Креативное мышление: как развить творческие способности

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

&nbsp

Subscribe

Subscribe to our e-mail newsletter to receive updates.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность — это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Урок 1. Латеральное мышление

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Урок 2. Фрейминг и фокусировка

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Урок 3. Разрыв шаблона

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

Урок 4. Развитие творческого воображения

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Урок 6. Теории творчества и креативности

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Учебники и книги

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Творческие игры

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

В некоторых случаях творческий подход как глоток свежего воздуха в профессиональной или личной жизни. Далеко не все умеют креативить, и для многих людей редкость собственные оригинальные идеи, но это не значит, что креативность невозможно сформировать.

Каждый с рождения наделён потенциалом развития воображения. Обнаруживать грани фантазии, выходить за рубежи стереотипов и создавать совершенно новое — способности мозга, которые всегда можно разбудить.

Что такое креативность и как её развить

Креативные люди на «ты» с новыми и лучшими путями решения задач. Они смотрят на вопросы под разными углами, порой так, как это не делал никто до них. Креативность — особенное качество, что часто гарантирует результативность новаторской, созидательной деятельности. Но это также и способ мышления, которому присущи конструктивизм и прагматизм во всевозможных занятиях.

Термин креативность переводится как творчество с английского и сотворение с латинского языков. Это качество, которое выражает уровень творчества личности в бытовой сфере, общении, общественной и профессиональной деятельности. Синонимом считается смекалка, что прославила русский народ на весь мир.

Изначально понятие употреблялось в психологии, спустя время стало частью педагогики и других наук и сфер. Психологи дают креативности следующее определение — способность находить новые, нестандартные решения проблемных ситуаций, отклоняться от традиционного мышления. Человек обязан образам, которые зарождаются в процессе поиска не только креативности, а и воображению, но воображение работает только с тем, что индивиду уже знакомо.

То, что слова вроде креативное мышление, креативненько и так далее прижились в России — заслуга рекламщиков. В их понимании этот термин — потенциал создания слоганов, эскизов, сценариев и прочих свежих оригинальных идей.

Согласно мнению психологов креативное мышление изначально характерно для любого человека, большинство лишаются его в детском саду или учебных заведениях. Активизируется с помощью специальных тренингов. Худшие враги креативности — страх совершать ошибки и критика. Чтобы избежать блокировки мыслительных процессов из-за замечаний и страхов, важно осознать, что ошибки это тоже результат, их в творческих поисках не избежать (и не нужно к этому стремиться).

Креативность VS творчество. Люди часто путают эти понятия, не вдумываясь в их подлинные значения. Творчество — это тоже предрасположенность к созданию нового, но оно касается искусства и эстетики, креативность же про практическое применение. Эти свойства могут пересекаться, но не основываются друг на друге и необязательно сочетаются.

География креативности

Для современных специальностей (особенно для тех, что связаны с новаторством) необходим именно навык генерирования новых способов оптимизации и других идей. Понятие креативность включает в себя:

  • находчивость;
  • сообразительность;
  • быстроту мышления;
  • решительность;
  • умение рисковать;
  • широкий кругозор.

Этот навык используется для решения всевозможных задач в разных областях. В целом предназначение креативности в улучшении, увеличении функциональности и мощности производства, повышении эффективности, в скачке вперёд. В производстве и науке на практике креативность — это изобретения техники, оборудования и технологий производства.

Креативное мышление делает жизнь более комфортной, красочной и интересной. Сегодня это особенно важно в сфере услуг, где одна из главных ролей у навыка преподносить продукты или услуги. Но этим список занятий, конечно, не ограничивается. Креативность необходима во многих сферах и находит место почти в каждой профессии: бизнес, искусство, наука, политика, реклама и другие.

Сейчас во многих вакансиях можно прочитать, что работодатель ищет креативных людей. Бизнес не примиряется с консервативностью, креативность в нём — умение меняться соответственно изменениям обстоятельств рынка. Эта черта нужна для мобильности, новаторства и скорости принятия решений. Бизнес-технологии развиваются быстро, стабильно появление новых направлений в управлении, курсов повышения квалификации и так далее.

