Понятие конфликта в психологии: стадии, виды и функции

Неотъемлемой стороной социальной жизни каждого человека и его взаимодействия с людьми являются разногласия. Там, где индивидуальные интересы личности сталкиваются с интересами другого человека или общественной группы, практически невозможно обойтись без возникновения конфликтных ситуаций. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, в супермаркете, в школе и даже детском саду бывают разногласия, которые человеку необходимо научиться вовремя нейтрализовывать или разрешать самым благоприятным для всех участников образом.

Понятие конфликта и его признаки

Конфликт представляет собой очень сложное общественное и психологическое явление. Рассмотрению этого понятия посвящены не только разделы общей и социальной психологии. Существует целая отрасль науки — конфликтология, исследующая состояния напряжения, причины их появления, механизмы и закономерности зарождения и развития подобных ситуаций, функции, положительные и отрицательные последствия, способы и возможности их предупреждения и разрешения.

Подробное исследование тематической литературы показало, что в современном словаре существует более 100 различных определений понятия конфликта в психологии.

С обывательской точки зрения очень часто он воспринимается как резко негативное событие, пронизанное чувством враждебности, обиды, непонимания и агрессии. При такой оценке ситуации кажется естественным желание любым путем избежать участия в подобном столкновении.

В период становления науки управления многие ученые склонялись к мнению, что проблемные ситуации — это свойство неэффективной деятельности организации и результат слабого управления. Но на сегодняшний момент все отрасли психологической науки единогласно разделяют точку зрения, что определенные расхождения возможны в самых эффективных организациях, даже при условии адекватных взаимоотношений всех членов коллектива. Спорные ситуации бывают нужными для дальнейшего развития и функционирования организации. Для этого необходимо научиться грамотно управлять конфликтом.

Термин «конфликт» имеет латинское происхождение. Это слово часто переводится как «столкнувшиеся», а кратко определить само понятие можно как отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Иногда конфликт рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций сторон, проявляющихся в поступках. Специалистом — конфликтологом в этом случае важно проанализировать два момента: наличие самой проблемной ситуации и ее представленность в сознании участников. Практическое изучение различных видов конфронтаций позволило психологам сделать вывод о том, оба компонента (действия и представление в сознании) являют собой обязательные признаки и сущность конфликта.

Внутренняя структура

Конфликт, как и любой психологический феномен, имеет свою внутреннюю структуру. Главными структурными составляющими ситуации конфронтации являются:

  • присутствие противоборствующих сторон — индивид или социальная общность, чьи интересы были объективно затронуты, либо они считают, что инцидент имеет место быть;
  • объект спорной ситуации — предмет противоборства, существующая реально или мнимая проблема, которая является причиной столкновения;
  • образ предмета — представления о сложившейся ситуации в сознании участников, являющиеся побудительной силой и мотивом конфронтации;
  • условия — те обстоятельства, которые влияют на возникновение и развитие ситуации противостояния;
  • действия субъектов — поступки каждого участника конфликта зависят и направлены друг от друга и образуют взаимодействие;
  • итог противостояния — осознание последствий и результатов исхода.

Перечисленные компоненты считаются обязательными составляющими структуры конфликта в психологии. Отсутствие любого из элементов исключает сам факт проблемы, или же принципиально меняет ее характеристику.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.
  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Классификация конфликтных ситуаций

Выделение основных видов конфликта в психологии и главных признаков, по которым они разделяются, необходимо для правильного понимания основного понятия. От того, какие бывают конфликты и чем они отличаются друг от друга, зависят стратегии их разрешения.

В психологической литературе существует большое количество вариантов классификаций понятия конфликт. По сфере возникновения конфликты бывают производственными, семейными и социальными. Кратко о каждой их разновидности:

  • Производственные — возникают в группах, организациях и коллективах и затрагивают сугубо деловую сферу отношений: рабочие процессы, вопросы дисциплинарного порядка, отношения руководителей между собой, руководителя с подчиненными, взаимодействия подчиненных внутри коллектива и т. п.
  • Семейные — противоборство между членами семьи, которое возникает в связи с возникновением антагонистично направленных мотивов и интересов.
  • Социальные — к ним можно отнести открытое столкновение противоположных мнений, интересов, идей, позиций различных социальных субъектов (индивидов, отдельных групп или общества в целом). Чем сложнее структура общества, тем больше проявляется его разобщенность. Этот вид конфликтов обнаруживается, как правило, в несовпадении экономических, политических, духовных взглядов представителей общественных групп, а также в недовольстве социальным неравенством.

