Основные методы обучения как приемы педагогики

Термин
“метод” происходит от греческого слова
“methodos”, что означает путь, способ
продвижение к истине.

В
педагогике имеется множество определений
понятия “метод
обучен
ия”.
К ним можно отнести следующие: “методы
обучения – это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса задач
учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под
методами понимают совокупность путей
и способов достижения целей, решение
задач образования” (И.П. Подласый);
“метод обучения – это опробованная и
систематически функционирующая структура
деятельности учителей и учащихся,
сознательно реализуемая с целью
осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся” (В.
Оконь)
. Методу обучения можно дать и
такое определение: это способ упорядоченной
деятельности субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на достижение
поставленных целей обучения, развития,
воспитания
. Уже в этих определениях
метод выступает как многомерное явление,
как сердцевина учебного процесса
. Он
выступает механизмом реализации
поставленных целей, во многом определяет
конечные результаты учебного процесса.

Каждый
метод обучения характеризуется тремя
признаками: обозначает цель обучения;
способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения.

Прием– это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по
отношению к общему понятию “метод”.
Отдельные приемы могут входить в состав
различных методов.

В
процессе обучения методы и приемы
находятся в различных сочетаниях. Один
и тот же способ деятельности учащихся
в одних случаях выступает как
самостоятельный метод, а в другом – как
прием обучения. Например, объяснение,
беседа являются самостоятельными
методами обучения
. Если же они эпизодически
используются преподавателем в ходе
практической работы для привлечения
внимания учащихся, исправления ошибок,
то объяснение и беседа выступают как
приемы обучения, входящие в метод
упражнения.

Методы обучения –
категория историческая. Уровень развития
производительных сил и характер
производственных отношений оказывают
влияние на общие цели обучения
. С
изменением целей меняются и методы
обучения. Так, в древние времена
преобладали методы обучения, основывавшиеся
на подражании
. С момента организации
школ появились словесные методы обучения.
Словесные методы обучения доминировали
в средние века.

В педагогической
литературе называется разное количество
методов обучения – от двадцати до ста
и более. К числу наиболее употребительных,
используемых методов относятся: 1)
рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ
иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6)
упражнения; 7) самостоятельная работа
с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы
программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической
литературе выделено немало причин,
влияющих на выбор методов обучения:

• цель
обучения;

• уровень
мотивации обучения;

• реализация
принципов, закономерностей обучения;

• количество
и сложность учебного материала;

• уровень
подготовленности учащихся;

• возраст
учащихся;

• время
обучения;

• материально-технические,
организационные условия обучения;

• применение
методов на предыдущих уроках;

• тип
и структура занятий;

• взаимоотношения
между учителем и учащимися, которые
сложились в процессе учебного труда;

• уровень
подготовленности учителя.

Ни один из методов не
является универсальным, хороших
результатов в дидактической работе
можно достигнуть только при использовании
многих методов.

Средствами
обучения являются все приспособления
и источники, которые помогают учителю
учить, а ученику учиться, т.е. то, что
помогает ему организовать познавательную
деятельность учащихся
. К средствам
обучения могут быть отнесены: учителя,
учебники, учебные пособия, книги, радио,
телевидение, компьютеры, наглядные
пособия и т.д
.

В педагогике нет
единого подхода к классификации методов
обучения. Существует около десяти
классификаций методов
. Наличие различных
точек зрения на проблему классификации
отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них. В связи с тем, что разные авторы в
основу подразделения методов обучения
на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых
классификаций относится к концу 20-х
годов ХХ века и связана с именем Б.В.
Всесвятского, который описал две
категории методов – методы передачи
готовых знаний и методы искания
(исследования).

Назовем наиболее
обоснованные классификации методов
обучения в дидактике.

1. Традиционная
классификация по источнику знаний.
Сначала выделялись практические,
наглядные, словесные методы (Д.О.
Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта
система дополнилась и другими –
современными, связанными, например, с
техническими средствами обучения
.

2. Классификация методов
по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего
признака классификации выступают
последовательные этапы, через которые
проходит процесс обучения на уроке.
Выделяются следующие методы:

• приобретение
знаний;

• формирование
умений и навыков;

• применение
знаний;

• творческая
деятельность;

• закрепление;

• проверка
знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов
обучения по характеру познавательной
деятельности учеников (И.Я
. Лернер, М.Н.
Скаткин)
.

Поскольку успех
обучения в решающей степени зависит от
направленности и внутренней активности
обучаемых, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
учащихся должны служить важным критерием
выбора. Ученые выделили пять методов
обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• проблемное
изложение;

• частично-поисковый;

• исследовательский.

