Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический багаж.

Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички — все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваю основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Я в этом не испытываю трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». Постепенно от прогулки и экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и аллея около детского сада, сосновый бор, и живописная тропинка на Кабалинских родниках. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература:

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2019 г.

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2019 г.

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2019 г.

4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.

Воспитание достойного гражданина своей страны является одной из ведущих задач дошкольного образования. Суть его заключается в создании и реализации продуманной системы педагогических действий, направленных на формирование гражданственного сознания и чувств у ребёнка. Отечественной педагогикой накоплен обширный опыт использования разнообразных средств и методов воспитания и стимулирования патриотического поведения.

Задачи дошкольного образовательного учреждения

Актуальность патриотического воспитания дошкольников ни у кого не вызывает сомнений, особенно в свете тех изменений, которые произошли в нашем обществе в последние десятилетия. Несмотря на малый возраст, дети способны усвоить и прочувствовать довольно сложные понятия, связанные с темой гражданства и любви к своей стране.

Основные цели этого направления работы педагогов в детском саду — в доступной форме познакомить детей с понятием Родина, воспитать в них чувство гордости за свою страну и желание активно участвовать в общественной жизни.

Задачи работы воспитателей детсада формулируются с учётом особенностей возраста воспитанников, характера их семейного воспитания и социальной среды.

Основные из них:

  1. Дать прочные знания о стране, в которой живут дети (моя Родина — Россия, в ней проживают люди разных национальностей; государственный Герб, Флаг и Гимн; природа, чем занимается население и др.).
  2. Воспитывать осознанные убеждения в том, что наша страна нуждается в трудолюбивых руках и образованных специалистах; каждый должен стремиться к упрочению мира и благосостояния Родины.
  3. Формировать навыки правильного общественного поведения, уважительного отношения к людям разных национальностей, желание активно участвовать в жизни детского сада, населённого пункта, страны.
  4. Формировать привычку активной гражданской ответственности за происходящее вокруг.
  5. Воспитывать художественный вкус, интерес к народному творчеству через ознакомление с фольклорными произведениями и народными промыслами.

Нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без объединения усилий всех лиц, оказывающих на него прямое или косвенное влияние: членов семьи, педагогического коллектива образовательного учреждения, работников культурно-досуговой сферы, общественных организаций. Поэтому ещё одной важной задачей детского сада является объединение всех позитивных воздействий на личность ребёнка и исключение негативных.

Работа с родителями в ДОУ

Выбор форм и методов работы с родителями по проблемам воспитания подрастающего гражданина и патриота достаточно велик:

  • Индивидуальные консультации.
  • Групповые и коллективные лекции.
  • Тематические родительские собрания, показательные занятия, совместные с детьми праздничные мероприятия, встречи с известными людьми.
  • Разработка соответствующего наглядного материала с методическими рекомендациями по его использованию, брошюр, оформление тематических «Уголков для родителей».

Цель консультаций для родителей в детском саду — привлечение их к участию в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Задачи: убедить их в актуальности этой проблемы, ознакомить с содержанием работы с детьми разных возрастных групп, научить использовать все возможности семейной среды для формирования гражданских чувств у малышей.

Формирование патриотизма

Современное дошкольное образовательное учреждение является центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Взращивание духовно богатой личности с активной жизненной позицией основывается на большом объёме знаний о своей стране, о малой Родине, о её культуре и обычаях. Соответственно программы и проекты работы с детьми должны включать в себя такую систему воспитательных методов и средств, которая постепенно расширяет эти знания и приводит ребёнка дошкольного возраста к осознанию себя как равноправного гражданина своей Родины.