Каждый конфликт имеет свою природу возникновения. Он может быть эмоциональным, либо деловым:

  • Эмоциональные — возникают по причине индивидуально-психологических особенностей каждого индивида и имеют личностную природу. Источником этих разногласий является психологическая несовместимость оппонентов.
  • Деловые — возникают на производстве, в сфере деловых отношений, их причина кроется в недостатках организации рабочего процесса, ошибках в стиле управления и распределении функций и ролей.

Любой конфликт может тем или иным образом влиять на совместную деятельность. Влияние его бывает конструктивным, либо деструктивным:

  • Конструктивные (функциональные) — их последствия способствуют развитию межличностных отношений участников и позволяют принимать правильные обоснованные стратегические решения. В результате конфликтной ситуации интересы всех субъектов соблюдены, каждый чувствует свою сопричастность и удовлетворение от итога. Принятое решение реализуется в максимально короткие сроки, без особых усилий. Отношения между сторонами строятся по принципу открытости и взаимоуважения. Возникшие разногласия для участников конфликта больше не воспринимаются в негативном ключе.
  • Деструктивные (дисфункциональные) — эти конфликты вызывают преграды в принятии обоснованных и эффективных решений и нарушают результативное взаимодействие в группе или организации. Деструктивные конфликты приводят к соперничеству и конкуренции среди участников сложившейся ситуации. При этом прослеживается отсутствие готовности к взаимодействию и работе в группе для общего положительного результата. Преобладают негативные эмоции и настроения, заметна тенденция во что бы то ни стало и вопреки всему одержать победу в споре.

Суть конфликта может колебаться от эмоциональной до разумной составляющей. По своей сути они бывают:

  • Реалистичные — разновидность конфликтов, основной направленностью которых всегда будет стремление достижения определенной цели. Причиной их может быть требование выполнения условий одной из сторон, а также несправедливое распределение реальных преимуществ.
  • Нереалистичные — движущей силой здесь является выражение недовольства, выплеск отрицательных эмоций, гнева и раздражение. Иначе этот вид можно охарактеризовать как «ссора ради ссоры».

В зависимости от количества участвующих сторон ситуации тоже разделяются на несколько групп. Вот основные из них:

  • Внутриличностные — конфликт, происходящий в сознании субъекта. Это внутреннее несоответствие одинаковых по силе, но различных по направленности личных мотивов, интересов, потребностей индивида. Налицо всегда будет присутствовать борьба между желаемым и возможным, между необходимостью соблюдать нормы для достижения цели и намерением их обойти. При выборе оптимального решения приходится преодолевать внутреннее сопротивление. На это затрачивается много внутренних сил и времени, возрастает эмоциональная напряженность, человек оказывается в ситуации стресса различной интенсивности, протекание конфликта происходит остро.
  • Межличностные — это столкновение двух и индивидов, отстаивающих свои интересы или интересы своей группы. Считается наиболее распространенным видом конфликтов. В их основе могут лежать самые разнообразные причины: как субъективные (различия во взглядах, характерах, мнениях, морально-нравственные противоречия и т. д. ), так и объективные (например: ущемление прав, несправедливое распределение ресурсов).
  • Межгрупповые — возникают как следствие противостояний различных групп, подразделений, общественных организаций, отстаивающих свои позиции и цели. Порой объединение в группу возникает стихийно, на фоне отстаивания общего интереса. Сплоченность может сразу исчезнуть, как только конфликтная ситуация разрешается.
  • Между индивидом и группой — возникает, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции в группе. В этом случае возможно стремление группы и индивида к единой цели, но достижение результата выражены различными представлениями.

Разделение конфликтов на возможные виды весьма условно, между ними нет четких границ и на практике при возникновении противоречий обычно происходит сочетание несколько типов конфликтов.

