Развитие ребенка на третьем месяце жизни

К концу второго месяца родители замечают, что малыш перестает засыпать сразу после того, как досыта накушается. Происходит это потому, что ребенок уже на третьем месяце жизни начинает понимать, что жизнь состоит не только из сна, еды и непрерывного плача.

Особенности развития ребенка

Как правило, ребенок в возрасте трех месяцев развивается довольно быстро:

  • Малыш начинает визжать, улыбаться, булькать и восхищать всех вокруг себя.
  • Он вдруг откроет для себя всю значимость своих маленьких ручек, которыми будет стараться захватывать все, что попадется в поле зрения. На 3 месяце начинается развитие моторики рук, а значит, время для бодрствования в течение дня увеличится, младенец будет больше уставать и крепче спать по ночам.
  • Молодые мамы могут начать читать сказки на ночь, это поможет малышу воспринимать звуки родного языка на слух. Важно правильно выбрать книжку для чтения, в ней должны быть яркие картинки и красочные иллюстрации.
  • Ребенок становится полностью готовым для восприятия голосовой речи близких людей, поэтому важно постоянно разговаривать с ним.
  • Он также учится общаться с другими детьми, так что стоит выходить на регулярные прогулки. Также можно пообщаться с другими мамами и папами — это даст шанс поделиться своим опытом и узнать много нового об уходе за младенцами.

Умения малыша на третьем месяце жизни

Усилия, которые младенцы прикладывают для контроля своих рук, нельзя назвать успешными, но родители должны их поощрять для усиления тактильных ощущений. На третьем месяце жизни младенец должен уметь:

  • лежа на животе, удерживать голову под углом 45°;
  • улыбаться взрослым;
  • распознавать лица родителей;
  • громко смеяться;
  • держать головку ровно.

Вполне возможно, малыш будет уметь:

  • внезапно улыбаться;
  • визжать от восторга;
  • приподнимать голову лежа на животе, под углом 90°;
  • соединять обе ладони вместе;
  • взглядом следить за объектом, который находится на расстоянии около 15 см;
  • движения становятся более плавными и легче контролируются ребенком.

Координация и моторика

В этом возрасте младенцы начинают перекатываться на животе. Очень важно выкладывать детей на животики, чтобы их шейные позвонки становились крепче. Это улучшает их координацию, мышцы и двигательные навыки, необходимые для развития. Начинать нужно с 5 минут в день, постепенно увеличивая время тренировок до 30 минут.

Дети этого возраста способны одаривать улыбками не только своих родителей, но и любого взрослого, который первый улыбнется им. Также их начинают интересовать другие дети, особенно если они видят свое отражение на зеркальной поверхности.

Координация к трехмесячному возрасту становится намного лучше, и ребенок становится более активным, он способен шевелить как руками, так и ногами.

Второй этап иммунизации

Вот и пришло время для младенца получать дополнительные прививки:

  • Против ротавируса, который может вызвать гастроэнтерит у младенца.
  • Прививка, защищающая от дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильного гриппа.
  • Пневмококковая конъюгатная вакцина (PCV), которая защищает от пневмококковых инфекций, включая пневмонию, менингит и бронхит.

Помощь родителей в развитии

Развитие детей заложено в них самой природой, но все же есть специальные мероприятия, направленные на улучшение и ускорение данного процесса. Ответственность за их выполнение ложится на плечи родителей:

  • В ручку ребенка нужно положить что-то яркое и громкое, он должен ощупать предмет и задержать его на несколько секунд. Затем игрушку необходимо взять и потрясти в разных направлениях — ребенок обязательно подхватит данную игру.
  • Детки, которые в 2 месяца не любили занятия на специальных тренажерах и кричали от каждого прикосновения массажистов, могут приятно удивить своих маму с папой, с наслаждением принимая данные процедуры теперь.
  • Чтение сказок перед сном. Педиатры со всего мира рекомендуют именно с этого возраста вводить в ежедневный ритуал отхода ко сну прочтение сказок с яркими картинками.
  • Наручные погремушки помогут улучшить координацию рук, глаз и контролировать мышцы, поскольку они учатся правильно управлять ими.