В сфере услуг креативное мышление необходимо для поиска свежих подходов в общении. Эта область требует багажа знаний о людях в повседневном смысле, натренированной интуиции, а также сведений в сфере социологии и психологии. В продажах важно суметь так презентовать продукт, чтобы потенциальный клиент или покупатель стал реальным. Например, в гостиничном бизнесе креативность может проявляться в специфике обслуживания или оформлении номеров.

В рекламе креативное мышление — умение по-новому преподносить продукт. Ежедневно люди имеют дело с огромным количеством информации, что сильно усложняет задачу рекламщиков привлекать внимание, не раздражая излишне навязчивым образом. Именно подобные проблемы решают с помощью креативности.

Самые креативные

Самой созидательной профессией в мире считается трабл-шутер. В полномочиях этих специалистов доказывать, что утверждение Александра Васильева о «выхода нет» ошибочно. Часто работу этих профессионалов иллюстрируют историей компании Nike. Персонал предприятия воровал, что провоцировало колоссальные убытки. Пригласили трабл-шутера.

Завод находился в бедной стране, среди работников только местные, соответственно предотвращение краж было неосуществимым, а привозить европейских специалистов — слишком дорого. Приглашённый трабл-шутер предложил гениальное решение: просто выпускать левые и правые кроссовки на разных заводах в разных странах.

Неудивительно, что такие специалисты редкость, весьма востребованы и получают аналогичные гонорары (которые достигают 100 тысяч долларов / час). Как правило, их услуги интересны очень состоятельным людям и крупным корпорациям.

Во многих странах в последнее десятилетие стали выпускать журналы, которые связаны с понятием креативное мышление. Редакторы занимаются составлением списков наиболее креативных людей, в числе которых оказываются режиссёры, писатели, бизнесмены, основатели и владельцы рекламных агентств, писатели, журналисты, певцы и разработчики программ. По версии издания Creativity самые креативные люди — Сачин Агарвал и Джерри Тан (основали платформу Posterous).

Признаки и диагностика

Подобно другим качествам креативность проявляется в поведении. Узнать обладателей ею можно по следующим признакам:

  • Отличное чувство юмора.
  • Всегда ищут знания, ответы, идеи и решения.
  • Щедро делятся идеями и мыслями с другими.
  • Смелость. Новое не пугает их.
  • Рамки и границы противоречат их природе. Непрерывное расширение кругозора и точек зрения — вот что для них.
  • Интерес не только к результату, но и к процессу.
  • Новаторство. Они заинтересовано пробуют новое, конкурентоспособны.
  • Их очень тяжело запутать, ведь они никогда не пойдут за толпой и всегда критически осмысливают любую информацию.
  • Прекрасные учителя. Эти люди легко могут объяснить то, что другие понимают с трудом, исследуют связь между существующим материалом и творят на его основе новое.

Самые известные тесты креативности авторства Э. П. Торренса , он акцентировал внимание на процессе творческого мышления, а не на результатах. Сейчас оценка творческих способностей у детей старше 5 лет в США проводится на базе методик Торренса. Они невербальные, их предназначение в диагностике точности и беглости мышления, оригинальности и воображения.

В России популярностью пользуется диагностика по методике Е. Е. Туник . В числе её критериев для исследования любознательность, склонность к риску, воображение и сложность.

Способы развития

Есть счастливцы, которым творчество даётся легко, но для большинства это всё же редкость. Впрочем, творческие способности всегда можно повысить с помощью тренировок. Способы довольно неожиданные:

  • Нет вдохновению. Ожидание искры вдохновения — частое заблуждение среди творческих личностей. Важно помнить о зависимости этой искры от процесса работы и не ждать вдохновения, как не ждут его спортсмены. Нужно просто начинать, запастись терпением и прекратить беспокоиться о том, какой будет результат.
  • Дистанция с творческим проектом. Для удалённых во времени или пространстве задач возникает больше решений. И чем больше эта дистанция, тем сильнее мы переключаемся на абстрактное мышление, благодаря ему обнаруживаются внезапные взаимосвязи между идеями, у которых, кажется, нет ничего общего.
  • Ограничение выбора. Согласно исследованиям, закрытие части возможностей позволяет сосредоточиться на тех, что остались, и стимулировать творчество.
  • Концентрация на способах, а не на результате. Люди нередко увлекаются мыслями о будущем шедевре, не утруждая себя размышлениями о том, что конкретно необходимо сделать для своей цели. Но ведь если заблудиться и думать лишь о пункте назначения, а не следить за дорогой вряд ли получится уйти далеко.
  • Начало с конца. Придумывание сначала финалов рассказов помогло писательнице Роксане Робинсон одолевать творческие кризисы.
  • Физические упражнения. Известный факт, что теория относительности была придумана Эйнштейном, когда он ехал на велосипеде. Учёные пока занимаются исследованием лучшего вида упражнений для креативности, но физическая активность точно хороший помощник для генерирования идей.
  • Работа в кофейне. Фоновый шум в кафе оптимальный для креативного мышления (это около 70 децибел).
  • Другая рука. Использование другой руки способствует активизации работы двух полушарий мозга сразу, что влияет на креативность. Полушария активно обмениваются информацией, мысли становятся понятнее.
  • Громкий смех. Смех — стимулятор для энергичности связанных с креативностью зон мозга. А ещё он улучшает настроение, что тоже не повредит творческой деятельности.
  • Угадывание как альтернатива знаниям. Сегодня, когда информация окружает со всех сторон, полезно отложить на некоторое время ноутбуки, телефоны и планшеты и дать разуму свободу. Не нужно подглядывать ответы на вопросы, которые возникнут, мозг сможет сам выдумать что-то необычное.
  • Случайные мысли. Всегда берите с собой диктофон или блокнот. На первый взгляд бессмысленные идеи или картинки могут означать фундамент прорыва.
  • Созерцание. Спешка и преследование эффективности могут мешать зарождению творческих идей. Есть смысл попробовать по пути куда-то делать остановки и внимательно всё рассматривать. Внезапные виды и звуки активизируют мышление и предоставляют свежие точки зрения.
  • Осознанные и неосознанные действия. Медитация очищает разум, концентрирует внимание на текущем моменте и поощряет мышление. А иногда полезен перерыв. Усиленное раздумывание над проблемой формирует в голове много бесполезного шума, это не даёт решений, а лишь повышает недовольство. Можно разложить пасьянс и вернуться к проблеме уже с новыми идеями.

Упражнения для повышения уровня

Для начала нужно сделать вот что:

  • поверить в себя;
  • перестать себя ругать и критиковать;
  • составить список своих навыков и качеств, которые пригодятся в креативе;
  • поощрять воображение.

Упражнение 1. Придумайте развитие предложений, которые начинаются с «Что было бы, если»… Например, что было бы, если вода была льдом, люди передвигались по потолку, растения не росли на земле, а размеры бабочек были с корову?

Упражнение 2. Возьмите какое-то слово, для начала короткое (к примеру, сон). Теперь вообразите, что это аббревиатура и вам нужно её расшифровать. Неважно, что расшифровки кажутся нелепыми и странными, главное: тренируясь, вы развиваете изобретательность.

Упражнение 3. Попробуйте по-другому посмотреть на знакомую из детства сказку. На примере сказки «Три поросёнка» ответьте, зачем волк хотел сломать домики поросят, почему поросята жили в отдельных домах, почему дома были из разного материала и так далее.

Упражнение 4. Нарисуйте на листе бумаги несколько маленьких крестиков, а затем создайте что-то из каждого: символ, предмет, человека или животное. Не повторяйтесь в рисунках.

Умение мыслить вне шаблонов пригодится каждому человеку. Творческий подход поможет как в построении карьеры, так и в личной жизни. Он позволяет подбирать ключи к любой двери, находить нестандартные решения даже в самых трудных ситуациях. Некоторые считают, что креативное мышление – врожденное качество, которое нельзя развить. Но это абсолютно не так. Способность мыслить творчески приобретается с опытом, главное, постоянно развивать свой потенциал.

Что такое креативное мышление?

Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.

Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.

Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.

За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:

  • восприятие;
  • воображение;
  • память.

Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Что нужно для развития креативности?

Регулярность

Если постоянно практиковаться в развитии какого-либо навыка, результат не заставит себя долго ждать. По данным исследований гарвардских ученых творческие успехи на 85% зависят от уровня мастерства. Креативное мышление – это такой же навык. И для его развития рекомендуется упражняться не менее 1-го раза в неделю, но лучше делать это ежедневно.

Подобно укреплению мышц, формирование творческого потенциала потребует времени и усилий. Необходимо, чтобы развитие креативности превратилось в привычку, стало неотъемлемой составляющей жизни.

Целеустремленность

Когда человек чего-то очень сильно хочет, он, как правило, прилагает все усилия, чтобы этого добиться. Иногда это получается с 1-го раза, иногда требуется гораздо больше попыток. Но каждая из них – бесценный опыт в развитии и достижении поставленных целей.

Главное – никогда не сдаваться и ни в коем случае не сомневаться в себе!

Выход из зоны комфорта

В развитии креативного мышления поможет поиск нестандартных решений ежедневных рутинных задач. Можно открывать для себя неизведанные пути, каждый раз возвращаясь домой с работы новым маршрутом. Или выбирать только те кафе, в которых прежде никогда не был. Заказывать те блюда, которые ни разу не пробовал.

Знакомьтесь с необычными людьми, впитывайте интересные идеи. Даже незначительные перемены в привычном образе жизни ведут к переменам в мышлении.

Принятие своей индивидуальности

Идеальных людей не существует, у всех есть сильные и слабые стороны. Креативность основывается на умении выгодно использовать свои преимущества и компенсировать недостатки.

Каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальными способностями. Нужно только их в себе открыть. Важно всегда быть собой, помнить о своих талантах, мечтах и целях, не поддаваться давлению чужих ожиданий.

Творчество

Занятие творчеством станет верным помощником в развитии креативности. Рисование, игра на музыкальных инструментах, сочинение рассказов и стихов, необычный подход к приготовлению блюд – это может быть что угодно. Стоит внедрить творчество в свою жизнь, и новые идеи начнут появляться в голове по принципу снежного кома.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку. Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее.

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление.

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Сколько различных способов применения скрепки вы сможете придумать за три минуты? Если ваши результаты соотносятся с показателями большинства, то ответ будет где-то между 10 и 20.

Этот знаменитый тест был придуман в 2019 году Джо Полом Гилфордом (J.P. Guilford), американским психологом и профессором ряда ведущих университетов. Тест использовался для оценки дивергентного мышления.

Подобные испытания, также известные как «тесты альтернативного использования», очень популярны в современном мире — наверняка вы хоть раз сталкивались с ними на тренингах или собеседованиях.

На изображении выше вы увидели две странные фигуры — это часть другого интересного теста, в рамках которого предлагается дорисовать картинку в каждом окне. Это еще один тест на дивергентное мышление — чем креативнее испытуемые, тем более интересные изображения получаются в результате.

Творческое мышление часто рассматривается как данность — либо оно есть, либо увы. Но в последнее время такая позиция теряет свою прочность: по результатам исследования в Гарварде, успехи в творчестве на 85% определяются навыками мастерства. Это означает, что каждый из нас может развить творческое мышление.

Вопрос в том, как это сделать?

  • Леонард Коэн о творчестве, усердной работе и искусстве восстановления

Что такое творчество?

Творческое мышление — нематериальный предмет для обсуждения. Невозможно положить креативность на обеденный стол и рассмотреть ее под лупой. В большинстве случаев, встречаясь с настоящим искусством и творческими людьми, вы просто это чувствуете. Мария Попова, креативный гений BrainPickings.org, говорит что творчество — это искусство соединять несоединимое, преобразуя существующие знания в совершенно новый способ видения мира.

Это определение, кажется, предельно точно описывает все сферы творческого процесса — но мы заглянем еще глубже.

Ассоциации

Эта практика позволяет проводить линии между, казалось бы, абсолютно чуждыми друг другу вещами и идеями. Сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) считает, что на этом методе выстроена вся его корпорация Virgin Group.

