Основные цели трудового воспитания детей

Цели и задачи трудового воспитания имеют огромное значение для общества. Вы когда-нибудь спрашивали себя, смогло бы выжить человечество без труда? Ответ будет однозначный, а обосновать его сможет даже чуть подросший малыш детского сада. Без труда невозможен прогресс, нет движения вперед. Нет развития. Поэтому задавая себе вопрос: «нужно ли детям трудовое воспитание», ответ придет сам собой – нужно ли вашим детям прогрессивное и успешное будущее? Нужны ли нашему обществу эволюция и технологические прорывы?

Цели, которые ставит перед собой трудовое воспитание – глобальные. Нет, если мы говорим об определенном ребенке, то там все по науке: развитие личности, нравственных качеств, уверенности в себе, а также трудовые навыки. Но если под объектом воспитания принимать подрастающее поколение в целом, то задачами станет здоровая нация, сильная экономика, технический прогресс и научные открытия. Задачи глобальные, а решения их лежат, как на ладони – надо научить детей трудиться.

Несколько слов о трудовом воспитании

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» учат еще в стенах детского сада. Не потому, что эта пословица – часть народного фольклора, а потому, что это действительно так. Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, правда же? Мы хотим, чтобы наши дети уверено управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи? Тогда помещаем трудовое воспитание в «красны угол».

Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет сей процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение

Основные задачи трудового воспитания

В процессе труда не только создаются материальные предметы, но и совершенствуется сам человек. Поэтому целью трудового воспитания, в первую очередь, является воспитание гармоничной личности, а потом формируется психологическая и физическая готовность его к труду.

На фоне общественного и экономического развития, реальность предъявляет высокие требования, когда речь идет о личности производителя. Подчеркивается важность его отношения к труду, как к осознанной необходимости, а также жизненной потребности, позитивное отношение к работе, уважение к труду (в целом), к его результату. Коммуникабельность, инициативность, креативность — те качества, которые ждет от зрелой личности трудовой мир. И эти качества формируются в процессе трудового воспитания.

Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:

  1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
  2. Осознание целей и задач труда;
  3. Формирование автомотивации на труд.

Учитывая, что экономическая, экологическая и социальная ситуации в стране кардинально меняются, меняется направление и смысл трудового воспитания. Требуются новые методики, мотивации и подходы.

Цели трудового воспитания

?

Воспитание трудом — непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой — нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности. Для школьников труд — необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде. В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Цели и задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста по ФГОС

Виды труда Задачи и содержание работ
Самообслуживание Учить детей заботиться о своем внешнем виде, устранять непорядок, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать ему (застегнуть пуговицу, завязать шнурки и т.д.). Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Учить детей самостоятельно готовить свое рабочее место перед занятиями (образовательной деятельности).
Хозяйственно-бытовой Учить (или продолжать обучение) детей систематично и своевременно поддерживать порядок как в группе, так на участке: протирать игрушки (пособия), мыть игрушки, строительный материал. Вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
Учить (продолжать обучение) детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать, очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
Формировать привычку застилать свою постель после дневного сна.
Приучать детей выполнять свои обязанности во время дежурства по столовой в зависимости от их возрастных возможностей.
Учить детей организовывать свое рабочее место до и после занятий.
Труд в природе Воспитывать в детях любовь к природе.
Продолжать учить выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм.
Привлекать детей к уходу за растениями, огородом на участке.
Научить детей заботиться о питомцах, обитающих в живом уголке.
Зимой привлекать детей к уборке снега, учить сгребать снег к деревьям (объясняя зачем), посыпать дорожки песком, мастерить самодельные скворечники, подкармливать птиц.
Ручной Стимулировать желание заниматься ручным трудом.
Формировать навыки работы с природными материалами, бумагой, картоном в ходе образовательной деятельности в ДОУ.
Учить детей самостоятельно изготавливать атрибутику для сюжетно-ролевых игр, карнавалов, а также декорации к спектаклям (украшения для праздников).
Привлекать детей к изготовлению дидактических игр (пособий), к ремонту книг, игрушек.
Учить детей старшего дошкольного возраста пользоваться ниткой, иглой и ножницами. Прошивать стежки через край, пришивать пуговицу

Следует помнить, что дети младшего дошкольного возраста — имитаторы. Они выполняют то, что видят, но не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Каждый момент трудовой деятельности малышей должен быть организован и проведен под руководством воспитателя. В старшей и подготовительной группе дети уже способны самостоятельно организовывать свой труд, опираясь на приобретенные навыки и умения. Здесь педагог выступает как руководитель, поставивший задачу и контролирующий результат.

