливать на машину различное сельскохозяйственное и коммунальное оборудование, включая пылесосные установки или экскаваторную стрелу.

Габариты минитрактора МТЗ-320 составляют:

  • длина (при установке продольных тяг в транспортировочную позицию) — 2019 мм;
  • ширина (при установке колеи на минимум) — 2019 мм;
  • высота — 2019 мм;
  • дорожный просвет — 350 мм.

Небольшая длина и ширина позволяют использовать трактор в стесненных городских условиях. Описание характеристик будет не полным без упоминания радиуса поворота, который составляет 2019 мм. Завод непрерывно работает над улучшением технических характеристик, внедрением дополнительных опций и устранением недостатков трактора Беларус-320.

Двигатель

Трактор оснащается 3-цилиндровым дизельным четырехтактным двигателем с жидкостным охлаждением LDW1503 версии NR или CHD. Двигатель разработан компанией Lombardini. При рабочем объеме цилиндров 1,551 л мотор развивает в номинальном режиме до 33,5 л. с. Во время эксплуатации трактора двигатель приводит ряд вспомогательных агрегатов, поэтому его мощность снижается до значения 30 л. с.

В системе питания отсутствует турбокомпрессор, но применяется система подачи топлива в предкамеру, выполненную в поршне. Степень сжатия — 22 ед., что нормально для атмосферного дизеля. За счет продуманного процесса смесеобразования и сгорания расход топлива не превышает значения 232 г на 1 л.с./ ч.

Двигатель имеет по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр. Управление системой газораспределения ведется от распределительного вала, установленного в блоке цилиндров. Кулачки вала открывают клапаны при помощи штанги и коромысла. Закрытие происходит автоматически, под воздействием пружины.

К особенностям двигателя следует отнести способность работы в течение длительного времени с наклоном 25°. Производитель допускает кратковременное (до 0,5 минуты) увеличение наклона до 35°. Длительная работа в таком режиме запрещается, поскольку обнажается заборный патрубок системы смазки и масло не поступает в магистрали.

На машинах модификации МТЗ-320.4 применяется 3-цилиндровый дизель ММЗ-3LD с рабочим объемом 1,6 л и системой жидкостного охлаждения. Мощность двигателя составляет 35 л. с. По конструкции и габаритам мотор похож на LDW1503.

Электрооборудование

На тракторе применяется электрическая схема, рассчитанная на постоянное напряжение 12 В, отрицательный полюс батареи выведен на корпус машины. В качестве источников тока используется свинцово-кислотный аккумулятор и генератор мощностью 630 Вт. Генератор расположен на боковой части двигателя и приводится во вращение ременным приводом от коленчатого вала. В кабине трактора расположен выключатель, отключающий аккумуляторную батарею от электрической сети.

Потребителями тока являются: система запуска двигателя, система внешнего освещения и сигнализации, контрольные приборы и индикаторы. Электрические цепи трактора оснащены предохранителями, которые установлены в 3 блоках.

Для запуска двигателя применяется электрический стартер с мощностью 2,2 кВт. В головке блока двигателя устанавливаются свечи накаливания, которые используются для облегчения запуска при низкой температуре воздуха. Управление свечами выполняется тумблером на панели приборов. В системе включения стартера установлен блокиратор, не допускающий запуска двигателя при включенной передаче.

Трансмиссия

Трактор МТЗ-320 комплектуется механической диапазонной коробкой одного типа. В одном картере с коробкой смонтирован дополнительный редуктор с понижающей передачей. В процессе работы шестерни коробки находятся в постоянном зацеплении, для снижения ударных нагрузок при переключении используются отдельные муфты.

В коробке имеется 2 диапазона переднего хода, обеспечивающие 8 передач вперед. Использование понижающего ряда увеличивает число скоростей вдвое.

Максимальная скорость переднего хода, достигаемая на шинах размерности 12,4L*16, составляет 25 км/ч.

Для движения задним ходом имеется отдельный диапазон, состоящий из 4 скоростей. Подключение демультипликатора расширяет его до 8 передач. Скорость движения задним ходом находится в интервале 1,8-13,3 км/ч.

Между коробкой и двигателем расположено однодисковое сцепление с механическим приводом от педали. В процессе эксплуатации требуется регулировка зазора в приводе выключения, которая выполняется при помощи оправки.

Передний мост

На переднем подрамнике трактора установлен мост портального типа, оборудованный конической передачей с дифференциалом самоблокирующегося типа. Мост имеет подвижную точку установки, допускающую наклоны балки в поперечной плоскости. Угол наклона ограничивается отбойниками, установленными на чулках моста. Привод моста выполняется карданным валом, закрытым металлическим защитным кожухом.