Возраст воспитанников

Выбор методов, приёмов и средств воспитания ребёнка зависит от возрастных особенностей его развития:

— малыш 3−4 лет любознателен, доверчив, имеет наглядно-образное мышление. Соответственно, в работе с ним должны преобладать наглядно-действенные, игровые методы и приёмы — показ игрушек и предметов, демонстрация действий с ними, сопровождаемая эмоциональными словесными пояснениями;

— дети средней группы (4−5 лет) ориентируются уже не только на то, что говорят взрослые, но и на то, как они поступают. Поэтому очень важно, чтобы взрослые демонстрировали ребёнку собственные патриотические чувства и поступки, интерес к народному творчеству. Проект по патриотическому воспитанию в средней группе может включать в себя, например, заучивание стихов и песен о Родине, рассматривание военной формы защитников Отечества, народного костюма, предметов и картин быта, природы и т. д. ;

— старший дошкольник (5−7 лет) имеет осознанные представления о своей стране, крае, городе, селе, о родной природе. У него есть идеальный образ гражданина, любящего свою Родину, семью, город, готового на бескорыстный труд на благо общества и на защиту от врагов.

Дети охотно участвуют в тематических мероприятиях по случаю праздничных дат, с интересом занимаются художественным творчеством, активно участвуют в беседах со взрослыми. Дети этого возраста отзывчивы на одобрение своих гражданских поступков со стороны взрослых. Посещение музеев, памятных мест, общественных мероприятий, встречи с интересными людьми укрепляют в них чувство гордости за свой народ.

Полезные беседы

Групповое или индивидуальное занятие в форме беседы по патриотическому воспитанию в старшей группе должно носить ярко выраженный эмоциональный характер и включать в себя разные виды деятельности детей.

План беседы в старшей группе обязательно должен состоять из достаточно краткой, но понятной и убедительной теоретической части: взрослые дают пояснения и демонстрируют наглядный материал по теме занятия.

Очень важно обеспечить активное участие каждого ребёнка во второй, практической части занятия, когда в различных видах его деятельности закрепляются в сознании нравственные представления и знания.

В играх — сюжетно-ролевых, настольных, народных, театрализованных и пр. — дети как бы примеряют на себя героические роли защитников Родины, вживаются в их чувства, мотивы поступков. Это обогащает их эмоциональную сферу, учит сочувствию, сопереживанию.

Изобразительная деятельность, музыкально-литературная — рисование, лепка, аппликация, прослушивание и заучивание песен, литературных произведений побуждают детей к творческому самовыражению собственных чувств и переживаний.

Мероприятия вне занятий

Семейный и общественный социум предоставляет широкие возможности для организации работы с дошкольниками:

  • посещение музеев, выставок с целью ознакомления с экспозициями, рассказывающими об исторических событиях, достопримечательностях, известных людях;
  • познавательные экскурсии к местам боевой и трудовой славы, объяснение значения ритуальных действий (возложение цветов, организация минут молчания) у памятников воинам;
  • участие в общественных мероприятиях, посвящённых историческим датам — уборка и украшение территории, подготовка к концерту, спортивному или фольклорному празднику, изготовление сувениров для ветеранов труда и войны;
  • коллективные творческие работы и их презентации (на родительских собраниях или в других группах сверстников) побуждают к сотворчеству, воспитывают культуру содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Например, дети под руководством взрослых могут оформить стенд (альбом) «Это мой любимый город», по очереди побывать в роли экскурсовода;
  • ознакомление с новинками детской литературы, песнями, посещение кино, спектаклей соответствующей тематики и их обсуждение.

Нравственно патриотическое воспитание в детском саду — проект, требующий от воспитателя хорошего знания возрастной психологии и высокой педагогической культуры. Внимания требуют и дети других национальностей, воспитывающиеся в ДОУ. Ознакомление с их культурой, обычаями, творчеством, бытом раскрывает перед детьми широкое многообразие мира, воспитывает интерес и стремление к культурному и творческому сотрудничеству.

На занятиях и вне занятий детям можно предложить полюбоваться национальными нарядами, игрушками, посудой, сравнить их элементы, почитать сказки, послушать песни, попробовать национальные блюда, поиграть в игры разных народов, заучить слова приветствия или прощания и пользоваться ими в быту.

https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2420315.htm

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/09/18/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-nravstvenno

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/05/osnovnye-vidy-deyatelnosti-detey-v-dou