Функции конфликта

В современном обществе процесс конфликта важно уметь сдержать в рамках кооперации и здоровой конкуренции. Открытое противоборство означает переход ситуации за цивилизованные границы. Именно по этой причине функции конфликта в психологии принято разграничивать на конструктивные и деструктивные. Конструктивные функции имеют позитивный результат. Ход их протекания, обычно, следует такой модели:

  • выплеск напряженности между субъектами конфликтной ситуации;
  • согласование интересов сторон и объединение общей целью для решения задач;
  • активизация и реформирование совместной деятельности;
  • реализация потребностей и интересов;
  • выявление недостатков, противоречий и стимулирование к их устранению;
  • ослабление конфронтации в социально-психологическом аспекте взаимоотношений;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм.

Если функция конфликта имеет резко деструктивный характер, алгоритм его протекания будет таким:

  • ослабление единства группы;
  • разрозненность интересов, целей и действий людей;
  • нарастание напряженности и недовольства;
  • создание препятствий для достижения общего результата;
  • акцент на «победу любой ценой»;
  • нарушение системы коммуникаций и уклонение от сотрудничества;
  • представление об оппоненте как о враге, восприятие его целей в отрицательном ключе.

Необходимо отметить, что любой конфликт несет в себе как негативные, так и положительные моменты. В реальной жизни бывает непросто установить черту между конструктивностью и деструктивностью сложившегося противостояния.

18. Конфликт, его
структура, виды, функции, стадии протекания

План:

1. Определение
понятия «конфликт».

2. Структура
конфликта, его виды.

3. Функции конфликта,
стадии протекания и стратегии поведения
в конфликтных ситуациях.

1. Конфликт –
это отсутствие
согласия между двумя или более сторонами
(конкретные лица или группы).

Отсутствие согласия
обусловлено наличием разнообразных
мнений, взглядов, идей, интересов, точек
зрения и т.д.

Если конфликты
способствуют принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений, то
их называют конструктивными.

Конфликты,
препятствующие эффективному взаимодействию
и принятию решений, называют деструктивными.

80% конфликтов
возникает помимо желания их участников.
Главную роль в возникновении конфликтов
играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены
это слова,
действия (или бездействие), могущие
привести к конфликту.

2.
Формула конфликта:

Конфликт = участники
+ объект + конфликтная ситуация + инцидент

1. Участники
(противостоящие стороны, оппоненты)

– это субъекты (отдельные личности,
группы, организации, государства),
непосредственно вовлеченные во все
фазы конфликта (конфликтную ситуацию,
инцидент), непримиримо оценивающие
сущность и протекание одних и тех же
событий, связанных с деятельностью
другой стороны.

2. Объект конфликта
это предмет,
явление, событие, проблема, цель, действия,
вызывающие к жизни конфликтную ситуацию
и конфликт.

3. Конфликтная
ситуация –
это
ситуация скрытого или открытого
противоборства двух или нескольких
участников (сторон), каждый из которых
имеет свои цели, мотивы, средства и
способы решения личностно значимой
проблемы.

4. Инцидент – это
практические (конфликтные) действия
участников (сторон) конфликтной ситуации,
которые характеризуются бескомпромиссностью
поступков и направлены на обязательное
овладение объектом обостренного
встречного интереса. Обычно возникает
после резкого обострения противоречия
и провоцирует столкновение участников
конфликта.

Важно знать не
только сущность и структурные элементы
конфликта, но и различать типы конфликтов.

По степени остроты
противоречий,
которые
возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие типы:
недовольство, разногласие, противоречие,
размолвка, раздор, перебранка, стычка,
ссора, скандал, вражда, война.

По
проблемно-деятельностному признаку
можно выделить
следующие типы конфликтов: управленческие,
педагогические, производственные,
экономические, политические, творческие
и др.

По степени
вовлеченности людей в конфликт
могут
быть выделены следующие типы:
внутриличностные, межличностные, между
личностью и группой, межгрупповые,
межколлективные, межпартийные,
межгосударственные конфликты.

По длительности
протекания
конфликты
можно подразделить на кратковременные
и затяжные.