4. По дидактическим
целям выделяется две большие группы
методов обучения:

– методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие
закреплению и совершенствованию
приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т.
Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в
основу классификации методов обучения
кладет теорию деятельности человека,
основными элементами которой являются:
а) организация действий; б) регулирование
деятельности личности прежде всего
разнообразными способами ее стимулирования
и в) контроль за ходом деятельности
. На
этой основе Ю.К
. Бабанский выделяет три
группы методов:

• методы
организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

• методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

• методы
контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих
классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон
осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении
наиболее практичной представляется
классификация известного белорусского
педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет
пять групп методов обучения:

• методы
устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого
материала;

• методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

• методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторная работа;

• методы
учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные работы;

• методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ,
программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных
классификаций методов не свободна от
недостатков. Практика богаче и сложнее
любых самых искусных построений и
абстрактных схем
. Поэтому поиски более
совершенных классификаций, которые
внесли бы ясность в противоречивую
теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику
методов обучения необходимо осуществлять
по следующему плану: сущность метода,
требования к его применению, методика
(система приемов, при помощи которых
реализуется данный метод). В качестве
примера раскроем суть беседы как метода
обучения.

Беседа
является диалогическим
методом изложения учебного материала
(от греч. dialogos – разговор между двумя
или несколькими лицами), что уже само
по себе говорит о существенной специфике
этого метода
. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся к рассуждению
и анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов
и явлений и самостоятельному формулированию
соответствующих теоретических выводов
и обобщений.

При проведении беседы
по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали
не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых
рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся
вычленяют существенные признаки и
свойства изучаемых предметов и явлений
и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь
четкую последовательность и направленность,
что позволит учащимся осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод
обучения не может обеспечить достижения
всех дидактических целей, в частности
формирования практических умений и
навыков. Поэтому целесообразно применять
ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении
новых знаний может идти индуктивным
(т.е. от частных известных наблюдаемых
явлений к общим выводам) или дедуктивным
путем (от общего положения к частным
случаям).

По назначению в учебном
процессе выделяют следующие виды беседы:
вводные или вступительные (организующие);
сообщения новых знаний; закрепляющие;
контрольно-коррекционные.

Вводная беседа
проводится в начале урока или другого
учебного занятия. С ее помощью
обеспечивается подготовка учащихся к
восприятию и усвоению нового учебного
материала
. Такого вида беседа способствует
пониманию значения предстоящей работы,
формирует представления о ее содержании,
специфике и особенностях.

При сообщении новых
знаний беседа строится в форме вопросов
и ответов преимущественно при анализе
прочитанных текстов, запоминании ответов
(катехизическая). Она способствует
подведению учащихся за счет умело
поставленных вопросов, имеющихся у них
знаний и жизненного опыта к усвоению
новых знаний, определению понятий,
поиску метода решения задачи
. Грамотно
организованная беседа создает субъективное
впечатление, что ученик сам сделал
“открытие”, проделал сложный путь к
научной истине.

Закрепляющие
беседы применяются для углубления,
обобщения и систематизации знаний. Они,
как правило, проводятся в конце урока
изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные
беседы могут быть организованы как
фронтальные или индивидуальные.
Применяются с целью определения уровня
усвоения знаний у учащихся, их коррекции,
уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность
беседы зависит от тщательной подготовки
учителя, продуманности вопросов, их
логической последовательности. Вопросы
должны развивать все виды мышления,
соответствовать уровню развития
учащихся
. Со стороны учащихся ответы
должны быть осознанными, аргументированными
и правильно сформулированными.

Педагогическая
функция беседы состоит в том, чтобы
использовать знания и личный опыт
учащихся в целях активизации их
познавательной деятельности. Беседа
требует продуманности и четкости
постановки вопроса. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании у
учащихся умений четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать
свою мысль
. Беседа наиболее эффективна:

– для
подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления
их с новым материалом;

– систематизации
и закрепления знаний;

– текущего
контроля и диагностики усвоения знаний.

Процесс обучения немыслим без взаимодействия ученика и учителя. Во взаимодействии учитель передает знания, необходимые практические умения и навыки. Методы обучения — это в педагогике определение контакта обучающегося и учителя, посредством приемов обучения. Они не имеют единой, признанной классификации. Связано это с трудностями выбора признака, по которому будет происходить их деление.