Воспитываясь в труде, ребенок быстрее развивается, получает дополнительные знания, умения и навыки. Благодаря правильному отношению к труду, ребенок продолжит благополучное развитие, уважение сверстников и старших. Разве не об этом мечтает каждый родитель маленького россиянина?

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Трудовое
воспитание
это
целенаправленное формирование социально
ценностного отношения к труду.

Ценностное
отношение к труду материализует всю
сумму вышеназванных отношений: к
человеку, к жизни, к обществу, к Родине,
к самому себе. Прямым и окончательным
способом наши отношения мы проявляем
в активной деятельности
. Характер труда,
качество труда, мотив труда – все это
проекция отношений человека к людям,
обществу, жизни и своему “Я”.

Цель
трудового воспитания – сформировать
добросовестное, творческое, ответственное
отношение к труду, отношение к труду
как ценности.

Реализация
этой цели происходит через психологическую
и практическую подготовку школьников
к труду.

Психологическая
подготовка
к труду включает в себя:
формирование твердых убеждений в
необходимости трудиться; развитие
стремления и потребности трудиться;
формирование ценных мотивов трудовой
деятельности; воспитание уважения к
людям труда, к труду других людей, к
результатам их труда.

Практическая
подготовка
к труду включает в себя:
формирование трудовых умений и навыков;
воспитание привычки трудиться; помощь
в выборе профессии.

Все
перечисленные направления работы и
составляют задачи
трудового воспитания.

Педагогические
возможности труда.
Обобщенные
педагогические характеристики труда
как компонента воспитательной системы
заключаются в следующем.

1.
Труд – средство воспитания ребенка
,
влияющим на развитие его личности.
Современная психология рассматривает
развитие личности в виде динамического
единства процессов индивидуализации
– приобретения все большей самостоятельности,
автономности личности – и ее социализации
– расширения и углубления связей с
разными сферами жизни общества, овладения
общественным опытом (К.А. Абульханова-Славская,
Б.Ф. Ломов).

Труд в воспитательной
системе выступает сферой формирования
индивидуальности школьника. Это
достигается разнообразием объектов
труда, доступных и привлекательных для
детей определенного возраста, степенью
их участия в определении содержания и
средств трудовой деятельности,
возможностью развития трудовой умелости:
сноровки, смекалки, трудовой мотивации.

Труд имеет непосредственное
отношение к социализации личности. В
этих целях особое значение приобретают
социальные аспекты труда учащихся: его
совместный, групповой, коллективный
характер, связи между трудом воспитанников
с трудом всего общества, организация
труда и управление им, которые воплощают
характерные черты общественных отношений.

2.
Труд как организатор жизни детей
,
формирующий и усиливающий целостность
школьной жизни упорядочивающий,
обогащающий воспитательную систему.

Наравне с другими
видами деятельности: познавательной,
художественной, спортивной, общественной,
– труд в качестве самостоятельной сферы
позволяет удовлетворять групповые,
коллективные стремления, утверждать
значимые для коллектива ценности.

Воспитательные
возможности труда как организатора
жизни детей реализуются постольку,
поскольку сами они включены в его
организацию: постановку целей, поиску
объектов труда, планирование, распределение
заданий и поручений, контроль, анализ
и оценку результатов.

3.
Труд – элемент школьного обучения
.
В любом труде важна
обучающая сторона. Именно она дает
воспитанникам средства достижения
трудовой цели, делает возможным усложнение
замысла, обогащение содержания
. Вооружение
детей трудовыми умениями и знаниями
усиливает их волю, помогает подчинить
ей игру воображения, мускулов и чувств.

В учебном
процессе трудовое обучение выполняет
ряд функций:

­­– создает
практический контраст теоретическому
школьному обучению, вовлекая в работу
те силы и способности детей, которые
остались бы невостребованными в обучении.
Трудовое обучение способствует улучшению
самочувствия таких детей в школе,
повышают их самооценку, восстанавливают
силы посредством смены деятельности;

– занятия конкретным
трудом помогают школьникам вырабатывать
у себя общее умение работать – определять
цель предстоящего дела, охватывать весь
объем работы, представлять и выдерживать
последовательность, предвидеть
последствия небрежных и ошибочных
действий;

– развивает
психофизические,
интеллектуальные и нравственные силы
ребенка: зрение, слух, мускульные чувства,
восприятие, память, внимание, мышление,
привычку к самостоятельности, к порядку,
точности, настойчивости, чувство
собственного достоинства;

– обогащает
непосредственный “живой” опыт
школьников, который будит мысль, развивает
познавательные потребности. Без этого
личность может быть задавлена огромной
массой чужого опыта, в который
преимущественно вводит книжное школьное
обучение;

– знакомит школьников
со свойствами и способами обработки
материалов, формирует навыки обращения
с различными инструментами, приучает
к добросовестности в работе, воспитывает
уважение к физическому труду.