Поворотные кулаки оборудованы карданными шарнирами и редукторами. Колесные диски устанавливаются на ступицы, размещенные на выходных валах редукторов. Размер колес на переднем мосту трактора модификации 320.4 составляет 7,5L*16, на модели 320.5 применяются пневматические шины низкого давления с размером 210/80/R16.

Задний мост

Задний мост машины Беларус МТЗ-320 предназначен для передачи момента от вторичного вала коробки передач на задние скаты. Редуктор и дифференциал моста расположены в картере коробки передач.

Главная передача заднего моста состоит из пары валов, установленных под прямым углом. Для обеспечения бесшумной работы и ресурса шестерен требуется регулировка зазора. Настройка выполняется путем установки прокладок различной толщины под фланцы полуосей. Дифференциал оснащен системой механической блокировки с управлением от рукоятки в кабине. Рукоятка связана с исполнительной муфтой при помощи системы рычагов. Включение блокировки разрешено при выключенном сцеплении и низкой скорости движения.

На полуосях дифференциала установлены бортовые конечные передачи, которые увеличивают крутящий момент и передают его на ведущие колеса. Задний мост комплектуется пневматическими шинами размера 11.2*20.

Тормоза

Трактор оснащается тормозными механизмами дискового типа, расположенными в масляной ванне. Диски установлены на полуосях, связывающих коробку дифференциала и конечные бортовые передачи. Передний мост тормозными механизмами не оснащен.

Для управления используется механический привод от 2 педалей, расположенных в кабине. Схема управления позволяет осуществлять раздельное торможение левым и правым механизмом. На правой педали тормоза имеется тяга, связанная с распределительным краном пневматических тормозов прицепа.

На машине имеется стояночный тормоз, воздействующий на диски основной системы. Возможно использование тормоза в движении при отказе основного привода. При включении ручного тормоза на панели приборов включается контрольный индикатор.

Кабина

Кабина одноместная, оборудована 2 боковыми дверями. Точки крепления оборудованы резиновыми элементами, гасящими вибрации. Имеется вентиляционная установка и отопитель с электрическим вентилятором. Для очистки ветрового стекла установлен очиститель. Сиденье регулируется по весу оператора, по высоте и расстоянию от педального узла.

Органы управления сгруппированы в несколько функциональных групп. Педали сцепления и тормозов расположены на удобном для управления в зимней обуви расстоянии. На приборном щитке установлен тахоспидометр, оборудованный счетчиком моточасов.

Рулевое колесо регулируется вместе с колонкой по длине и углу наклона. Настройка длины — плавная, в пределах 80 мм, угла — ступенчатая, от 25° до 40° с шагом 5°.

Вал отбора мощности — ВОМ

Получает вращение от редуктора заднего моста, используется для привода прицепного оборудования в синхронном или зависимом режиме. При использовании зависимого режима вал обеспечивает две частоты вращения — 540 и 2019 об/мин. Синхронный метод работы имеет 3 скорости — 3, 4 и 6,3 оборота вала на каждый метр пути.

Управление частотой вращения выполняется из кабины путем перемещения блока шестерен. Хвостовик ВОМ съемный, переставляется в зависимости от режима работы и установленного оборудования. По специальному заказу возможна установка переднего ВОМ, который выводится под полурамой.

Рулевое управление

Трактор оснащен рулевым управлением гидрообъемного типа, построенным на базе насоса-дозатора. Поворот колес выполняется гидравлическим цилиндром двойного действия. При вращении руля происходит открытие золотникового клапана, чем обеспечивается подача масла в исполнительный цилиндр. Для работы используется запас масла, расположенный в расходном баке навесной гидравлической системы.

Гидронавесная система — ГНС

Используется для управления навесным или прицепным оборудованием с гидравлическим приводом механизмов. Система включает в себя масляный резервуар, насос, силовые цилиндры и выводы для подключения шлангов внешней гидравлической системы. Управление выполняется рукоятками на гидравлическом распределителе, установленном в кабине.

Гидросистема

Основным компонентом гидросистемы является масляный насос шестеренного типа, установленный на двигателе. Насос создает давление в магистралях и обеспечивает работу рулевого управления, а также агрегатов передней и задней навесок. В системе установлено предохранительное устройство, срабатывающее при повышении давления до 20 МПа.

Ходовая система

Ходовая часть оснащена 4 колесами, размещенными попарно на 2 мостах. Трактор модели 320 оснащен системой регулировки колеи переднего и заднего мостов. Настройка колеи переднего моста выполняется перестановкой и переворотом обода колес.