По источнику
возникновения
конфликты
можно разделить на объективно и
субъективно обусловленные. Объективным
считается возникновение конфликта в
сложной противоречивой ситуации, в
которой оказываются люди
. Плохие условия
труда, нечеткое разделение функций и
ответственности – такого рода проблемы
относятся к числу конфликтных, т.е.
объективно оказываются той почвой, на
которой легко возникает напряженная
обстановка. Субъективным будет
возникновение конфликта в связи с
личностными особенностями конфликтующих,
с ситуациями, создающими преграды на
пути удовлетворения наших стремлений,
желаний, интересов
. Принятое решение
кажется ошибочным, оценка труда
неправильной, поведение коллег
неприемлемым
.

3. Под
функцией конфликта понимается роль,
которую играет конфликт по отношению
к обществу и его структурным элементам
(индивидам, социальным группам и
организациям).

Конструктивные
функции:

устранение
противоречий в деятельности коллектива;

— социальный
контроль;

— улучшение качества
деятельности;

— активизация
социальной деятельности.

Деструктивные
функции:

— большие материальные
и эмоциональные затраты;

— разрушение
отношений;

— насилие и гибель
людей;

— ухудшение качества
совместной деятельности.

Любой социальный
конфликт имеет довольно сложную
внутреннюю структуру. Анализ содержания
и особенностей протекания социального
конфликта обычно проводится по трем
основным стадиям: предконфликтной,
непосредственного конфликта и стадии
разрешения конфликта.

Предконфликтная
стадия –
это
период, в течение которого конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде
чем решиться на агрессивные действия.
К таким ресурсам относятся материальные
ценности, информация, власть, связи,
престиж и т.д. Для этой стадии также
характерен процесс формирования у
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или нескольких стратегий.

Стадия
непосредственного конфликта
характеризуется
наличием инцидента, т.е. социально
активных действий, направленных на
изменение поведения соперников
. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут
быть различными
. Условно их модно
разделить на две группы, каждая из
которых имеет в своей основе специфическое
поведение людей
. К первой группе относятся
конфликтные действия, носящие открытый
характер. Это могут быть словесные
прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.д.
Такие действия легко идентифицируются
как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые
действия соперников в конфликте
. Это
скрытая, завуалированная, но тем не
менее чрезвычайно открытая борьба,
имеющая целью навязать сопернику
невыгодный ему образ действий и
одновременно выявить его стратегию.
Основным видом действий здесь является
рефлексивное управление – это способ
управления, при котором основания для
принятия решения предаются одним из
действующих лиц другому. Это означает,
что один из соперников пытается передать
и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставит его
действовать так, как выгодно тому, кто
передал информацию.

Внешним признаком
стадии
разрешения конфликта
может
служить завершение инцидента. Это
означает, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное
взаимодействие
. Однако для полного
прекращения конфликта этого недостаточно.
Разрешение социального конфликта
возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации, т.е
. совокупности социальных
и психологических условий, вызывающих
конфликт. Изменение конфликтной ситуации
означает устранение причин конфликта.

Психологи выделяют
следующие пять типовых стратегий
поведения в конфликтных ситуациях:

  1. Приспособление
    изменение
    своей позиции, перестройка поведения
    сглаживание противоречий в ущерб своим
    интересам.

  2. Компромисс –
    урегулирование
    разногласий путем взаимных уступок.

  3. Сотрудничество
    совместная
    выработка решения, удовлетворяющего
    интересы всех сторон.

  4. Игнорирование
    стремление
    выйти из конфликтной ситуации, не решая
    ее.

5. Соперничество
конкуренция,
открытая борьба за свои интересы, упорное
отстаивание своей позиции.

Помогла статья? Оцените её

Статья посвящена анализу явления «психология конфликта». Приводится характеристика психологических особенностей конфликта, его функций, причин, видов, структурных составляющих, способов профилактики, разрешения и преодоления.

Психология конфликта и его функции ↑

Понятие «конфликт» выступает как одна из разновидностей людских взаимоотношений. Если он протекает конструктивно, то предстает перед нами как развитие связи между индивидами от конфронтации до коммуникации: сначала люди не находят общего языка, но со временем, в ходе поиска общих точек соприкосновения, они отыскивают объединенную позицию и пути преодоления ситуации конфликта.

Конфликт, с психологической точки зрения, призван:

  • показывать и отображать противоречия, возникающие среди людей в ходе их общения или взаимодействия вообще;
  • выявлять напряжение в отношениях, когда затрагиваются несовместимые позиции, мотивы, цели и интересы людей.