Вопросы

Любопытство — частое качество у людей творческих профессий. Многие новаторы постоянно интересуются всем происходящим — их не устраивает текущее положение вещей в мире.

Леонардо да Винчи был убежден в сильном влиянии любопытства на творческий процесс. В одном из его эскизов сохранилась надпись: «Я бродил по окрестностям в надежде найти ответы на вещи, которые не мог понять».

Наблюдение

Мария Конникова в своей книге «Думай как Шерлок Холмс» (How to Think Like Sherlock Holmes) подчеркивает важность постоянного и глубокого наблюдения за окружающей средой. Для иллюстрации этого тезиса Мария приводит отрывок из книги: Шерлок спрашивает у Ватсона, сколько ступеней на лестнице в доме Холмса, по которой каждый из героев проходил сотни раз. Ватсон не смог ответить, на что Шерлок сказал:

«Вы не наблюдательны. Каждый день вы поднимались по лестнице, и наверняка подсознательно считали свои шаги, но не помните этого. Я же знаю, что на лестнице 17 ступеней, так как видел и наблюдал».

  • Как разбудить вдохновение?

Нетворкинг

Речь идет не просто о расширении списка контактов на LinkedIn. Нетворкинг заключается в увеличении количества ваших социальных связей и привлечении идей из всех слоев общества. Поистине творческие личности не сидят в скорлупе своего круга общения — они постоянно пробуют что-то новое.

Эксперименты

Чтобы увидеть свежие пути и возможности, вы должны выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать с новыми идеями и методами работы. Google первая внедрила в рабочий процесс принцип 80/20, что позволило сотрудникам корпорации активно трудиться только 20% от стандартного рабочего времени.

С тех пор концепция успела прижиться в Apple и LinkedIn. Эти компании понимают, что творчество — не шутка или развлечение, а тяжелый труд. Одного желания быть творческим недостаточно для успеха — вы должны приложить усилия.

План по развитию творческого мышления

Теперь мы выяснили компоненты творческой работы, но как развить креативность? Существует пять простых методов, которые стимулируют мышление к выходу из зоны комфорта и могут подарить вам больше идей, чем вы думаете.

Разомните свою творческую мускулатуру

«Идеи похожи на кроликов — сначала у вас их несколько, но начав возиться с ними, вы и не заметите, как получите целый выводок». Джон Стейнбек

Так же, как укрепление мышц в тренажерном зале, развитие творческого потенциала требует времени и энергии — для успеха необходимы ежедневные усилия. Возьмите на себя обязательство регулярно упражнять свой ум.

Например, Джеймс Алтучер развил привычку, которая помогает ему создавать 2019 уникальных идей в год. Все очень просто: каждый вечер Джеймс садится и придумывает 10 идей, от бизнес-планов до книжных концепций.

Регулярный процесс генерации свежих идей приучает мозг постоянно искать новые пути решения проблем. Такой подход не только создает питательную среду для творчества, но и укрепляет ваш ум.

Когда мы делаем нечто новое, в нервной системе возникает сигнал о том, что мы учимся, и это вызывает выброс порции дофамина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее моральное самочувствие и являющегося ключевым компонентом процесса обучения. Это — приятная награда за умственные усилия, которая может служить мотивацией для освоения непредставимых ранее творческих резервов.

  • Как нейромедиаторы влияют на творчество?

Прерывайтесь чаще

Все люди разные, и у каждого есть свой способ генерации идей. Кому-то свежие мысли приходят за ужином: бокал вина, спокойная атмосфера, думать о работе уже не нужно — вот тут-то мозг переключается и может выдать нечто интересное.

Кто-то использует для аналогичных целей бег по утрам, шопинг, утренний кофе — что угодно, вплоть до ежедневного часа в пробке у дома. Каждый может вспомнить ситуацию, в которой чаще всего приходят хорошие мысли, что неслучайно.

Когда мы немного отвлекаемся от ежедневных проблем, наше сознание чуть разгружается, что может послужить причиной для свежего взгляда на вещи. Шелли Н. Карсон (Shelley H. Carson) утверждает: «Отвлечение может дать мозгу перерыв, необходимый на то, чтобы отвлечься от неэффективного решения проблемы».

