Программы профориентации для детей и подростков

ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

«Мой выбор»

(Для учащихся 7-8 классов)

2015-2016 уч.год

Отсек 2/3

Мальчики7а,7б,8бкл.

Воспитатель: Лохмоткина Е.И.

Содержание:

1 Пояснительная записка

2 Содержание программы

3 Тематический план для среднего школьного возраста

4 Приложение

Пояснительная записка

Подростковый возраст-время для самоопределения своего места в жизни, своей стартовой площадки , с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…» Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правильный. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение- событие , которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа- важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом- значит жить в согласии с собой. Люди нашедшие «свою» работу, могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть сам подросток. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Также программа направлена на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Обоснование актуальности

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от своей страны, во

многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в подростковом возрасте Давно известно , что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом , профориентационная работа с детьми подросткового возраста это также вклад в решение острых социальных проблем.

Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности можно , сформулировать цели и задачи профориентационной работы.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи:

  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

  • ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;

  • способствовать личностному развитию учащихся;

  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;

  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;

  • совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;

способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;

А также:

— формирование культуры труда;

— воспитание уважения к людям труда;

— воспитание любви к труду.

Контингент

Программа предназначена для подростков. Рассчитана на 9 месяцев учебного года. Занятия организуются 1 раз в месяц, каждый последний четверг . Длительность занятия -30 минут

Формы проведения занятий по профориентации :

— групповые беседы;

-дискуссии;

— индивидуальные и групповые консультации;

— тестирование;

-анкетирование.

Условия реализации программы:

1.Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедециальности.

3.Материально-техническое обеспечение: канцелярские принадлежности, оргтехника.

Ожидаемы результаты

Реализация данной программы позволит:

-сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;

— воспитать в детях уважение к людям труда;

— повысить уровень знаний о мире профессий ;

-выяснить первые профессиональные предпочтения у подростков;

— обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Тематический план:

Тема занятия

и содержание

Дата

проведения,

ответственные

1

Вводное занятие.

Выбор профессии- дело серьезное.

Беседа, дискуссия.

24.09

Воспитатель

2

Профессиональная характеристика.

Обоснование понятий :профессия, квалификация, специальность, должность.

29.10.15

Воспитатель

3

«Самые самые» профессии.

Обсуждение, самых модных ,самых забытых, самых отважных и т.п. профессий.

26.11.15

Воспитатель

4

В мире профессий.

5 типов профессий.

Диагностика «Самооценка способностей»

24.12.15

Воспитатель

5

Темперамент и профессия .

Встреча с психологом.

28.01.16

Воспитатель

Психолог

6

Хороший человек- это не профессия?

Дать представление нравственной стороны профессионального выбора.

25.02.16

Воспитатель

7

Здоровье и выбор профессии.

Анкетирование «Я и мое здоровье»

24.03.16

Воспитатель

8

Документация. День собеседования и приема на работу.

Ролевая игра.

Диагностика «Незаконченные предложения»

28.04.16

Воспитатель

9

Мой выбор и моя карьера.

Подведение итогов.

26.05.16

Воспитатель

Приложение

Диагностика сформированности жизненных целей, ценностей.

Цель: выяснить степень сформированности жизненных целей, ценностей.

 Методика «Незаконченные предложения»

Инструкция: Одним или несколькими словами закончите предложения:

1. Выбор профессии это

. Мне кажется, большинство людей добивается успехов потому что

3. При выборе сферы деятельности важно

4. Чтобы найти хорошую работу надо

5. Для большинства людей работа

6. Профессиональное образование гарантирует

7. Если меня уволят с работы, я

8. Хорошая работа для меня та

9. Если мне не удастся устроиться по специальности, я

9.      Будущее кажется мне

10.  В жизни я хотел бы

11.   Для меня важно

12.   Работа и семья

Обработка: на основании качественного  анализа дополненных предложений, делается вывод об отношении воспитанника  (положительное, отрицательное, безразличное) к тем или иным жизненным целям и сферам, сформированности их жизненных представлений, связанных с профессиональным самоопределением. Обобщенный вывод об уровне сформированности образа желаемого будущего (низкий, средний, высокий) заносится в итоговую таблицу. Дополнительная информация используется при написании заключения.