За счет этого обеспечивается 2 варианта колеи:

  • для переднего моста — 2019 и 2019 мм;
  • для заднего моста — 2019 и 2019 мм.

Навесное оборудование

Минский завод предусмотрел возможность применения на тракторах модели 320 большого числа навесного оборудования.

Ниже перечислены несколько разновидностей навески:

  • Для выполнения работ, связанных с уборкой снега, возможна установка коммунального отвала с механическим приводом. Помимо расчистки дорог и площадок от снега, отвал может использоваться для уборки строительного мусора или песка.
  • Отвал с гидравлическим приводом поворота в две стороны. Отличается от механической модели установкой гидравлики с управлением из кабины.
  • Навесной погрузчик с гидравлическим приводом, который управляется от распределительного пульта в кабине оператора. Узлы погрузчика крепятся на штатные монтажные точки полурамы трактора. Технику применяют при уборке мусора или снега, а также при ведении земляных работ.
  • Экскаваторная стрела с платформой, комплектуемая ковшом емкостью 280 л. Стрела обеспечивает глубину копания до 1,83 м.
  • Для выполнения полевых работ трактор МТЗ-320 может оснащаться прицепными машинами с рабочим тяговым усилием не выше 6,5 кН. Техника используется для пахоты, внесения удобрений, транспортировки урожая и других видов деятельности.

Основные модификации

На основе базовой модели 320.4 производится несколько модификаций, достоинства и особенности комплектации которых следующие:

  • 320.5, комплектуется дизелем с улучшенными экологическими параметрами (соответствует норме Stage III), а также 2 топливными баками (на 46 и 48 л);
  • 320.Р, оснащенный каркасной открытой кабиной, с брезентовым верхом;
  • 320.4М, отличается установкой белорусского дизеля ММЗ-3LD.

На вторичном рынке встречаются модификации 320 и 320.3, которые сняты с производства. По своим данным машины аналогичны версии 320.4.

Достоинства и недостатки

Владельцы тракторов семейства 320 отмечают следующие положительные стороны машины:

  • малые габариты, которые обеспечивают маневренность;
  • система полного привода;
  • приводной вал в трансмиссии, позволяющий работать с различным прицепным оборудованием;
  • регулируемая колея;
  • удачно подобранные передаточные числа коробки позволяют обеспечить высокие тяговые усилия;
  • удобный доступ к узлам для обслуживания и ремонта.

Основные нарекания связаны с силовым агрегатом и трансмиссией:

  • встречаются сложности с запуском дизеля LDW1503 при низкой температуре;
  • дорогие запчасти для импортного двигателя;
  • заедания при переключении на вторую передачу;
  • ускоренный износ шестерен дифференциала;
  • необходимость постоянной проверки состояния сцепления и проведение периодической регулировки зазора.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость тракторов зависит от варианта оснащения и территориального расположения дилера и составляет:

  • 320.4 — от 685 тыс. рублей;
  • 320.4 с дополнительной пневматической системой — от 700 тыс. рублей
  • 320.4М — от 640 тыс. рублей;
  • 320.4М с дополнительной пневматической системой — от 655 тыс. рублей.

Евгений, Смоленская область

Трактор находится в эксплуатации шестой год. Применяется для обработки земельного участка, уборки снега в зимнее время. За все время несколько раз возникала проблема со сцеплением. После нескольких регулировок проведена замена узла. После этого неисправность не проявлялась. Трактор надежный, но требует грамотного и регулярного обслуживания.

Руслан, Белгород

Трактор легко справляется с пахотой чернозема. Имеются претензии к сцеплению и к запуску двигателя в морозную погоду. По функциональности машина близка к тракторам МТЗ-80/82, но легче в управлении. При работе с передним навесным оборудованием желательно устанавливать противовесы на заднюю часть коробки. Не любит перегрузок, возможны повреждения бортовых редукторов. Гидравлика требует использования чистого и свежего масла, при работе на грязной жидкости залипают клапаны в распределительном устройстве.

Аналоги

Близким аналогом является относящийся к тяговому классу 0,6 т трактор Т-25/30 Владимирец, который выпускается в России. По сравнению с ним белорусская машина имеет большую функциональность и комфортабельное рабочее место оператора. Трактор типа «Владимирец» оснащается дизелем воздушного охлаждения, который склонен к перегреву при длительной работе в жаркое время.

Китайские трактора марки Xingtai имеют близкие габаритные размеры и массу, но уступают семейству машин 320 по надежности и функциональности. Кроме этого, можно упомянуть однотипные китайские машины Foton-404 и Dong Feng DF-404, которые имеют низкую цену и сравнимый набор функций. Качество машин не уступает продукции завода МТЗ.