Слишком большое внимание, уделяемое проблемам, как правило, задействует все ваши когнитивные ресурсы. Сделайте шаг назад, займитесь домашними делами, отправьтесь на прогулку — словом, остановитесь на минуту и дайте передышку мозгу, очистив его от ежедневного мусора. Так вы и освободите пространство для творчества.

  • Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса

Измените среду

Вы, вероятно, никогда не бывали на кухне элитного ресторана. Аналогично, вы вряд ли видели схему канализации, что идет от вашего офиса за несколько километров. Но при просмотре мультфильмов «Рататуй» и «В поисках Немо» сцены в подобных местах казались вам вполне подлинными. Знаете, как появились эти произведения?

Для создания реалистичного эффекта режиссеры Pixar сами погружались в среду, которую хотели выстроить. При съемках «Рататуй» создатели отправились на двухнедельную командировку во Францию, где исследовали местную кухню. В случае с Немо, группа провела некоторое время в городской канализации Сан-Франциско, для изучения дренажной системы города.

Никто не заставляет вас завтра ехать во Францию — а уж тем более лезть в канализацию. Но выйти из привычного круга иногда просто необходимо, чтобы дать толчок творческому мышлению.

Например, ряд исследований среди эмигрантов показал, что люди, проживающие в чужой для себя стране, часто быстрее находят неочевидные связи и показывают высокие успехи в творчестве. Адаптация к жизни в обществе с новым языком, культурой и укладом вынуждает трансформировать старые представления и менять привычные модели поведения.

Опять же, не стоит эмигрировать только потому, что вам необходимо развить творческое мышление. Просто поезжайте в путешествие — так вы освободите мозг от рутинных, рабочих задач и заодно дадите ему свежие впечатления от новых стран и культур. Хорошее путешествие, как ничто другое, меняет представления о мире и внутренние установки, одновременно обогащая кругозор.

Измените свой график

По недавним исследованиям, мы могли бы работать эффективнее, привнеся в свой привычный распорядок дня некоторые новшества. Речь идет о следующем — в периоды, когда активность снижается, наша способность к концентрации уменьшается соответственно. Потеря во внимании дает возможность охватить более широкий спектр информации. В состоянии низкой активности наш мозг генерирует больше альтернатив и различных интерпретаций, которые способствуют всяческим инновационным идеям и инсайтам. В периоды сниженной активности ваше сознание чуть менее организовано. Вместо линейного мышления мысли будто разбегаются в разные стороны, одна цепляет другую, тут же уступая место третьей и т. д. В подобном состоянии вы можете подсознательно находить неочевидные связи между идеями.

Конечно, «сове» не стоит насильно обращаться в «жаворонка» и наоборот. Просто иногда бывает полезно нарушить привычный ход вещей.

  • Что хотелось бы знать о творчестве в 20 лет?

Сознание новичка

Мозг человека, впервые сталкивающегося с темой, способен подсказать множество путей решения. Эксперт же знает только одну дорогу, по которой и ходит много-много лет подряд, даже не представляя, что можно свернуть.

В дзен-будизме это называется «Shoshin», или чувство начинающего. Суть в том, чтобы снова почувствовать себя новичком, не знающим границ и разочарований — равно как и всех ответов. Здесь кроется два преимущества. Во-первых, новички более открыты для новых идей и альтернативных путей решения проблемы. Во-вторых, желание исследовать новое очень важно для творческого мышления. Исследования показали, что люди с богатым опытом приключений, как правило, мыслят менее шаблонно, чем остальные.

Хотите проверить? Тогда выполните простое упражнение. Выберите любое хобби и осваивайте его в течение 30 дней. Для физического и эмоционального здоровья очень важно периодически бросать самому себе вызовы. Это поможет сохранить ум острым и открыть в себе новые потенциалы.

Заключение

Большинство того, что представляется вам недостижимым мастерством и проявлением гения, на самом деле — навык, развитый упорным трудом. Возможно многое, но для этого придется поработать.

Высоких вам конверсий!

По материалам: blog.pickcrew.com 

21-10-2014