Диагностика «Самооценка способностей»

Цель: Самооценка способностей.

Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие

балл

ы:

 1 – способности развиты недостаточно,

2- способности развиты хуже, чем  у большинства других людей,

3 –способности развиты так же, как и у большинства людей,

4 – способности развиты лучше, чем у большинства людей,

5- способности развиты очень хорошо».

Способности

 Балл

1.      общие способности (память, способность к обучению, и т.д.)

2.      математические способности

3.      лингвистические способности

4.      музыкальные способности

5.      физические способности

6.      коммуникативные способности (умение общаться)

7.      организаторские способности

8.      скорость реакции

9.      устойчивость и распределение внимания

10.  другие (укажите какие)

Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ 

Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете  наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________.

Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1

балл

.

Анкета «Я и мое здоровье»

Цель: Самооценка состояния  здоровья.

Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья.

1. Я считаю, что

01.             я  практически здоровый человек

02.             я очень редко болею, не больше двух раз в год

03.             у меня есть хроническое заболевание

04.             я вынужден регулярно наблюдаться у врача

05.             у меня есть серьезные нарушения здоровья

2. Обычно я

01.             хорошо себя чувствую

02.             чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным

03.             чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.)

04.             чувствую себя неважно

3. Мое состояние здоровья

01.             не вызывает у меня беспокойства

02.             обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу

03.             тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие

4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется

01.            шум

02.            вибрация

03.            агрессивная среда

04.            неблагоприятный климат

05.            высота

06.            подъем тяжестей

07.            нервно-эмоциональные перегрузки

08.            другие (укажите какие)

09.            нет противопоказаний

Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются

балл

ы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

балл

балл

балл

балл

01

5

01

4

01

3

09

9

02

4

02

3

02

2

01

-08

каждому выбору присваивается 1

балл

, эти

балл

ы суммируются, и эта сумма  вычитается из 9

03

3

03

2

03

1

04

2

04

1

05

1

Полученная сумма заносится в итоговую таблицу.

Профориентация является целым комплексом мероприятий, которые должны помочь подросткам определить свой жизненный путь. Ещё в детском саду дошкольники знакомятся с различными профессиями. Это знакомство продолжается и в школе силами учителей и школьного психолога. Но именно подростковый период — время формирования личности, процесса определения целей, которых ученик желает достичь в своей жизни.

Роль психологии в профориентации школьников

Старшеклассник задумывается о будущем. В это время ему особенно необходима помощь со стороны родителей, психологов, диагностиков. Психолог в процессе беседы поможет разобраться с сильными и слабыми сторонами характера подростка, диагностик определит соответствие особенностей и способностей с возможностью выбора той или иной специальности, а родители, хорошо зная своего ребёнка, посоветуют, как принять важное решение.

У подростков наблюдается частая смена увлечения разными профессиями. Суть и задачи профориентационной работы состоят в том, чтобы помочь старшекласснику понять, чего он хочет более всего: работать и на практике познавать азы выбранной специальности или продолжать учиться, чтобы сделать хорошую карьеру.

Психология — очень полезная наука в правильном выборе жизненного пути подростка: работать или продолжать своё образование, чтобы получить более высокую квалификацию. Большое количество программ, методик и методов разработаны современной наукой в помощь такому выбору. Эти методики, программы и методы профессиональной ориентации школьников предполагают длительную работу с детьми, начиная с начальных классов и до окончания школы.

Методики тестирования детей и подростков

В дифференциально-диагностическом опроснике автора Е. А. Климова предлагается такая методика тестирования по выбору будущей специальности: предъявляются ребёнку 20 пар профессий. Из каждой пары подросток выбирает одну. Результаты тестирования соотносятся с несколькими группами:

  • к первой группе относятся дети, желающие работать в лесном хозяйстве, животноводстве и растениеводстве;
  • ко второй группе относятся профессии по обслуживанию и общению с людьми, технические специальности;
  • в третьей группе — специалисты по работе с подсчётами и цифрами;
  • в четвёртой группе — люди творческих наклонностей.

Во главу угла методики для подростков А. Голомшток поставил задачу решения их структурных интересов. Он предлагает провести опрос учащихся по пятидесяти вопросам, зафиксировать их знания по географии и геологии, физике и математике, химии и биологии, истории и политике, литературе и искусству, радиотехнике и электронике, механике и конструированию и так далее. Полученный результат поможет в планировании профориентационной работы с подростком.

Методика Э. Шейна «Якоря карьеры» поможет выявить такие карьерные ориентации:

  • компетентную ориентацию, т. е. стремление быть профессионалом;
  • менеджмент, когда проявляется желание управлять людьми;
  • автономия, то есть желание быть независимым в работе;
  • стабильность, когда у человека есть стремление работать длительное время на одном месте;
  • служение — значит, воплотить в профессии свои решения, ценности и идеи;
  • вызов, когда человеку удаётся найти единственно правильное решение в сложной ситуации;
  • предпринимательство — готовность к созданию новых услуг или товаров.

Наиболее правильную картину профессиональной ориентации подростка возможно увидеть только в том случае, если воспользоваться несколькими тестовыми методиками в сочетании с индивидуальной беседой со школьником.

Этапы индивидуальных бесед:

  1. Попросите подростка вспомнить, какие профессии ему нравились в детстве и рассказать, почему они привлекательны для него в настоящее время. Пусть их будет несколько. Педагог должен понять, что роднит названные профессии. Возможно, они связаны с желанием помогать людям, с творческим процессом или с работой с документами и цифрами, техникой и животными. Педагог должен узнать, каковы требования подростка к условиям труда. Тогда он поможет ребёнку понять, что самое важное в названных им профессиях или рекомендовать другие смежные специальности, если названные по какой-то причине недоступны.
  2. Выяснить, какие предметы нравятся подростку больше других: гуманитарного цикла или точные науки. Выяснить, какие предметы для него не представляют трудностей при их изучении, какие задачи он решает с удовольствием: требующие творческого мышления или имеющие алгоритм действия. Пусть школьник расскажет о своих личных качествах, оценит физические возможности, умение общаться в коллективе. Это тоже очень важно при выборе профессии.
  3. Рассказать подростку, что для каждой профессии необходимы определённые способности, умения, личные качества. Они профессионально важны и пусть ребёнок самокритично решит, есть ли такие качества у него. Опытный педагог или психолог должны ненавязчиво помочь ему. Посоветуйте подростку познакомиться не только с теми профессиями, которые ему нравятся, но и узнать о других, которые он считает неподходящими для себя. Эти профессии тоже могут заинтересовать его, заставить задуматься об альтернативе, потому что он был сосредоточен на одном варианте, не был знаком с огромным разнообразием профессий.
  4. Познакомить школьника с ситуацией на рынке труда и обучения. Рассказать о более или менее востребованных профессиях в регионе в настоящее время, об уровне заработной платы в отрасли, в которой он собирается работать или учиться. Рассказать о возможности получения образования по выбранной им профессии.
  5. Исходя из качеств подростка, помочь ему сделать выбор, разобраться в себе. Пусть он остановится на своём выборе, но помощь, дружеский совет и подсказка, рекомендации опытного специалиста при выборе оптимального варианта ему просто необходимы

Мотивы выбора учащимися рода занятий

Профессиональная ориентация молодёжи изучает также мотивы, которыми руководствуются школьники при выборе будущей специальности. При рекомендациях в выборе профессии следует учитывать влияние самых разных факторов:

  • социальные мотивы, которые отражают материальное обеспечение семьи подростка, его положение в школьном коллективе;
  • материальные, выраженные стремлением найти высокооплачиваемую работу и социальные льготы;
  • моральные, когда подросток желает приносить пользу, имея при этом большой круг единомышленников;
  • мотивы престижности — стремление сделать хорошую карьеру, которая повысит его статус среди друзей и близких;
  • познавательные — желание глубоко освоить профессию;
  • утилитарные, когда можно трудиться, пользуясь благами цивилизации, например, в уютном офисе, недалеко от дома и так далее;
  • творческие, которые позволят дать простор для фантазии, креативности;
  • эстетические, учитывающие гармонию и красоту в профессии.

Мотивы психологические учитывают развитие и интеллект школьника, его самооценку, интересы и склонности, общие способности. Здесь будет уместен тренинг, когда подросток раскроется полностью, проявит все приобретённые умения и навыки.

Необходимо также учитывать психофизиологические особенности подростка, его темперамент, специфику нервной системы. Например, если у ребёнка слабая нервная система, ему нельзя рекомендовать профессию хирурга. Но если он намерен свою жизнь посвятить медицине, можно рассказать ему, что профессия окулиста не менее важна и востребована.

Советы опытных психологов

Психологи настоятельно требуют, чтобы родители не вмешивались в процесс выбора профессии их ребёнком. Они могут лишь слегка скорректировать его желание, привить идеалы, которые он захочет воплотить в жизнь. В подростковом возрасте особенно необходимо ощущение независимости и самостоятельности во всём, в том числе и выборе будущей профессии. Родители должны принимать поступки своего отпрыска, создавать для него такие условия, чтобы он сам смог оценить свои способности и подумать об ограничениях в выборе профессии. Особенно это относится к подросткам с ограниченными возможностями.

Пусть ребёнок участвует в работе различных кружков по интересам, курсов, спортивных секций или посещает художественные, танцевальные школы. Только тогда он сможет составить представление о достоинствах и недостатках выбранной им профессии. Даже если ему что-то не понравится, не станет нужным в будущем, эти занятия разовьют его интеллектуальные способности, он научится креативности, общительности, мобильности.

Профориентационный процесс трудоёмок и долог. И только терпение и грамотный подход родителей, педагогов и психологов помогут детям не делать ошибок и правильно выбрать профессию, которая будет в будущем приносить им моральное удовлетворение и материальные блага.

Разделы:
Школьная психологическая служба

Для учащихся старших классов выбор профессии –
самый главный вопрос их образовательного
развития. Его разрешение поможет им
сориентироваться в перспективности выбора
дальнейших путей получения образования,
определиться с будущей сферой профессиональной
деятельности.

Актуальность профориентационной помощи
школьникам очевидна. Во-первых, формирование
полноценных граждан страны во многом зависит от
того, чем будут заниматься повзрослевшие
школьники, какую профессию они изберут, и где
будут работать
.

Во-вторых, в эпоху социально-экономической
нестабильности проблема престижа выбираемой
деятельности приобретает особый смысл.
Большинство молодых людей выбирают профессию не
потому, что его привлекает содержание труда, он
скорее выбирает определенный образ жизни, где
профессия – лишь одно из средств построения
счастья. Однако со временем престижность (и
востребованность) профессии меняется, и тогда у
самоопределяющегося подростка есть риск
ошибиться, что может привести к разного рода
проблемам.

В-третьих, профориентационная работа позволяет
решать и многие насущные проблемы в период
школьного обучения. Давно известно, что
оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего,
реальная и привлекательная профессиональная
перспектива) уберегают многих подростков от
необдуманных шагов еще в период обучения в школе.
Например, если подросток серьезно намеревается
получить сложную и престижную профессию, к
которой ему следует готовиться, то он тысячу раз
подумает, стоит ли ему включаться в криминал или
наркоманию
.

Таким образом, профориентационная работа со
школьниками – это не только решение завтрашних
проблем, но и важный вклад в решение проблем
сегодняшних.
В программу включены занятия по психологической
подготовке к экзаменам
. В период подготовки к
сдаче экзаменов становится актуальным развитие
умения управлять своими эмоциями в стрессовой
ситуации
. Также необходим навык планирования и
управления таким ресурсом, как время
. Освоение
навыков тайм-менеджмента и управления своими
эмоциональными состояниями необходимо не только
для подготовки  к экзаменам, но и для успешного
освоения любой профессии.

Содержание программы «Выбор профессии – дело
серьезное» предполагает побудить
старшеклассников к активному самопознанию,
исследованию собственных интересов,
способностей и возможностей, а также помочь им
сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Целью программы является оказание
психологической помощи старшим подросткам в
личностном и профессиональном самоопределении и
выборе профессии с учетом интересов,
склонностей, индивидуальных особенностей и
потребностей.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся в мире профессий;
  • повышение уровня профессиональной зрелости;
  • актуализация процесса профессионального
    самоопределения учащихся;
  • исследование учащимися своих способностей и
    возможностей
  • построение жизненной перспективы.

Программа рассчитана на учебный год (всего 36
часов). Из них не менее 10 часов составляет
индивидуальная (консультации и собеседования)
работа с учащимися и их родителями и 26 часов –
групповые занятия с подростками (при режиме
занятий 1 раз в неделю). Оптимальный размер группы
10-15 человек
. Формы деятельности на занятиях
разнообразны: упражнения, игры, беседы,
дискуссии
.

Ожидаемые результаты. В результате
старшеклассники должны освоить:

  • значение профессионального самоопределения;
  • требования к составлению профессионального
    плана;
  • правила выбора профессии; понятия профессия и
    профессиональная деятельность;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях
    профессионального труда;
  • понятие о темпераменте, эмоционально-волевой
    сфере, интеллектуальных способностях;
  • значение творческого потенциала человека, 
    профессиональной карьеры.

Тематический план программы «Выбор профессии
– дело серьезное» представлен в Приложении
1
.

Сценарий одного из занятий по программе
представлен в Приложении 2.

Список литературы.

  1. Пряжников «Будь готов!»: активизирующая
    профориентационная методика // «Школьный
    психолог», 2001г. – №13.
  2. Пряжников «Перекресток»: активизирующая
    профориентационная методика // «Школьный
    психолог», 1991г. – №41.
  3. Пряжников «Страшный суд»: карточная
    групповая профориентационная игра // «Школьный
    психолог», 2000г. – №41.
  4. Профориентационный тренинг для
    старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В.
    Афанасьевой
    . – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
  5. «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В.
    Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
  6. Резапкина Г.В. «Психология и выбор
    профессии», Москва:, Генезис, 2019 г. – 208с.
  7. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии».
    – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
  8. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» //
    «Школьный психолог», 2019 г. – №14.
  9. «Теория и практика профориентации и
    профконсультирования»  / под ред.
    В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
  10. Филлимонова О. «Как научиться выбирать
    профессию», Москва.: Чистые пруды, 2019 г. – 32с.

8.12.2012

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/XObject>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
4 0 obj
>
stream
xXK8qzF00L{[ (ŶYiH~Gj\whBR6Jt>wM秦|>w1×~w&c85ҋ \lBBL=wHhz-~|ֶKǮGP~\_1fH㷧,iu.}'»Ew
[zd-&YeqZ_ =zKdN|jT1&xta
FL~3#!’Wz2L» &K|{y1z(nG1PYRT^Yr7*1O%s0x!eDo1ǜ_iyD>,֠\)b24i1)1*2lsD~R2mH9Th}Z&V7ӆM>Z/yCZ5Kf92mb1_(m