4.
Труд школьников как источник утилитарных
ценностей
, удовлетворения
непосредственных нужд класса, школы,
ее ближайшего окружения. Конечно,
воспитательные достоинства такого
труда невелики
. Однако опыт гуманистической
педагогики убеждает, что труд, вводимый
в воспитательную систему из утилитарных
соображений, может быть переведен в
более высокое педагогическое состояние.
При этом бытовые, хозяйственные нужды,
материальная польза доминируют только
в начальный период. Затем они уступают
место новым переживаниям, связанным с
радостью совместного труда, с зарождением
коллективных взаимоотношений.

Условия успешной
реализации воспитательных возможностей
труда.
Остановимся на педагогических
условиях, не касаясь экономических,
правовых, финансовых и др.

Воспитательные
возможности труда могут быть реализованы
при соблюдении следующих педагогических
условий.

1. Постоянные и
действенные взаимосвязи труда (в разных
его видах) с обучением
. Благодаря труду
накапливаются эмпирические представления,
факты, вопросы, переходящие в углубленное
изучение материала на уроке.

2. Ярко выраженная
общественная польза труда (благоустройство
школы, труд в природе, украшение жизни
детей, улучшение школьного быта, труд
на земле, на ферме, украшение земли,
озеленение).

3. Педагогическая
адаптация труда к природе ребенка, к
особенностям определенного возраста,
к закономерностям развития личности и
коллектива (“человекосообразность”
труда).

4. Богатая (насыщенная)
мотивационная основа трудовой
деятельности, когда труд рассматривается
не как постылая обязаловка, а как средство
развития ребенка, когда с помощью труда
можно утвердить свое достоинство,
повысить статус, реализовать сегодняшние
интересы, решить сегодняшние проблемы.

5. Связь труда с другими
видами воспитывающей деятельности –
познавательной, игровой, художественной
и др
. Это обогащает как внутренний мир
школьника, так и жизнь школьного
коллектива.

6. Возможность свободного
выбора вида, содержания, способов
осуществления труда. В этом заключается
гуманистическая ценность труда,
проявление внимания к ребенку,
осуществляется личностный подход.

7. Возможность для
проявления самостоятельности, инициативы,
творческой индивидуальности. Творческий
характер труда.

Воспитание трудолюбия
у младших школьников.
Трудолюбие как
черта личности представляет сплав
соответствующей мотивации (в данном
случае мотивов трудовой деятельности,
желания трудиться) и владения способами
осуществления этих мотивов (способов
трудовой деятельности).

Следовательно,
воспитание трудолюбия осуществляется,
во-первых, через воспитание положительного
отношения к труду (ценную мотивацию),
во-вторых, через формирование трудовых
умений и навыков, привычки трудиться.

Формирование
положительного отношения к труду.
Решающее значение в трудовой деятельности
имеют мотивы и цели. Психологи (Н.Р.
Вдовина и др.) выделяют у детей три вида
мотивов положительного отношения к
труду: пример, интерес, долг.

Побудительными
мотивами у младших школьников являются
пример и интерес,
причем интерес не столько к результату,
сколько к процессуальной стороне
деятельности. Мотив долга
в этом возрасте тоже имеет место, но он
является производным от примера и
интереса и носит ярко выраженный
эмоциональный характер. Мотив
долга формируется за
счет чувства ответственности, общественной
обязанности, которое приучает ребенка
к самоконтролю и к выполнению нежелательных,
нелюбимых занятий. Поэтому, для того
чтобы мотив долга достиг высокой стадии
развития, необходимо, чтобы он опирался
на мотивы, связанные не только с
отношениями школьника к трудовой
деятельности, но и ответственным
отношением к коллективу, к другим людям.

Как же идет формирование
ценных мотивов, желания помочь, порадовать
других людей, позаботиться о ком-то?

Прежде всего ребенок
должен четко представлять себе цель и
конечный результат труда. А для этого
необходимо раскрывать перед детьми
социальный смысл труда
. Не просто: сделай
что-то, а зачем? для кого? Каков конечный
результат?