3 месяца — это возраст для ввода различных игр, которые помогут малышу быстрее развиваться и создадут прекрасные условия для гармоничного психоэмоционального становления маленькой личности. Можно попробовать привязать небольшую мягкую или любую другую игрушку на шнурок и начать методично покачивать ею перед глазами малыша. Младенцы будут не только пристально следить за движущейся целью, но и попробуют схватить ее руками.

Развитие трехмесячного ребенка

На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни — период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки — около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них — умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется — «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце — одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.7gy.ru

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет — если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку — он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это — пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»… Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин — ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста — тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130—150 граммов, всего за сутки — одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили — взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым — это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36—37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления — на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,— одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже — именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах — в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле  зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку — без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно — не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие — их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо — не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго — пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре — 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, — в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь — все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь — дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь — в первых месяцах жизни…

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым — чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе — спал в саду, а если дома — то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, — игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус…

Будьте настороже — на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит!

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая «стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется «социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

3 месяц жизни ребенка

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пригласите гостей: Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормленияЛасковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купанияПусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

Трехмесячный малыш разительно отличается от новорожденного. Он более осмысленно воспринимает окружающий мир, окреп, значительно подрос, уже умеет улыбаться и гулить. Развитие ребенка в этот период очень важно. Как правильно помочь природе и не навредить крохе?

Что умеет 3-х месячный ребенок?

Разумеется, все малыши разные и имеют право на то, чтобы жить и познавать мир в своем темпе. Однако есть определенные стандарты, опираясь на которые, можно более тщательно отслеживать правильное развитие младенца и вовремя принять меры, если что-то пойдет не так.
В большинстве своем детки в возрасте 3-х месяцев умеют:

  • Управлять своими ручками. Это проявляется в том, что малыш осмысленно может взять игрушку, подержать ее или поднести к лицу.
  • В этом возрасте детки умеют переворачиваться на бок из положения лежа на спине.
  • Лежа на животике, ребенок хорошо поднимает голову, опираясь на предплечья, и удерживается в таком положении довольно долго с перерывом на небольшой отдых.
  • Малыш меньше спит и дольше бодрствует (до 2-2,5 часов).
  • Детки, которым 3 месяца от роду, очень любят изучать свое тело. Ловят и рассматривают ножки, ощупывают личико.
  • Некоторые младенцы в этот период начинают все «тянуть в рот».
  • Ребенок научился узнавать маму и папу, улыбается, когда с ним играют.
  • Если приподнять 3-х месячного кроху подмышки, то он будет стараться упереться ножками в твердую поверхность.
  • Детки очень хорошо реагируют на звук и свет, поворачивают голову, ища источник.

Физиология

Важно отслеживать правильное физиологическое развитие. На протяжении всего 3-го месяца жизни малыш должен прибавить в весе от 800 г. Общий вес ребенка этого возраста может колебаться в границах от 6 до 8 кг у мальчика и от 4,5 до 7,5 кг у девочки.

Рост ребенка тоже изменился в большую сторону. Обычно за 3-й месяц кроха прибавляет от 1 до 2-х сантиметров. Рост малышей в этом периоде может быть от 56 до 65 см. Следует помнить, что небольшой рост может быть обусловлен наследственностью, а также тем, что малыш родился недоношенный или родилась двойня.

Еще один важный параметр – окружность головы. У мальчиков обхват головы в 3 месяца составляет от 38 до 43 см, а у девочек – от 37 до 42 см. Можно заметить, что ближе к четвертому месяцу окружности головы и груди практически сравнялись.

Разумеется, нельзя слепо ориентироваться на эти цифры, но они должны стать неким ориентиром. Более детально отслеживать физическое развитие младенца необходимо вместе с врачом-педиатром. Визиты в поликлинику в первый год жизни должны быть регулярными.

Психическое развитие

Кроха подрос, и его реакции на окружающий мир стали заметно разнообразнее. Проснулось чувство обоняния, и теперь он уже может узнавать родителей не только по голосу, но и по запаху.

Малыш 3-месячного возраста умеет проявлять свои чувства – протестующее плачет и кричит, когда ему что-то не нравится, улыбается и гулит, когда доволен. Плач ребенка этого возраста может быть вызван следующими причинами:

  • Реакция на боль и дискомфорт.
  • Испуг.
  • Голод.
  • Недовольство чем-либо.
  • Желание спать.

Деткам очень нравится, когда их берут на руки, особенно если это делает мама. Они уже осознают, что на руках теплее и комфортнее, чем в детской кроватке. Ребенок постоянно ждет контакта, пытается ответить на прикосновения, тянет ручки, любит, когда с ним говорят, играют. Для правильного и комфортного психологического развития постоянный контакт с младенцем необходим.

Уход за ребенком на третьем месяце жизни

В этом периоде у детей налаживается регулярный однородный стул. Следует внимательно отнестись к этому делу. Если случаются запоры, и ребенок не пачкает памперс по нескольку дней, то необходимо скорректировать свое питание при грудном вскармливании или подобрать подходящую смесь. Но в том случае, когда стул однородный и мягкий, но редкий, не стоит паниковать. Это значит, что питание хорошо усваивается.

Следует обеспечить, чтобы ребенок был чистый, а памперс сухой. Ежедневное купание и смена подгузника не более, чем через 3-4 часа (или чаще, при необходимости) – это то, что нужно организовать в первую очередь.

В этом возрасте можно подумать о налаживании режима. Это значительно облегчит непростой уход за маленьким человеком. Кормление, сон, прогулки и купание по часам помогут маме освободить время для себя.

Также в уход за ребенком на третьем месяце жизни входит забота о его здоровье. Для этого нужно своевременно посещать детского врача, заботиться о том, чтобы были проставлены все прививки, организовать качественное питание, не допускать контакта малыша с заразными больными.

Питание 3-х месячного ребенка

Детей этого возраста врачи рекомендуют кормить исключительно грудным молоком или детской адаптированной смесью. Обычно число кормлений составляет 6-10 днем и 2-4 ночью. Временной интервал между кормлениями не превышает 2-2,5 часа. Питание должно быть организовано очень хорошо. Качественные смеси подбираются педиатром индивидуально, а при грудном вскармливании мамочке необходимо соблюдать строгую диету.

Многие мамы могут в этом возрасте начать прикорм по советам бабушек и педиатров старой школы. Это в корне неправильно! У деток на третьем месяце жизни еще недостаточно окреп ЖКТ, чтобы переваривать что-то еще, кроме специального питания. По рекомендациям врачей ВОЗ, задумываться о прикорме необходимо не раньше того времени, когда ребенку исполнится 6 месяцев.

Занятия с трехмесячным ребенком

Несмотря на то что ребенок совсем маленький, ему будут полезны развивающие игры и занятия с мамой.

Необходимо следить, чтобы малыш не переутомлялся, и занятия вызывали у него только положительные эмоции. Если кроха плачет, то упражнения следует сразу прекратить. Гимнастика и массаж выполняются не ранее, чем через полчаса после того, как малыш поел.

Физическое развитие

Плавание

Если младенец до сих пор купается в ванночке, то можно попробовать начать водные процедуры в большой ванне. Для этого можно приобрести шейный надувной плавательный круг или специальную подушку для купания. Во время таких купаний ребенок активно двигается, плавает. Это очень способствует развитию мышц, скелета. После активного плавания кроха заснет более крепким и спокойным сном. Продолжительность таких процедур может быть от 10 до 40 минут.

Зарядка и массаж

Многие мамы пренебрегают детским массажем и зарядкой. Это неправильно! Если до сих пор такие процедуры не были в ходу, то 3-месячный возраст –самое время начать.

Длительность занятия – не менее 20-25 минут. Упражнения могут быть следующие:

  • Начать можно с поглаживаний детских ножек от пятки вверх до бедра. Затем можно растереть ножки круговыми движениями, избегая коленной области.
  • После этого хорошо сделать упражнение «Шаги». Для этого берем ножку лежащего на спине малыша за голень, легонько встряхиваем ее и сгибаем, плавно двигая пяточку скользящим движением по столу или дивану. Делаем так 5-6 раз для каждой ножки.
  • Далее следует растереть ступни. Для этого большим пальцем водим по пяточке, внешней и внутренней части стопы. Регулируем силу нажатия так, чтобы малышу было комфортно.
  • Упражнение на укрепление мышц ног. Сначала легко надавить на основание пальчиков (ступня малыша рефлекторно согнется), затем погладить внутреннюю сторону стопы (ступня распрямится). Делаем по 4 раза для каждой ножки.
  • Переходим к ручкам. Начать необходимо с поглаживаний снизу вверх и круговых растираний.
  • Скрещивание рук. Вкладываем большие пальцы в ладошки малыша. Из положения «руки скрещены на груди» несколько раз разводим их в стороны, при этом легонько встряхивая, возвращаем в обратное положение. Повторяем 5-6 раз.
  • «Боксер». Вкладываем большие пальцы в кулачки крохи и поочередно сгибаем-разгибаем ручки, как будто малыш боксирует. Это упражнение хорошо развивает руки. Упражнение повторяем 5-7 раз.
  • Практикуем переворачивание со спинки на живот. Для этого вкладываем большой палец в правую ручку ребенка, выпрямляем ножки и осторожно свободной рукой переворачиваем таз малыша на правый бок. Аналогично делаем упражнение для левого бока. Достаточно 2-х – 3-х повторений несколько раз в день.
  • Поднимание головы. Лежащего на спине кроху берем за ручки и очень аккуратно приподнимаем туловище вверх, чтобы голова и плечи оторвались от поверхности. Сажать ребенка нельзя! Возвращаем в исходное положение. Повторяем 3 раза.
  • Массаж животика. Необходимо делать поглаживающие движения строго по часовой стрелке.
  • Массаж груди. Легкими поглаживающими движениями массируем грудь по кругу. Достаточно 5-ти – 6-ти круговых движений.
  • Массаж спины и ягодиц. Также выполняется с помощью поглаживаний вверх-вниз, а затем можно выполнить спиралевидные растирающие движения снизу вверх.
  • Упражнения на мяче. Необходимо взять большой яркий мячик. Кладем кроху на мяч животиком вниз, разводим его колени для устойчивого положения. Качаем ребенка на мяче из стороны в сторону и по кругу. Амплитуду нужно делать небольшую. Это упражнение хорошо воздействует на развитие вестибулярного аппарата.

Важно: Перед гимнастикой и массажем необходимо снять все украшения (часы, браслеты, кольца). Ногти коротко подстричь, а руки тщательно вымыть. Можно использовать во время массажа детский крем или масло хорошего качества. На протяжении всей процедуры необходимо разговаривать с ребенком, петь песенки, рассказывать стишки или сказку.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики можно практиковать упражнение «Мешочки». Для этого необходимо сшить несколько мешочков из разной на ощупь ткани (бархат, шелк, лен, атлас) и набить их разными наполнителями (синтепон, гречка, манка, шарики пенопласта, бумага). Затем можно давать малышу мешочки. Разная текстура тканей и наполнители отлично разовьют мелкую моторику и вызовут у крохи интерес.

Психоэмоциональное развитие

Детки в возрасте 3-х месяцев очень любят общаться с мамой. Можно выучить несколько детских песенок, стишков, потешек и использовать их постоянно. Благодаря такому веселому времяпрепровождению, малышу будет более комфортно в психоэмоциональном плане. Со временем можно заметить, что он пытается подпевать в такт песенке или весело гулит, когда мама рассказывает стишок. Можно потанцевать с ним на руках, только не выбирать активные танцы, а предпочесть плавные движения.

Еще одно замечательное упражнение поможет укрепить ножки малыша и будет способствовать его психологическому комфорту. Ребенка нужно взять подмышки и поставить ножки себе на колени или любую поверхность, а потом выполнять движения, когда ребенок как-будто подпрыгивает, сопровождая их веселыми стишками. Необходимо добиться, чтобы кроха твердо упирался ножками в колени или горизонтальную поверхность. Это разовьет мышцы. Тактильные ощущения, близость мамы вкупе с веселым общением очень благотворно влияют на психику.

Развитие зрения и внимания

Необходимо заниматься с ребенком, фокусируя его внимание на каком-либо предмете, заставляя его рассматривать игрушку. Для этого можно использовать яркие погремушки. Надо трясти ими то с одной стороны от ребенка, то с другой, заставляя кроху поворачивать голову и искать источник шума.
Также подойдет большой яркий мяч. Можно взять его в руки, заставить малыша обратить внимание на него, сказав: «Посмотри, какой мячик!», – а затем перемещать его вверх-вниз, вправо-влево. Это заставит ребенка сфокусировать внимание и следить за предметом.

Можно не использовать предметы, а просто поднести свое лицо вплотную к ребенку и задавать вопросы: «Где у мамы носик? Где у мамы глазки?» – и тому подобные. Ручками малыша дотрагиваться до названных частей тела. Эта игра очень способствует концентрации внимания.

В этом возрасте уже можно побеспокоиться о приобретении прорезывателя. Большинство деток в три месяца начинают пробовать все «на зуб». Большое разнообразие прорезывателей дает возможность приобрести его в виде погремушки. Это позволит немного сэкономить и совместить приятное с полезным.

Какие игрушки нужны малышу в 3 месяца

В этом возрасте можно не покупать много игрушек. Достаточно 3-4 погремушки, большой яркий мяч для гимнастики и мячик поменьше для занятий. Можно приобрести специальные игрушки, которые вешаются над кроваткой и в коляску. Ребенку уже будет интересно с ними играть.

Выбирать игрушки необходимо только из экологичных и безопасных материалов. Обязательно должна быть возможность вымыть или выстирать игрушку. Также можно обратить внимание на текстуру. Хорошо, если погремушка или мячик будет иметь поверхность в виде «пупырышек» или шероховатостей. Это развивает мелкую моторику.

Необходимо помнить, что все детки развиваются в своем темпе. Не нужно перегружать кроху занятиями и требовать от него того, что он еще не умеет. Радоваться каждому достижению, помогать малышу познавать мир, заботиться о его правильном питании и здоровье, любить и уделять ребенку максимум внимания. Вот в чем заключается роль мамы.

На третьем месяце жизни настает новый этап в развитии ребенка. У малыша можно наблюдать настоящий скачок в освоении умений, развитии психической и эмоциональной сферы. Все происходящие изменения быстрыми темпами входят в жизнь крохи и его родителей. Что должен уметь карапуз в этом возрасте, и как помочь ему правильно развиваться, вы узнаете в нашей статье.

5 ключевых «достижений» третьего месяца жизни

Наступает первый период после рождения ребенка, связанный с резким скачком в росте и развитии. Три месяца – время новых достижений, новых открытий и навыков.

  1. Угасание рефлексов новорождённых
    Такие рефлексы, как хоботковый (вытягивание губ трубочкой при прикосновении), поисковый (при поглаживании уголков рта малыш поворачивал голову) к трем месяцам практически полностью угасают. Это проверит невролог при плановом посещении поликлиники. Ярко выраженными у младенца остаются два рефлекса: сосания и ползания.
  2. Развитие подкожно-жировой ткани
    Подкожно-жировая ткань в 3 месяца развивается очень интенсивно. Если кроха родился маленьким и хрупким, то к этому моменту у него начинает “округляться” тельце, появляются упитанные щечки, складки-перевязочки на ручках и ножках. К 4 месяцам при полноценном питании ребенок выглядит пухленьким, что не может не умилять окружающих.
  3. Развитие мышечной системы
    Правильное физическое развитие предполагает развитие мышечной системы сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи, затем на очереди спина и руки, а уже после – ноги. Третий месяц знаменателен тем, что малыш уже уверенно удерживает голову и активно осваивает владение своими ручками. Кроха старается до всего дотронуться, изучает свое тело, руки мамы и свои собственные кулачки.
  4. Изменения в пищеварительной системе
    Пищеварительная система трехмесячного ребенка уже более зрелая, чем в первые месяцы жизни. Молоко и смесь лучше усваиваются, вследствие чего проходят мучительные колики. Желудок крохи растет, становится более вместительным, поэтому и порции молочка на приём становятся больше. Совсем скоро ребенок будет готов к введению прикорма, но пока рацион малыша состоит преимущественно из грудного молока или адаптированной смеси.
  5. Регулярный стул
    В три месяца стул у ребенка становится более однородным и уже можно с оглядкой на питание “предсказать” его регулярность. Груднички на смеси испражняются 2-4 раза в день. У малышей на грудном молоке стул может быть до 5 раз в день; но возможен и другой вариант – 1 стул в 2-3 суток. Оба развития событий входят в понятие нормы, но при отсутствии стула более двух суток стоит внимательно мониторить состояние ребенка (какое у малыша поведение, мягкий ли стул после длительной паузы). При необходимости можно использовать дополнительную стимуляцию по рекомендации педиатра.

Как растёт малыш: физиологические изменения

В три месяца грудного ребенка нужно продолжать взвешивать каждые две недели, как это делалось на протяжении предыдущих месяцев жизни. Рост крохи начинает замедляться, за месяц он увеличится примерно на 2-2,5 см. Средняя прибавка в весе равно примерно 150 г в неделю, или около 600 г в месяц. Окружность головы увеличивается не более, чем на 1 см, а окружность груди может вырасти до 1,5 см, но уже к 4 месяцам эти параметры сравняются.

Каждой маме важно знать, насколько правильно развивается её малыш. Ориентирами для оценки служат нормативы, сформулированные педиатрами. Они позволяют наиболее объективно оценить физическое и умственное здоровье крохи.

Физический показатель Девочки

от 3 до 4 месяцев

Мальчики

от 3 до 4 месяцев

Усредненное значение
Окружность головы 37-42 см 38-43 см 40-40,5 см
Окружность грудной клетки 37-41 см 36,5-42 см 39-39,5 см
Рост 56-64 см 57-65,5 см 60-61,5 см
Вес 4,5-7,5 кг 5,0-8,0 кг 5,7-6,5 кг

Обратите внимание! Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его “взросление” проходит в собственном ритме, которое может не вписываться в обозначенные врачами рамки.

Наши достижения: что умеет малыш к трехмесячному возрасту

Перед тем, как перейти к подробной информации об умениях и навыках ребенка в 3 месяца, предлагаем посмотреть видео, которое записала молодая мама о развитие своего трехмесячного малыша:

Проявляем эмоции

Наступил возраст, когда родители могут видеть эмоциональную отдачу любви от своего маленького чада. Когда мама подходит к кроватке, ребенок бурно радуется, улыбается и гулит ей. Этот навык именуется комплексом оживления. Общение со взрослыми доставляет грудничку удовольствие, ему уже скучно лежать одному, он жаждет внимания.

Издаем новые звуки

В три месяца малыш уже с удовольствием издает звуки, причем самые разнообразные. Гласные, согласные, иногда даже могут “проскакивать” их сочетания – ребенок тренируется в общении. Если малышу спеть, то он тоже может ответить вам гулением нараспев.

Смотрим на мир

Ребенка в 3 месяца интересует все вокруг – и движимое, и недвижимое. Малыш рассматривает рисунки на бортиках в кроватке, висящие игрушки на карусельке. С интересом всматривается в лица взрослых, отдавая предпочтение маме, а также детям. Если грудничка положить на животик, он поднимется на предплечьях, чтобы лучше видеть и наблюдать всё вокруг.

Новые движения

Находясь в вертикальном положении у взрослого на руках, кроха уже достаточно хорошо держит голову. Лежа на спине, малыш может повернуться на бочок, – с этого возраста уже нельзя оставлять малыша на кровати без присмотра. Если ребенка поддерживать подмышками, и поставить на опору (твердую поверхность стола, дивана, пола), то младенец уже не будет сгибать ножки, а сможет опираться на них.

Пробуем “на зубок”

Каков мир на вкус? К трем месяцам малыш активно стремиться познать все через рот, но ручки еще не совсем послушны и физиологически не умеют удерживать желаемое. Поэтому во рту чаще всего оказываются пальчики или кулачки. Ребенку нравится трогать шуршащие предметы. Если крохе дать небольшую газетку, то он непременно сомнет/порвет её, а потом потянет в ротик. Малыш тянется к познанию мира – самое время приобрести или смастерить самим развивающий коврик.

Как проходит развитие в 3 месяца

Малыш в данном возрасте осваивает много навыков, за которыми молодой маме очень интересно наблюдать. Можно фиксировать новые умения в дневничок, ежемесячно внося в него изменения по мере взросления крохи. Чтобы понять, что должен уметь кроха к своему возрасту и насколько его возможности приближены к медицинским нормам, приведена таблица с всевозможными физическими этапами развития, на которые стоит обратить внимание.

Этапы развития Что умеет малыш
Слух Кроха уже умеет отыскивать источник звука глазами и поворачивает голову в его сторону.
Речь Часто гулит нараспев; пытается понемногу подражать во время гуления интонациям взрослого.
Зрение Ребенок с интересом рассматривает окружающие предметы. Поворачивает в сторону заинтересовавшей вещи и голову, и глаза. Плавно следит за предметами, лежа на животе.
Моторика В три месяца малыш уже уверенно держит голову. Лежа на животике, опирается на руки под острым углом. Ребенок пытается захватить игрушки, висящие перед ним.
Игра Часто и с любопытством рассматривает свои руки, ощупывает их, сжимает и разжимает кулачки.
Эмоции Увидев взрослого, начинает гулить, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. Улыбкой и удивлением реагирует на игрушки.

Ребенку три месяца – нормы его развития:

Всё по режиму: сон и бодрствование в 3 месяца

Утро мамы с трехмесячным ребенком начинается рано. Некоторые малыши с 2,5-3 месяцев могут спать всю ночь, не просыпаясь на кормления; но большинство все же не выдерживает долгого перерыва и просыпается 2-3 раза за ночь утолить голод.

Режим дня с малышом трех месяцев зависит от многих факторов, в основном индивидуальных, например, от темперамента младенца. Примерный день с грудничком этого возраста вы можете увидеть в таблице.

Время суток Распорядок дня
7:00 Пробуждение, первое кормление, проведение утреннего туалета
8:30 Первый сон
10:30 Пробуждение, второе кормление, время бодрствования и гимнастики
12:00 Прогулка на свежем воздухе, второй сон
14:00 Окончание прогулки, пробуждение, третье кормление, бодрствование
15:30 Третий сон
16:30 Пробуждение, время развивающих занятий и игр
17:30 Четвертое кормление, затем вечерняя прогулка и сон
18:30 Окончание прогулки, пробуждение, период бодрствования
20:00 Вечерний туалет, пятое кормление, подготовка и укладывание на ночной сон
23:30 Пробуждение, шестое кормление и ночной сон

Важно! Родителям при формировании режима дня своего малыша необходимо подстроиться под его потребности и особенности развития. Ребенок имеет личные биоритмы, и их необходимо учитывать при обобщенных рекомендациях педиатра.

Уход за трехмесячным младенцем

Ребенка необходимо с первых дней жизни приучать к чистоте тела. Проводить гигиену у грудного малыша – дело ответственное, и требует со стороны родителей сосредоточенности и осторожности. Особенное внимание следует уделять утреннему туалету младенца.

Глаза

После ночного сна у ребенка могут скапливаться выделения на ресницах и в уголках глаз. Их обязательно нужно убирать, очень важно содержать глазки малыша в чистоте для их здоровья. Подготовьте два ватных диска и теплую кипяченую воду. Возьмите один диск и промойте глазик ребенка от внешнего угла к носу. Движения должны быть мягкими, плавными. Также промойте теплой водой и ватным диском второй глазик. Обратите внимание – для каждого глаза ребенка нужен отдельный (!) диск.

Уши

Вопреки всеобщему мнению, что без ватных палочек не обойтись, ушная раковина обладает способностью самоочищения. Уход за ушками новорожденного ребенка и грудничка очень прост – нужно ежедневно протирать их смоченным в воде ватным тампоном. Особенное внимание следует уделять складкам и поверхности за ушками. Во время кормления и при срыгивании туда может затекать молоко, что после вызывает раздражение и опрелости.

Важно! Ватными палочками очищать слуховые проходы малыша опасно: неосторожное движение может спровоцировать разрыв барабанной перепонки грудничка.

Нос

Недостаточно влажный воздух в помещении, редкие прогулки, пыль могут вызвать появление корочек в носу даже у здорового младенца. Трехмесячный ребенок не может сам очищать носик, поэтому за чистотой слизистой должны ежедневно следить взрослые. Ноздри грудничка очищают и смазывают смоченными в персиковом или абрикосовом масле ватными жгутиками.

На заметку! Также можно использовать капли с раствором морской соли – орошение полостей носа малыша соленой водой очищает слизистую и увлажняет её.

Руки

В возрасте 3 месяцев малыш еще часто держит кулачки сжатыми, поэтому в складках кожи могут скапливаться пот и пыль. Для очищения детских ладошек аккуратно разожмите кулачки и протрите их смоченным в воде ватным диском. Также каждые 3 дня нужно стричь на ручках подросшие ноготки на руках, а на пальчиках ног – каждые 6-7 дней.

Игры и гимнастика: занятия в 3 месяца

Развивающие занятия и игры, которые важны для ребенка:

Трехмесячный малютка уже готов общаться, воспринимать новую информацию, поэтому в распорядок его дня можно смело добавлять различные упражнения для развития. Они способствуют укреплению имеющихся навыков, внесут разнообразие в повседневную “рутину” декрета и доставят массу удовольствия как маме, так и малышу.

  • В утренние часы проводите с ребенком легкую зарядку и гимнастику. Аккуратно сгибайте ручки ребенка и разводите их в стороны, затем делайте вращательные движения ножек. Малыш будет с интересом участвовать в процессе, если он будет сопровождаться потешками, пением или музыкой. Отлично развивает координацию и мышцы у грудничка большой гимнастический мяч – фитбол. Ребенка можно катать на нем, положив на спинку или животик.
  • Ежедневный легкий массаж окажет наилучшее воздействие на весь организм малыша. Мышцы шеи, спины при легком поглаживании и разминании кончиками пальцев расслабляются, снимается напряжение и излишний тонус, самочувствие грудничка улучшается. Чтобы знать, какие участки массировать, можно обратиться за консультацией к педиатру или посмотреть пару видеоуроков.
  • К регулярной гимнастике, проводимой мамой вместе с малышом, можно добавить пару упражнений, которые подготовят ребенка к переворачиванию. Правую ножку ребенка, лежащего в положении на спине, поверните влево так, чтобы она была перекинутой через тело. Благодаря этому движению формируется нужный импульс для будущих переворотов с живота на спину и обратно.
  • Стимулируйте малыша почаще поднимать голову и плечи в положении лежа на спине. Не давайте малышу лениться, ежедневно выкладывайте его и заинтересовывайте яркими предметами, игрушками, детскими книжками-пищалками. Ребенок будет рассматривать их, а в скором времени тянуться к предметам, пытаясь взять их в рот.
  • Показывайте малышу разнообразные погремушки со звуковыми эффектами – шуршащие, гремящие, с колокольчиками. Вкладывайте игрушки в ручку, пусть кроха учится удерживать их. Подвешивайте в коляске или кроватке игрушки-растяжки, чтобы младенец мог дотянуться и потрогать их.
  • Больше общайтесь со своим малышом. Называйте его по имени, рассказывайте сказки и не только, при этом иногда делайте короткие паузы – так у малыша будет возможность ответить вам гулением.
  • Малыши в этом возрасте очень интересуются отражающими поверхностями, поэтому приобретите для него безопасное зеркало. Пусть кроха рассматривает себя. Также показывайте ребенку изображения в книжках – животных, предметы быта, цвета и др.

P.S. Уважаемые читатели, также мы подготовили для вас статью о поэтапном развитие ребенка от 0 до 1 годика с описанием каждого месяца жизни ребенка.