Описание таблицы Андреева

Различие методов педагогики в целом и классификация методов обучения в педагогике таблица В. И. Андреева передаст лучше всего. В ней также собраны примеры использования и ценные советы. Так как полностью раскрываются методы и приемы обучения их классификация в таблице стала неотъемлемой частью любого педагога.

Фракционирование Е. Я. Голонта

При выборе признака ученый опирался на то, как ученики воспринимают информацию и то, как преподаватель её излагает.

На основании его работы, выделены следующие методы обучения:

  • Пассивные, заключенные в инерционном восприятии информации, во время лекций, объяснений.
  • Активные, суть которых в бурных действиях ученика, по усвоению знаний. Формы, которые использует педагог: семинары, лабораторные работы, зачеты.

Использование дидактических задач

М. А. Данилов, построил классификацию на основании этих самых задач, поставленных перед преподавателем. То есть, если учитель хочет проверить знания, усвоенные учениками, то использует для этого необходимые методы: экзамен, опрос, контрольную работу. Из его классификации следует:

  • получение новых знаний (лекции, беседы, рассказы)
  • отработка навыков и умений (лабораторные, практические занятия)
  • закрепление знаний и их проверка, в этом случае учитель использует контрольные, итоговые задания, зачеты, экзамены.

Поднятие умственной активности

И. Я. Ларнер оформил классификацию, полагаясь на интенсивность умственной деятельности учащихся. Автор полагал, что на уроках исходя из поставленных целей возможен разный уровень мыслительной активности. То есть при знакомстве со знаниями ученики не задействуют мыслительные процессы на высоком уровне, пользуясь памятью и анализам. В случаях, когда знания укрепились, учитель может предлагать проблемные ситуации, для поднятия умственной активности учеников. Отсюда, классификация автора выглядит следующим образом:

  • Первый уровень: объяснительный. Здесь учитель пользуется различными наглядными средствами для передачи новых знаний. Этот этап не предполагает всплеска умственной активности учеников. Чаще всего традиционная система образования основана на объяснительном и репродуктивном методах преподавания.
  • Воспроизводительный или репродуктивный этап, при котором ученики задействуют память, некоторые мыслительные функции. Мыслительная активность минимальная.
  • Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит перед учениками задачу, в которую необходимо решить, применяя предыдущие знания в интеграции с новыми. При этом педагог решает проблемную задачу самостоятельно. Обучение происходит за счет наблюдения, ученики обучаются этапам творческой мыслительной деятельности. При этом этот этап считается переходом к продуктивной деятельности.
  • При частично — поисковых методах, ученик получает проблемную ситуацию и некоторую часть для её решения. Остальная работа проделывается ним самостоятельно. Этот прием относится к продуктивным видам учебной деятельности и применяется в нетрадиционном обучении. Теперь он выступает в роли субъекта, наравне с учителем.
  • Педагогический исследовательский метод предполагает использование проблемных задач при первичном словесном усвоении знания. Является основным средством обучения, представляющим нетрадиционное обучение. Ученики самостоятельно ищут ответы, обучаясь при этом проблемному мышлению. Умственная активность при таких занятиях высокая. Современное образование стремится к использованию поискового метода при решении задач, отказываясь от репродуктивных форм.

Распространенной формой обучения является использование игр. Применение позволяет охватить широкий круг проблем: проверка знаний, усвоение новых, укрепление. Существуют различные формы игровых методов: деловые игры, тренинги, командные соревнования. Применять его можно относительно любого возраста: от дошкольника, до студента. Метод игры не только несет важную дидактическую функцию, но и участвует в воспитании. Особенность его состоит в том, что ученики получают возможность творчески развиваться. В основном подобное используется в нетрадиционном образовании, и относится к активному способу преподавания.

Основные приемы преподавания

Методы преподавания — это общее название для ситуаций взаимодействия с учениками при достижении конкретных целей обучения. Для этого каждый преподаватель использует определенную методику, функция которой передать, закрепить и проверить знания. Традиционно выделяют три метода преподавания, основанных на степени вовлеченности учеников в процесс обучения.

  1. пассивного слушания — ученики исполняют роль объекта образования, учитель выступает в роли объекта. Единственная активная фигура — учитель. Остальные являются слушателями, не проявляя активности.
  2. активное слушание — при котором ученик становится объектом образования. Работа происходит в плотной диаде.
  3. интерактивного взаимодействия — самый эффективный метод образования.

Благодаря указанным классификациям можно научиться качественно преподавать и доносить всю информацию до аудитории, ничего при этом не упустив.