Программа мероприятий по профилактике алкоголизма

и педагога — психолога на 2018-2019 уч. год.

и наркомании на 2018-2019 учебный год.

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Мероприятия для реализации поставленных задач.

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

  1. Организационно-методическая работа.

1

Выявление  неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством.

Сентябрь – октябрь

(в течение года).

Классные руководители, социальный педагог.

2

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учёт (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Сентябрь – октябрь.

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

3

Диагностирование школьного микрорайона с целью выявления микроучастков, отрицательно воздействующих на детей.

Август — сентябрь,

февраль- март.

Педагоги школы, социальный педагог.

4

Корректировка  картотеки индивидуального учёта подростков группы риска.

Сентябрь -октябрь (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители

5

 Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции)

Контроль за внеурочной занятостью учащихся.

Сентябрь.

В течение года

.

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

6

Проведение  профилактических рейдов «Подросток».

В течение года

.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на жд станции Мариинск.

7

Размещение информационно-методических  материалов на сайте школы.

В течение года

Социальный педагог.

8

Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД.

Ежедневно.

Социальный педагог, классные руководители

  1. Работа с учащимися

1

Лекторий

«Подросток и закон» (7-11 кл.)

1 раз

 в 2 месяца

Социальный педагог.

2

Конкурс рисунков и «Молодежь против наркотиков». 

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

8-11 кл. «Мы выбираем жизнь!»

 Октябрь.

Социальный педагог, педагог- психолог.

3

Беседы:

 «Правонарушения и ответственность за них» (5-8 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

 (9-11 класс)

Октябрь, ноябрь.

Классные

руководители,

инспектор ПДН.

4

Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду» (8-11 классы)

Октябрь, апрель.

Классные руководители.

5

Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением

Ноябрь.

Социальный педагог, педагог- психолог, отряд ЮДП.

6

Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» (8- 9классы)

Декабрь.

Социальный педагог, инспектор ОПДН, врач-нарколог.

7

Акция «Нет табачному дыму!»

Январь.

Социальный педагог, педагог- психолог.

8

Беседы  с юношами и девушками  по формированию сексуальной культуры (8-9 классы)

Январь – февраль.

Социальный педагог, классные руководители,

врач  гинеколог.

9

Квест «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (6 классы)

Февраль.

Социальный педагог, педагог- психолог.

10

Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (6-9 классы)

Март, апрель.

Классные руководители.

11

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Май.

Социальный педагог, педагог- психолог.

12

«За здоровый образ жизни»

просмотр видеофильмов по плану социального педагога (1-11 классы)

В течение года

.

Социальный педагог.

13

Беседы о вреде курения (5-9 классы)

В течение года

.

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

14

Беседы о профилактике ВИЧ инфекции (8-11 кл.)

В течение года

.

Социальный педагог, педагог- психолог, медицинский работник школы.

15

Проведение тематических классных часов:

«День против курения»;

«Здоровье — это жизнь»;

«Личность и алкоголь»;

«Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»

В течение года

(по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

16

Систематическое выявление учащихся, нарушающих Устав школы,  Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы  КО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ  « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников  и принятие мер воспитательного воздействия.

В течение года

.

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

17

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

Педагог – психолог, социальный педагог.

18

Тематические выставки литературы « О здоровом образе жизни».

В течение года

.

Педагог-библиотекарь.

2.1 Спортивно- оздоровительные мероприятия.

1

День Здоровья (1-11 кл.)

Сентябрь.

Учителя физической культуры, зам. директора по ВР.

2

Спортивные соревнования (1-11 кл.)

В течение года

(согласно общешкольному плану ВР)

Учителя физической культуры, зам. директора по ВР.

3. Работа с родителями.

1

Родительские  собрания:

— «Подросток и наркотики»;

— «Курить или не курить?»

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением  специалистов)

В течение года

(по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

2

Лекторий для родителей:

 1 классы    «Адаптация первоклассника».

2-4  классы

«Психология общения».

5 классы  «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

6 классы  «Социально-психологическая характеристика личности учащегося».

7 классы   «Возрастные особенности подросткового периода».

8 классы « Подросток и родители».

9 классы «Поиск понимания в общении».

10 классы  «Пора ранней юности».

11  классы  «Взрослый, но всё ещё ребенок».

В течение года

(по запросу классных руководителей).

Социальный педагог,

педагог- психолог.

3

Консультации родителей  по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.