Будучи социальным явлением, конфликт имеет специфичные функции – своего рода индикаторы, указывающие на то, как влияют конфликтные явления на общество, группу или личность, какие именно при этом затрагиваются общественные, групповые или индивидуальные нормы и подходы, каковы последствия подобных нарушений.

При рассмотрении функций конфликта, наиболее обширными из них есть такие типы:

  1. Позитивные (конструктивные, функциональные).
  2. Негативные (деструктивные, дисфункциональные).

Упомянутые типы функций также весьма широки по своему содержанию. Среди позитивных функций наиболее известны:

  • интеграция группы (коллектива) – люди склонны объединяться между собой в середине группы против внешней угрозы;
  • баланс сил и социальный контроль – на первый план выступает фактор перераспределения сфер влияния, когда под действием конфликтной ситуации возникают измененные, более адекватные социальные связи и явления;
  • информирование о ситуации – при участии в конфликте происходит более объективное ориентирование относительно социальной среды, окружающей человека или группу;
  • структурирование отношений между людьми – в ходе конфликта можно определить пути и возможности налаживания сотрудничества, адаптироваться к новым условиям взаимодействия.

К негативным функциям можно отнести:

  • разрушение благоприятного психологического климата в группе (коллективе);
  • уменьшение взаимодействия и сотрудничества между людьми – участниками конфликта;
  • увеличение затрат – как материальных, так и эмоциональных;
  • усиление противостояния – конфронтация участников конфликта заставляет их искать пути к собственной победе, что увеличивает напряженность ситуации;
  • неадекватность восприятия ситуации – конфликтующие стороны склонны приписывать друг другу самые плохие намерения, стремления и цели.

Причины возникновения ↑

Возникают конфликты вследствие самых всевозможных причин, которые разделяют таким образом.

1.   Общие, «глобальные» причины:

  • социально-политические и экономические (противоречия людей относительно политических и экономических мировоззрений);
  • социально-демографические (людские противоречия, связанные с полом, возрастом, этносом);
  • социально-психологические (связаны с отличиями в различных социальных группах по поводу мотивов поступков, настроений, лидерства и прочего);
  • индивидуально-психологические (отображают причины противоречий из-за различия в личностных характеристиках и проявлениях).

2.   Конкретизированные причины выглядят так:

  • ресурсы (противоречия по поводу их нехватки, распределения, отсутствия);
  • взаимозависимость (в любых ситуациях – личностных, деловых, эмоциональных, когда индивид этим недоволен и пытается изменить);
  • разница целей и задач (они у конфликтующих личностей не совпадают или даже мешают реализовать собственные);
  • ценности и представления (у различных людей могут вступать в антагонизм);
  • коммуникации (противоречия вследствие неадекватности общения или неконструктивного формирования навыков коммуникации, здесь же – недостоверность информации, недомолвки, искажения).

Виды и структура ↑

Видовые различия конфликтов весьма разнообразны и широки, их классификация может быть представлена следующим образом.

1.   В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты:

  • семейные (возникают в сфере семейных отношений, между родителями, детьми, различными родственниками);
  • производственные (существуют в коллективах и группах по поводу рабочих процессов и дисциплины, между руководителями, подчиненными, сотрудниками вообще);
  • социальные (проявляются в напряженном взаимодействии различных социальных групп и образований: правительство, народ, общественные организации).

2.   По источникам возникновения конфликты проявляются как:

  • деловые – возникают в структуре различных учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении обязанностей;
  • эмоциональные – появляются из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.

3.   От того, как именно человек на субъективном уровне воспринимает конфликты, они бывают:

  • ошибочными – реальных причин для конфронтации нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт;
  • потенциальными – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник;
  • истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.

4.   Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении, конфликты разделяют на:

  • внутриличностные (конфликты с самим собой);
  • межличностные (между двумя индивидами);
  • внутригрупповые (между сферами влияния в отдельно взятой группе);
  • межгрупповые (между различными группами с противоречащими позициями и целями).

Структурные элементы конфликтного процесса выглядят так:

  • стороны (субъекты, участники) конфликта – все те, кто непосредственно или опосредованно втянуты в конфликтное взаимодействие;
  • условия протекания конфликта – остро и болезненно, тихо и вяло;
  • образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) – представления участников о том, из-за чего именно возникло противоборство;
  • результаты конфликтной ситуации – чем завершился конфликт, каковы его последствия для каждого из участников.