Необходимо вызвать у
ребенка эмоциональное отношение к
деятельности и ее конечным результатам.
Радостное предвосхищение конечного
итога делает работу привлекательной и
интересной и вызывает у детей желание
довести дело до конца.

Выполнение
трудовых заданий должно быть наполнено
для ребенка внутренним,
субъективным смыслом, стать глубоко
личным. В основе воспитания трудолюбия,
по мнению В.В
. Давыдова, должна лежать
забота о себе, о своих близких, а не
только абстрактный призыв приносить
пользу обществу.

Не следует отвергать
помощь ребенка (а маленькие дети горят
желанием помочь взрослым), как бы она
ни была мала, неумела. Обращение к ребенку
за помощью, подчеркивание ее нужности,
необходимости поднимает чувство
значимости, самоуважения.

И, наконец, нужна
положительная эмоциональная атмосфера,
терпение взрослых по отношению к
маленькому помощнику. Ведь объективно
ребенок больше мешает, чем помогает.
Если же постоянно ругать ребенка за
медлительность, неумелость при выполнении
работы (разбитые чашки, залитый водой
пол и одежду), желание помогать пропадает.
И впоследствии, чтобы добиться от ребенка
выполнения поручения, взрослым придется
обращаться к искусственным стимулам –
поощрению, наказанию, принуждению.

Формирование трудовых
умений и привычки трудиться.
Чтобы
сформировать трудовые привычки,
необходимо давать ребенку постоянные
и временные поручения (обязанности). Но
при этом не следует выполнять их за
ребенка, если он о них забыл, заигрался
и т.д.

Ребенок должен выполнять
не только то, что ему интересно в данный
момент, но и то, что не вызывает особого
интереса и даже кажется скучным. “Решающим
моментом в трудовом усилии должна быть
не его занимательность, а его польза,
необходимость
. Родители должны воспитывать
у ребенка способность терпеливо и без
хныканья выполнять работы неприятные”.

Ребенка нужно учить
доводить начатое дело до конца и выполнять
работу качественно, самым наилучшим
образом. Ни в коем случае не принимать
плохо выполненную работу, не делать за
него то, что он может делать сам.

Необходимо вырабатывать
у детей общее умение работать: ставить
цель, выделять этапы, определять
последовательность действий, анализировать
полученные результаты.

Для воспитания трудовых
привычек А.С. Макаренко предлагал
использовать такие методы, как поручение,
упражнение, приучение, просьба, возбуждение
личной инициативы, принуждение.

Просьба представляет
ребенку свободу выбора. Ее используем
тогда, когда уверены, что ребенок ее с
удовольствием выполнит
. Поручение
применяем в том случае, если есть сомнение
в том, выполнит ли ребенок просьбу.
Поручение дается спокойным, уверенным,
деловым тоном.

Принуждение используется
тогда, когда, как говорит А.С. Макаренко,
запустили дело воспитания
. Принуждение
может быть различным – от простого
повторения поручения до повторения
резкого и требовательного. К физическому
принуждению лучше не прибегать – оно
вызывает отвращения к труду.

Поощрение и наказание
применять не рекомендуется. Лучшей
наградой для ребенка будет признание
его работы хорошей, одобрение его
изобретательности, находчивости,
способов работы. Само решение трудовой
задачи должно доставлять удовольствие.
Не надо наказывать за плохую или не
сделанную работу
. Надо добиться, чтобы
она была выполнена.

Трудовое
воспитание дошкольников — целенаправленный
процесс формирования у детей положительного
отношения к труду, желания и умения
трудиться, нравственно ценных качеств,
уважения к труду взрослых.

Воспитательный
характер труда отмечали (Я.А. Коменекий,
Дж
. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.)
и современных исследованиях (Р.С
. Буре,
Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева,
Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Цель
всей системы трудового воспитания —
нравственно-психологическая и
практическая подготовка детей к
добросовестному труду на общую пользу
и формирование начал трудолюбия. В
детском саду эта цель решается в
соответствии с возрастными возможностями
детей, а также особенностями их трудовой
деятельности.

Задачи
трудового
воспитания детей дошкольного возраста:

I.
Воспитание положительного отношения
к труду взрослых, стремление оказывать
им посильную помощь.

2.
Формирование трудовых умений и навыков
и их дальнейшее совершенствование,
постепенное расширение содержания
трудовой деятельности.

3.
Воспитание у детей положительных
личностных качеств: привычки к трудовому
усилию, ответственности, заботливости,
бережливости, готовности принять
участие в труде.

5.
Воспитание положительных взаимоотношений
между детьми в процессе труда — умение
работать согласованно и дружно в
коллективе, оказывать помощь друг
другу, доброжелательно оценивать работы
сверстников, в корректной форме делать
замечания и давать советы.

Требования
к организации детского труда

I.
Систематичность детского труда.

2.
Посильность рабочей нагрузки.

3.
Подбор оборудования для труда.

4.
Создание в группе трудовой атмосферы.

Наиболее
приемлемыми для дошкольников являются
четыре вида труда: Самообслуживающий
труд,

Хозяйственно-бытовой
,Труд
в природе (сельскохозяйственный
труд
,Ручной

Формы
организации труда детей в разных
возрастных группах

Выбор
той или иной формы организации трудовой
деятельности зависит, прежде всего,
от:

1)
возрастных и психофизиологических
возможностей детей;

2)
уровня трудового опыта детей;

3)
конкретных воспитательных задач,
которые ставит воспитатель, когда
организовывает трудовую деятельность;

4)
содержания труда.

Формами
организации труда детей

Трудовые
поручения –
это
возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить
сам или с кем-нибудь из сверстников.
Дежурства

это трудовые обязанности детей.
Коллективный
труд –
это
выполнение трудового задания одновременно
всеми детьми группы, чаще старшими
дошкольниками.

25Задачи, содержание и средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ — педагогический процесс,
направленный на совершенствование
форм и функций организма человека,
развитие физических качеств, способностей,
формирование двигательных навы­ков
и умений, специальных знаний в области
физической культуры и спорта.

Гармоническое
развитие дошкольника предусматривает
разносто­роннее физическое воспитание.

Задачи
физического воспитания

в дошкольном детстве, сохраняя целевую
направленность, конкретизируются с
учетом анатомо-физиологических и
психологических особенностей.

Оздоровительные
задачи направлены на охрану и укрепление
здоровья ребёнка, обеспечение
своевременного и полноценного физического
развития форм и функций организма
(костная система, мышечная,
сердечно-сосудистая, дыхательная,
нервная сис­темы, внутренние органы,
кожа), борьбу с заболеваниями, закалива­ние,
повышение сопротивляемости организма
под влиянием внешней среды.

Образовательные
задачи включают формирование двигательных
навыков, развитие движений, привитие
навыков правильной осанки, навыков
гигиены, первоначальных знаний, связанных
с физкультурными занятиями и освоением
культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные
задачи включают обеспечение бодрого
уравновешенного состояния ребёнка,
необходимость выработки у детей
потребности, привычки к ежедневным
занятиям физическими упражнениями,
умения самостоятельно заниматься этими
упражнениями дома и в дошкольном
учреждении, развития нравственно-волевых
качеств, положительных черт характера,
двигательных качеств, способностей;
содействие умственному, трудовому,
эстетическому, нравственному воспитанию.

Все
эти задачи решаются комплексно, на
основе соответствующих принципов.
Основные принципы
физического воспитания дошкольников:

– высшая
роль воздействия среды, воспитания и
обучения в физическом развитии, связь
физического развития с общим развитием
ребенка;

– всесторонность
физического воспитания;

– эмоционально-положительное
влияние игры в системе физического
воспитания;

– систематичность
и последовательность, в работе по
физическому воспитанию;

– учёт
индивидуальных особенностей детей в
физическом воспитании;

– сознательность
и активность детей при овладении
движениями, гигиеническими навыками.
В процессе физического воспитания и
обучения применяются общепедагогические
принципы — наглядности, доступности и
т.д.

«Основными
средствами физического воспитания

дошкольников являются: 1) гигиенические
факторы (режим дня, гигиена одежды,
обуви, гигиеническая обстановка,
культурно-гигиенические навыки). Они
повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм
ребенка, а также содействуют нормальной
работе всех внутрен­них органов и
систем
. 2) Естественные силы природы
(солнце, вода воздух) усиливают
положительное воздействие физических
упражнений на организм и повышают
работоспособность ребенка и используются
для его закаливания.3) Физические
упражнения — основное средство физического
воспитания. Они используются для решения
оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач, содействуют
осуществлению умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания
дошкольников, а также являются средством
лечения при многих заболеваниях
. Все
эти средства физического воспитания
имеют свои характеристики, методы и
пути осуществления для детей разного
возраста.