В течение года

(согласно плану социального педагога и педагога- психолога)

Социальный педагог, педагог- психолог,

врач – нарколог.

4

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков».

В течение года

.

Социальный педагог, педагог- психолог.

5

Встречи с врачом-венерологом, наркологом, гинекологом.

В течение года

.

Социальный педагог, педагог- психолог.

6

Анкетирование родителей «Здоровье в семье», «Детско- родительские отношения».

В течение года

.

Социальный педагог, педагог- психолог.

7

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

Педагог – психолог, социальный педагог.

4. Работа с педагогическим коллективом.

1

МО  классных руководителей «Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки»

По плану МО кл. руководителей.

Зам. директора  по ВР, педагог- психолог, социальный педагог.

2

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому  воспитанию старшеклассников.

В течение года

Педагог- психолог, социальный педагог.

3

 Индивидуальное консультирование по вопросам профилактической работы с учащимися и родителями (законными представителями).

В течение года

Педагог- психолог, социальный педагог.

5. Межведомственное взаимодействие при организации профилактической работы.

1

Беседы:

 «Правонарушения и ответственность за них» (5-8 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

 (9-11 класс)

Октябрь, ноябрь.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДНиЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на жд станции Мариинск.

2

Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» (8- 9классы)

Декабрь.

Социальный педагог, инспектор ОПДН, врач-нарколог.

3

Беседы  с юношами и девушками  по формированию сексуальной культуры (8-9 классы)

Январь – февраль.

Социальный педагог, классные руководители,

врач  гинеколог.

4

Проведение  профилактических рейдов «Подросток».

В течение года

.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДНиЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на станции Мариинск.

5

Профилактическая работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки.

В течение года

.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДНиЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на станции Мариинск.

6

Сопровождение детей группы риска, в целях профилактики употребления психоактивных веществ и формирования здорового образа жизни, в том числе с привлечением специалистов проф. организаций.

В течение года

.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДНиЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на станции Мариинск.

7

Беседы о профилактике ВИЧ инфекции (8-11 кл.).

В течение года

.

Социальный педагог, педагог- психолог, медицинский работник школы.

8

Кинолектории, тематические встречи по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании в детскоподростковой среде с привлечением специалистов.

В течение года

.

Социальный педагог, специалисты КДНиЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на станции Мариинск.

9

Консультации родителей  по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.

В течение года

(согласно плану социального педагога и педагога- психолога)

Социальный педагог, педагог- психолог,

врач – нарколог.

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2019 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2019 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2019 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Определение алкогольной зависимости

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

Основные негативные факторы

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Необходимость разъяснительной деятельности

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Цели профилактики зависимости

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Виды профилактической работы

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Предупреждение зависимости

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Медико-социальная помощь

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

Общение с пациентами

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Профилактика в школах

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Ученики младших классов

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

  • плохая успеваемость;
  • систематические прогулы;
  • плохое поведение.

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

Средние и старшие классы

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
4 0 obj
>
stream
xXMo60ǤUI;m

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x][%9r~opUƆ]O’v%E3٥KJ)!»>EHr{}o_~1~o_nnRqM/~oםo]owq»?owiT_ﶷ?n) vYPٴΩ?)i;:osTZ5(~O_b;^+Ǜ7WhvHƻK~zK/h}_ŕ sVo#~e~eKO%l_Bl{y\7″>HճLWQ}3m+?e~fdMFعrKPp6nME+OXr-N’έ~}u~Y>ePJ`lg
‘,c0yla6 )8꤁@DV8w~&ʴ~S=j2;[*
VDze9dv$(BZ!Y [email protected]{v$^fq\~FwN:Cd23$»]s>G>d/+#f;a1f6alp.G’UyK!2yfgV9˦lIDV=+’Gfg{Px1[HusjZs՜[email protected] >e’bN7\/L2Cfn8p,Lsž;υ5z+禎˟^l>ĦCI;~Dϡmfo0PA/lVdǦM) swI1m__O_bߡkƻji尝go6ig֙/{AH%]ibM;k&x0vݼgkCɺBLÿ^]pXu_ۍYM%Z9{*ʋްgH=1
۽vΦLqǠ’1] m͔>y3BfT[^S5{7IY6DPIYsb“No1MY3v6a$=yc-Vŗ2%`ž\$(ٔzk|O,%j+t]+& ޑؽr%ngM