Проблема производственного и личностного вреда ↑

Производственный вред от конфликтов очевиден, если проанализировать ряд факторов:

  1. Дисциплинарный (снижение из-за конфликтной ситуации производственной дисциплины и результатов деятельности).
  2. Межличностный (нарушение позитивных связей, субординации между коллегами и в структуре отношений начальник-подчиненный).
  3. Информационно-коммуникативный (нарушения в сфере работы с информацией – недоверие к источникам, умалчивания важной информации, ее недостоверность и необъективность и т.п.).
  4. Социальный (может искажаться сложившаяся в коллективе социальная структура, взаимодействия между людьми в группах различных интересов, возникают противоборствующие группы с противоположными целями, со своими приверженцами и оппонентами).

Личностный вред проявляется через эмоциональный негативизм, у конфликтующих людей наблюдается:

  • понижение настроения;
  • сосредоточение на эмоциях со знаком «–»;
  • подавленность;
  • агрессивность и чрезмерная раздражительность;
  • невозможность наладить адекватное общение;
  • чрезмерная сосредоточенность на проблеме конфликта.

Способы разрешения и профилактики ↑

Способы преодоления конфликтов становятся понятны через рассмотрение различных стратегий и процедур работы в случае конфликтного взаимодействия.

Для каждой стадии (предконфликтная, начальная, активного противостояния, завершающая) конфликта будут характерны свои специфические способы разрешения (в зависимости от глубины противоречий).

На предконфликтной стадии важно внимательно отслеживать структуру социальных (индивидуально-психологических) связей и предпосылки их нарушения. Если люди несовместимы, не следует организовывать их совместную деятельность, либо же очертить для них четкие и понятные правила взаимодействия.

Анализу в процессе профилактики конфликтов подлежат:

  • личностные особенности каждого представителя коллектива;
  • качество личностного взаимодействия;
  • отношения в группе, их специфика, лидерство отдельных участников (формальное и неформальное);
  • групповую культуру (доминирующие точки зрения, традиции и установки в коллективе, несогласованные позиции отдельных индивидов).

На более поздних стадиях конфликтного взаимодействия можно использовать:

  1. Поведенческий подход (предполагает формирование последовательных рациональных и конструктивных действий – актов поведения, которые пошагово будут приближать участников конфликта к его разрешению).
  2. Аналитический подход (основан на детальном анализе структурных составляющих конфликта, этапов течения конфликта, окружающей среды и разработке на этом фундаменте аналитической модели выхода из ситуации).
  3. Ситуативный подход (предусматривает решение и преодоление конфликтов в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается во время межличностного взаимодействия, учет ее специфичных характеристик и влияние именно на те точки, которые позволяют снизить напряжение и уменьшить противоречия).

Видео: Способы поведения в конфликте

Поиск Лекций

Лекция № 4.1.

Тема: Психология конфликта.

План:

§ 1. Конфликт и конфликтная ситуация.

§ 2. Виды и функции конфликтов.

§ 3. Динамика конфликта.

§ 4. Стратегии поведения в конфликте.

§ 5. Этапы разрешения конфликта.

Полный конспект лекции

Конфликт и конфликтная ситуация.

Отношения между людьми не всегда бывают нормальными, доброжелательными. Они часто могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент

Конфликтная ситуация – это специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных ценностей. Конфликтная ситуация отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его, которая, однако, может долго не осознаваться.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объекты конфликта, его субъекты (стороны), участники, позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить.

Субъекты конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто представляемые требования к оппоненту; вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Они могут не совпадать.

Образ конфликта (конфликтной ситуации)это субъективное отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Таким образом, структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы:

Виды и функции конфликтов.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

I. В зависимости от количества участников конфликты бывают:

  1. Внутриличностные – столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
  2. Межличностные – предполагают столкновение индивидов между собой.
  3. Между личностью и группой – возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, её ожиданиям.
  4. Межгрупповые – при которых конфликтующие стороны выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений.

II. В зависимости преобладающих последствий для участников:

  1. Конструктивное – в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений и т.д.
  2. Деструктивные – ведут преимущественно к разрушению группы, в которых они происходят.

III. В зависимости от природы возникновения конфликта:

  1. Социальные – высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (межгосударственные, межнациональные, этнические, национальные).
  2. Организационные – протекающие в рамках предприятий, организаций и является следствием организационного регламентирования деятельности личности.
  3. Эмоциональные и личностные – обусловлены реакцией индивида на ущемление его интересов.

IV. В зависимости от «валентности» равных по силе воздействий (внутриличностные конфликты):

  1. «Приближение – приближение» — необходимо сделать выбор из двух в равной степени привлекательных альтернатив (случай буриданова осла).
  2. «Приближение – удаление» — одна и та же цель является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывая как положительные, так и отрицательные эмоции («и хочется и колется»)
  3. «Удаление – удаление» — необходимо выбрать из двух в равной степени не привлекательных альтернатив.

Функции конфликта.

Конфликты могут выполнять позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции. Рассмотрим влияние конфликта на конфликтующие стороны и социальное окружение как в конструктивной, так и в деструктивной функциях.

В отношении участников конфликта
Конструктивная функция Деструктивная функция
  1. полностью или частично устраняет проти­воречия, высвечивает узкие места, не­решенные вопросы
  2. позволяет глубже оценить индивиду­ально-психологические характеристики со­трудников
  3. ослабляет психологическую напряжен­ность в отношениях, снимает отрицатель­ные эмоции
  4. является источником развития личности в группе и стабилизации межличностных отношений
  5. может улучшить качество индивидуаль­ной деятельности
  6. при отстаивании справедливых целей повышает авторитет
  7. является средством самоутверждения личности в группе
  1. оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние участников
  2. сопровождается физическим или физическим давлением, что травмирует участников
  3. всегда сопровождается стрессом и негативно влияет на состояние здоровья
  4. происходит нарушение межличностных отношений
  5. формирует негативный образ оппонента
  6. негативно влияет на результат деятельности участников в период эскалации
  7. формируется конфликтогенность как черта характера
  8. может отрицательно влиять на развитие личности в целом, формируя комплексы
В отношении социального окружения
Конструктивная функция Деструктивная функция
  1. выступает как средство активизации соци­альной жизни группы, формирует но­вации в профессиональной сфере деятель­ности
  2. высвечивает нерешенные проблемы в групповой деятельности
  3. зондирует групповое мнение
  4. может исполнять роль сплочения группы
  5. повышает дисциплину
  1. нарушает систему коммуникации, взаимо­связей
  2. отрицательно влияет на взаимопонима­ние, социально-психологический климат
  3. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы
  4. может на длительное время снизить эф­фективность деятельности всей группы

Динамика конфликта.

Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает выявление стадии конфликта, которые наиболее отчетливо можно представить в виде графика.

Этапы

Римскими цифрами обозначено: I – предконфликтная ситуация;

II – конфликт

; III – послеконфликтная ситуация.

Арабскими цифрами обозначено: 1 – возникновение конфликтной ситуации; 2 – осознание конфликтной ситуации; 3 – попытки решить проблему неконфликтными способами; 4 – предконфликтная ситуация; 5 – инцидент; 6 – эскалация; 7 – противодействие; 8 – завершение конфликта; 9 – частичная нормализация отношений; 10 – полная нормализация отношений.

I – предконфликтная ситуация

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта, так как подлинным конфликтом он становится лишь на следующей стадии.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений.

3. Попытки решить ситуацию неконфликтными способами: убеждение, просьба, информирование, уступка и т.д.

4. Предконфликтная ситуация характеризуется осознанием угрозы не как потенциальной, а как реальной.

II – конфликт

5. Инцидент – это первое столкновение, проба сил, попытка решить проблему в свою пользу.

6. Эскалация – резкая интенсификация борьбы противодействующих сторон.

7.Противодействие. Интенсивность его снижается, поскольку происходит осознание, что продолжение конфликта не приносит ожидаемого результата. Однако действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

8. Завершение конфликта представляет собой переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

III – послеконфликтная ситуация

9. Частичная нормализация отношений. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к оппоненту.

10. Полная нормализация отношений – это осознание важности конструктивных отношений.

Рекомендуемые страницы: