Техника выполнения прыжков в длину с места и с разбега

Прыжок
в длину

— это простое и естественное физическое
уп­ражнение, имеющее большое прикладное
значение. Главную роль в прыжках в длину
играет быстрый и стабильный разбег,
умение точно попадать на брусок и мощно
отталкиваться, сохранять рав­новесие
в полете и рационально приземляться. В
отличие от прыжков в высоту, в прыжках
в длину движения спортсмена в фазе
полета имеют второстепенное значение,
так как не влияют на дальность полета,
а лишь помогают сохранить равновесие
и подготовиться к приземлению.

Техника прыжков в длину с места

Прыжки
с места применяются в основном в качестве
трениро­вок, хотя и проводят соревнования
по прыжкам с места и трой­ному прыжку
с места. Прыжок в высоту с места проводят
как контрольное испытание для определения
прыгучести и силы ног.

Прыжок
в длину с места. Техника прыжка с места
делится на:


подготовку к отталкиванию;


отталкивание;


полет;


приземление (рис.28).

Рисунок
28.

Подготовка
к отталкиванию: спортсмен подходит к
линии от­талкивания, стопы ставятся
на ширину плеч или чуть уже шири­ны
плеч, затем спортсмен поднимает руки
вверх чуть назад, од­новременно
прогибаясь в пояснице и поднимаясь на
носки. После этого плавно, но достаточно
быстро опускает руки вниз — назад,
одновременно опускается на всю стопу,
сгибает ноги в коленных и тазобедренных
суставах, наклоняясь вперед так, чтобы
плечи были впереди стоп, а тазобедренный
сустав находился над нос­ками.

Руки,
отведенные назад, слегка согнуты в
локтевых суставах. Не задерживаясь в
этом положении, спортсмен переходит к
от­талкиванию.

Отталкивание
важно начинать в момент, когда тело
прыгуна еще опускается по инерции вниз,
т. е. тело движется вниз, но уже начинается
разгибание в тазобедренных суставах,
при этом руки активно и быстро выносятся
вперед чуть вверх по направлению прыжка.

Далее
происходит разгибание в коленных
суставах и сгибание в голеностопных
суставах. Завершается отталкивание в
момент от­рыва стоп от грунта.

После
отталкивания прыгун распрямляет свое
тело, вытянув­шись как струна, затем
сгибает ноги в коленных и тазобедренных
суставах и подтягивает их к груди. Руки
при этом отводятся на­зад—вниз, после
чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных
суставах, выводя стопы вперед к месту
приземления
. В момент ка­сания ногами
места приземления прыгун активно выводит
руки вперед, одновременно сгибает ноги
в коленных суставах и подтя­гивает
таз к месту приземления, заканчивается
фаза полета. Сги­бание ног должно быть
упругим, с сопротивлением
. После
оста­новки прыгун выпрямляется, делает
два шага вперед и выходит с места
приземления.

Прыжок в длину с разбега

Прыжок
в длину с разбега производится в яму,
наполненную влажным песком до, уровня
с дорожкой для разбега. Размер ямы 2,75 м
в ширину и 6 м в длину, глубина 0,5 м.
Отталкивание про­изводится от бруска,
установленного неподвижно на уровне
до­рожки
. Для измерения результатов
в прыжках применяются спе­циальные
измерительные приборы или рулетка.

Техника прыжка в длину с разбега

Прыжок
в длину с разбега является скоростно-силовым
упраж­нением легкой атлетики. При
описании техники прыжка условно выделяют
четыре фазы: разбег, отталкивание, полет
и приземле­ние
. В каждой фазе решается
вполне определенная двигательная
задача. Так, в разбеге создается
горизонтальная скорость, в от­талкивании
— вертикальная
. В полетной фазе
сохраняется устой­чивое вертикальное
положение тела прыгуна, при приземлении
прыгун должен коснуться песка в яме для
приземления как можно дальше и, не
потеряв равновесия, выйти после этого
вперед. Одна­ко в каждой из фаз создаются
определенные благоприятные пред­посылки
для лучшего выполнения движения в
последующей фазе
. Например, в разбеге
не только создается горизонтальная
скорость продвижения прыгуна, но и в
конце его производится определен­ная
перестройка в структуре движений,
способствующая лучшему выполнению
отталкивания
. Результат прыжка в длину
в основном зависит от величины начальной
скорости вылета и угла вылета.

Разбег.
В начале разбега прыгун может принимать
различные исходные положения, начиная
разбег с места и с подхода. Наибо­лее
часто применяемыми в настоящее время
исходными положени­ями являются (стоя
одна нога впереди, другая сзади, туловище,
наклонено вперед стоя на двух ногах,
стопы параллельны, туло­вище наклонено,
руки опущены или опираются на колени).
Эти исходные положения способствуют
стабильному выполнению разбега для
обеспечения точного попадания на место
отталкивания (бру­сок).

Прыжок
в длину способом «согнув ноги» Рисунок
29.

Длина
разбега доходит до 40—45 м у мужчин и до
36—38 м у женщин (18—24 беговых шага).

Существует
два основных варианта изменения скорости
в раз­беге постепенное увеличение
ее с заметным приростом на послед­ней
трети разбега; быстрое ускорение в
начале разбега сохране­ние скорости
и небольшое увеличение на последних
шагах перед отталкиванием. Второй
вариант рациональнее, так как создает
лучшие условия для полноценного
отталкивания.

Для
контроля за точностью разбега и сохранения
ритма бего­вых шагов прыгуны пользуются
дополнительной контрольной от­меткой,
которую чаще всего устанавливают за 6
шагов до бруска для отталкивания.

Начало
разбега характеризуется большим наклоном
тулови­ща, быстрым увеличением длины
и частоты шагов. По мере при­ближения
к бруску для отталкивания наклон туловища
уменьша­ется, темп шагов стабилизируется,
а прирост скорости продолжает­ся/ (в
основном за счет увеличения длины
шагов)
. Скорость в конце разбега у
сильнейших прыгунов-мужчин приближается
к 11 м/с
. На протяжении всего разбега ноги
ставят­ся на дорожку с передней части
стопы активным движением
. Важно сохранить
упругость опоры на стопе до конца
разбега. Последний шаг несколько короче
предпоследнего, но бывают и исключения,
когда последние два шага почти равны
или даже последний шаг несколько длиннее.

Отталкивание.
При выполнении последнего шага колено
толч­ковой, ноги поднимается меньше
и постановка ноги на брусок производится
с пятки быстрым перекатом на всю стопу.
На брусок для отталкивания нога ставится
почти выпрямленная в коленном суставе,
готовая выполнить работу большой
мощности.

Толчковая
нога при отталкивании находится на
опоре в течение 0,11—0,13 с и испытывает
нагрузку, превышающую в. 5—6 раз вес
прыгуна. Угол постановки ноги на толчок
равен 65—70°.

После
постановки ноги под действием инерции
массы тела пры­гуна происходит
некоторое сгибание ее в коленном и
голеностоп­ном суставах (амортизация).
Разгибание толчковой ноги начина­ется
в момент приближения к вертикали. Маховая
нога, согнутая в коленном суставе, в
момент постановки толчковой ноги
нахо­дится сзади и начинает энергичное
движение коленом вперед-вверх
. К моменту
вертикали при хорошем выполнении маха
бедро у этой ноги находится уже несколько
впереди бедра толчковой ноги, что
позволяет своевременно оттолкнуться
вперед-вверх под необ­ходимым углом.
При окончании отталкивания бедро маховой
ноги находится в горизонтальном
положении, голень продолжает дви­жение
вперед, усиливая действие маха и
противодействуя движе­нию плеч вперед
(«закручиванию»)
. Одновременно прыгун
актив­но выполняет мах руками
разноименно: одной рукой — вперед-вверх
и немного внутрь, другой — в сторону и
несколько назад. Туловище во время
отталкивания сохраняет вертикальное
положе­ние
. Угол отталкивания составляет
70—75°, угол вылета — 20— 24°, а скорость
вылета у сильнейших прыгунов-мужчин
равняется 9,5—9,6 м/с.

Полет.
В полетной фазе сохраняется устойчивое
вертикальное положение тела, и создаются
условия для наиболее выгодного вынесения
ног для приземления. После отталкивания
от бруска до принятия группировки перед
приземлением могут выполняться различные
движения в полете
. Форма этих, движений
определяет способ движения в полете.
Форма этих движений определяет спо­соб
прыжка и его название: «согнув ноги»,
«прогнувшись», «нож­ницы»
. Каждый из
способов имеет свои положительные и
отрица­тельные стороны (рис.30).

Рисунок
30.

Оттолкнувшись,
прыгун в длины летит в положении шага,
а затем подтягивает толчковую ногу к
маховой и, подняв колени согнутых ног
к груди, готовится к при­землению.
Руки перед приземлением движутся сверху
вперед, за тем вниз и назад, а ноги,
разгибаясь в коленных суставах, выно­сятся
как можно дальше вперед.

В
способе «ножницы» после вылета в «шаге»
прыгун опускает маховую ногу и отводит
ее назад, а толчковую, сгибая в коленном
суставе, выносит вперед, т. е. происходит
смена положения ног, как в беге

.

Прыжок
в длину способом «ножницы». Рисунок
31.

Приземление.
Полетная фаза заканчивается принятием
поло­жения группировки с целью далекого
вынесения ног при призем­лении. Не
следует торопиться с подготовкой к
приземлению и раз­гибанием ног в
коленных суставах, так как преждевременные
дей­ствия затрудняют удержание ног
в высоком горизонтальном поло­жении.
Разгибание ног в коленных суставах
происходит перед самым касанием песка.
Во время приземления прыгун сгибает
ноги в суставах, наклоняет туловище
вперед и после окончания приземления
выходит из ямы.

Прыжок
в длину способом «прогнувшись». Рисунок
31.

Прыжки в длину практиковали ещё в античные времена, чтобы подготовить воинов к преодолению препятствий вроде ручьёв и оврагов. Для выполнения так называемых горизонтальных прыжков спортсмену требуются не только сила, скорость и прыгучесть, но и знание техники. Научиться прыгать правильно и далеко начинающим спортсменам поможет эта статья.

Элементы прыжка в длину с места

Прыжки с места, как правило, не выступают самостоятельной частью соревнований, но широко используются в тренировках спортсменов и на уроках физкультуры в школах.

Перед осуществлением упражнения настоятельно рекомендуется разогреть тело. Техника выполнения прыжков в длину с места состоит из 4 элементов. Изучать их рекомендуется по отдельности, а после объединить в единое, непрерывное движение:

  • Подготовка. Спортсмен должен стать в стартовую позицию: ноги должны быть расставлены на ширине плеч, стопы расположены параллельно друг другу. Затем требуется вытянуть все тело вверх: поднять руки, подняться на носки и прогнуться в спине. После этого нужно вновь опуститься на всю стопу, согнуть колени, одновременно опуская руки и заводя их назад. Корпус наклонен вперёд.
  • Отталкивание. Силу направляют в ноги, при этом распрямляя их. Руки выкидывают вперёд, чтобы увеличить инерцию. Происходит отталкивание от поверхности.
  • Полет. В первый момент полёта тело атлета должно быть прямым начиная с поднятых рук и заканчивая вытянутыми носками. Затем необходимо подтянуть колени на высоту груди, не сгибая их. Непосредственно перед приземлением руки опускают.
  • Приземление. Во время приземления ноги сгибают, чтобы обеспечить «мягкую посадку» и не повредить суставы. Руки вновь поднимают перед собой, для сохранения равновесия.

Техника прыжка в длину с разбега

Эта дисциплина входит в легкоатлетическую программу Олимпийских игр. Ее техника выполнения более вариабельна и разделяется на 4 фазы.

Профессиональный разбег

Расстояние для разбега каждый спортсмен выбирает сам, в зависимости от особенностей его тела и техники. Профессионалы, как правило, делают во время спринта 20−22 шага, а новички — 12−19. Важно не только разогнаться до максимальной скорости, но и попасть определённой ногой на доску отталкивания.

Скорость бега нужно увеличивать постепенно. Не стоит частить, но нужно делать широкие шаги. Корпус должен оставаться в вертикальном положении. Особенно важны последние 2 шага, так как от них зависит скорость и дальность полёта.

Способ отталкивания

Способ отталкивания зависит от спортсмена, но классический выполняется следующим образом. Спортсмен ставит всю стопу на доску отталкивания гребущим движением. Затем он должен выкинуть ногу вперёд, словно делая ещё один шаг. Рука со стороны толчковой ноги при этом тоже делает взмах вперёд, увеличивая амплитуду прыжка. Другая рука отведена вбок.

Профессиональные атлеты полностью отводят выпрямленную руку со стороны маховой ноги за спину. Есть также вид отталкивания, когда прыгун взмахивает обеими руками в направлении прыжка, что увеличивает его скорость.

Качественный полет

Цель этой фазы — продлить прыжок как можно дольше. Выделяют 3 основные техники. Какую из них выбрать, спортсмен решает сам исходя из своих предпочтений:

  • «В шаге». Это наиболее лёгкий способ, распространённый среди любителей. После отталкивания спортсмен выпрямляет обе ноги горизонтально. Несмотря на примитивность этого вида прыжка, его успешно используют и профессионалы.
  • «Прогнувшись». Исполняя эту технику, атлет должен прогнуть поясницу. Этот способ пользуется особой популярностью среди женщин-спортсменок.
  • «Ножницы». Самая сложная техника, которую часто используют лучшие прыгуны-мужчины. Как ясно из названия, в прыжке спортсмен продолжает движения ногами по аналогии с ножницами.

Удачное приземление

Во время приземления атлету важно сохранить баланс. Длина прыжка будет замеряться от доски отталкивания до самого ближнего следа. Поэтому, если спортсмен повалится назад, его результат будет уменьшен.

Выполнение тройного прыжка

Тройной прыжок по технике выполнения похож на прыжок в длину с разбега и тоже является частью олимпийской программы с года учреждения игр. Состоит он из таких элементов:

  • Разбег. Спортсмен развивает максимальную скорость бега.
  • Скачок. Атлет отталкивается одной ногой от доски отталкивания. В полете он перемещает маховую ногу назад, а толчковую — вперёд, и приземляется на ту же ногу, с которой прыгнул, делая ею гребущее движение.
  • Шаг. Относительно короткая фаза, когда прыгун резко выбрасывает согнутую в колене маховую ногу вперёд и приземляется на ногу, противоположную той, с которой начался прыжок.
  • Прыжок. Самая далёкая часть прыжка. Соответствует фазе полёта.
  • Приземление. Спортсмен приземляется на обе согнутые ноги, выставив руки перед собой.

Нормативы прыжков в длину

Согласно всероссийской спортивной программе «Готов к труду и обороне» (ГТО), для того чтобы получить золотой значок в дисциплине прыжки в длину с места, нужно выполнить следующие нормативы, указанные в сантиметрах.

Мальчики и мужчины:

  • 6−8 лет: 140;
  • 9−10 лет: 160;
  • 11−12 лет: 175;
  • 13−15 лет: 200;
  • 16−17 лет: 230;
  • 18−24 лет: 240;
  • 25−29 лет: 240;
  • 30−34 лет: 235;
  • 35−39 лет: 225.

Для девочек и женщин:

  • 6−8 лет: 135;
  • 9−10 лет: 165;
  • 11−12 лет: 165;
  • 13−15 лет: 175;
  • 16−17 лет: 185;
  • 18−24 лет: 195;
  • 25−29 лет: 190;
  • 30−34 лет: 185;
  • 35−39 лет: 180.

По той же программе для прыжков с разбега предусмотрены нижеизложенные нормативы.

Мальчики и мужчины:

  • 9−10 лет: 290;
  • 11−12 лет: 330;
  • 13−15 лет: 390;
  • 16−17 лет: 440;
  • 18−24 лет: 430.

Девочки и женщины:

  • 9−10 лет: 260;
  • 11−12 лет: 300;
  • 13−15 лет: 330;
  • 16−17 лет: 360;
  • 18−24 лет: 320.

Мировые рекорды

Последний зарегистрированный рекорд в прыжках с места принадлежит американцу Рею Юри. Он установил показатель в 348 см на Олимпийских играх 2019 г., проходивших в США. Неизвестно, сколько раз с тех пор было преодолено это число, но на сегодняшний день самый длинный прыжок с места зафиксирован китайцем Чэнь Хси Пин, который установил этот рекорд в 2019 г. в Пекине — столице Китая.

В горизонтальных прыжках с разбега никто ещё не превзошёл американского спортсмена Майка Пауэлла. Звание лучшего прыгуна в длину он завоевал на чемпионате мира по лёгкой атлетике 2019 г., которые проходили в Токио (Япония), где мужчина прыгнул на расстояние 895 см.

Среди женщин аналогичное положение занимает атлетка из СССР Галина Чистякова. Она установила мировой рекорд в 2019 г., в городе Ленинграде. Её показатель составляет 752 см.

Официальные мировые рекорды по тройным прыжкам среди мужчин и женщин были установлены в 2019 г. на мировом чемпионате для легкоатлетов, который проводился в шведском городе Гётеборге. Англичанин Джонатан Эдвардс поставил планку в 2019 см, а украинская спортсменка Инесса Кравец совершила прыжок на 2019 см.

В том же году на Кубке Европы Джонатан Эдвардс сделал тройной прыжок на расстояние 2019 см. Однако, эта рекордная цифра не была засчитана из-за сильного попутного ветра.

Стоит также отметить рекордсменов-юниоров. Лучший прыжок в длину с разбега выполнил российский спортсмен Сергей Моргунов. Он выиграл чемпионат мира среди юниоров, проходивший в Чебоксарах, с результатом 835 см. Среди юниорок первое место по этой дисциплине принадлежит немке Хайке Дрехслер, которая на чемпионате мира 2019 г. в столице Финляндии Хельсинки прыгнула на 727 см. Позднее она улучшила свой личный рекорд до 748 см.

Среди юниоров рекорд в тройных прыжках поставил немец Фолькер Май в 2019 г., в городе Эрфурте (Германия). Его показатель составил 2019 см. Среди девушек рекорд принадлежит болгарке Терезе Мариновой. В 2019 г. на чемпионате мира в Сиднее (Австралия) она прыгнула на длину 2019 см. Её личный рекорд на данный момент составляет 2019 см.

Fitnessera

RU

Все для занятий фитнесом: тренировки, упражнения, инвентарь и советы по питанию.

Прыжки в длину и в высоту — одна из наиболее популярных дисциплин легкой атлетики. Обучение прыжкам можно начинать в возрасте 8−10 лет, при наличии базового уровня общей физической подготовки и хорошего состояния здоровья. Сначала в секцию принимаются все желающие, но со временем тренер оставляет только тех, кто демонстрирует выдающиеся результаты. Для прыгуна важен каждый сантиметр, поэтому тренировки — это упорная работа.

Чтобы улучшить достигнутые результаты, порой требуются месяцы интенсивных занятий. Но затраченные усилия непременно окупятся. Перспективные прыгуны уже в подростковом возрасте становятся участниками соревнований регионального, федерального и международного уровня. Даже если ребенок не станет профессиональным спортсменом, занятия прыжками — один из лучших способов стать стройным и подтянутым, развить быструю реакцию, стать ловким, смелым и дисциплинированным.

Особенности обучения прыжкам в длину

Техника прыжков с места значительно отличается от выполнения прыжков с разбега. Чтобы прыгать красиво и правильно, требуется:

  • Иметь хорошую координацию движений.
  • Уметь правильно падать, чтобы избежать травм.
  • Быть выносливым.
  • Иметь крепкую мускулатуру рук и ног.

Для того чтобы начать обучение, ребенку младшего школьного возраста понадобится удобный спортивный костюм (его стоимость в среднем составляет 520 рублей), а также абонемент в спортивную школу. Обычно занятие в детско-юношеской спортивной школе строится по следующему принципу: сначала ученики под руководством тренера выполняют легкую подготовительную разминку, а потом по очереди начинают прыгать в длину.

Чтобы научиться делать это грамотно и с хорошим результатом, требуется как минимум несколько месяцев регулярных занятий. Однако, некоторые одаренные юные легкоатлеты начинают прыгать далеко и устанавливать личные рекорды уже через два месяца после начала обучения.

Рекомендации по технике

Во время обучения задача грамотного тренера — объяснить ученикам, что стремление прыгнуть как можно дальше не должно стать самоцелью. Невозможно совершить красивый и длинный прыжок, не обладая базовыми техническими навыками. Также нужно уметь правильно приземляться и группироваться о время приземления для того, чтобы избежать серьезных травм: открытых и закрытых переломов, растяжений мышц и связок.

После каждого занятия тренер подводит итоги, отмечая наиболее способных учеников и по возможности поощряя и подбадривая тех, кто не показал выдающихся результатов. Также в конце занятия тренер говорит каждому ученику о его ошибках, например, учит не «частить» руками и ногами во время полета. С теми, кто пока еще плохо владеет своим телом, но настроен серьезно заниматься, проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен владеть разными способами объяснения материала: как показом, так и рассказом. По итогам каждого занятия все результаты прыжков замеряются и заносятся в специальный журнал.

Основные ошибки начинающих спортсменов

Техника выполнения прыжков в длину с места предполагает идеальную координацию движений, а также быструю реакцию. Если внимательно изучить специализированную литературу, можно выявить основные ошибки новичков.

Однако, практика показывает, что эти ошибки совершают не только ученики спортивных школ первого — второго года обучения, но и более опытные девушки (юноши). В связи с этим для тренера важно сразу научить своих воспитанников прыгать правильно, потому что переучиваться потом бывает очень сложно. Вот наиболее распространенные ошибки, которых желательно избегать:

  • Несогласованные движения рук и ног.
  • Длинный промежуток между отталкиванием и полетом. Взлет должен быть стремительным.
  • Частые несогласованные и непроизвольные взмахи верхних и нижних конечностей во время фазы полета. На профессиональном языке тренеры называют это «частить руками и ногами».
  • Жесткое приземление без группировки: спортсмен падает «мешком» вместо того, чтобы сгруппироваться и мягко коснуться земли. Это приводит к спортивным травмам.

Также нужно иметь в виду, что должны обязательно присутствовать все четыре фазы прыжка:

  • Подготовка.
  • Отталкивание.
  • Полет.
  • Приземление.

Кульминацией является полет. Но, если спортсмен не подготовился к прыжку, то есть первая фаза была пропущена, далекого полета можно не ждать.

Поэтому для того чтобы увеличить дальность прыжка, необходимо прежде всего до автоматизма отработать все четыре фазы, которые должны следовать одна за другой, без перерыва. Для этого выполняются специальные упражнения, направленные на развитие быстрой реакции и быстрого переключения от одного движения к другому.

Для детей младшего школьного возраста в обучении активно используются подвижные игры с элементами прыжков. Также хорошо развивают реакцию подвижные игры с мячом. Особенно полезно будущим прыгунам играть в баскетбол, так как эта спортивная игра развивает прыгучесть и координацию движений.

Критерии успешности прыжка в длину с места

Какой прыжок является образцовым? Нормативы прыжков в длину с места меняются каждый год, и тренер должен быть в курсе этих изменений. Изменения в нормативах связаны с тем, что каждое последующее поколение детей имеет физические параметры, отличные от предыдущего поколения (например, имеет место такое явление, как акселерация — ускорение роста и прибавки в весе).

Нормативы, которые подходили для учеников спортивных школ всего несколько лет назад, могут показаться слишком легкими для современных юношей и девушек. То же самое касается и других спортивных дисциплин легкой атлетики. Существует несколько видов прыжков (в длину, в высоту, тройной прыжок, прыжок с шестом), но критерии успешности выполнения у них примерно одинаковы. Они приводятся ниже:

  • Техническая правильность выполнения всех элементов прыжка.
  • Присутствие всех основных фаз.
  • Дальность конкретного прыжка.
  • Оценка конкретного результата в сравнении с предыдущими результатами (немного лучше или немного хуже, значительно лучше или значительно хуже, примерно так же). В этом контексте можно использовать понятие «личный рекорд» — результат, который значительно превосходит все результаты конкретного спортсмена и при этом демонстрируется в первый раз.

Сколько тренеров, столько и мнений. Есть специалисты, которые настроены на самые высокие результаты, но при этом не обращают внимания на то, насколько правильно выполняется упражнение. Но есть и другие тренеры, которые скрупулезно отрабатывают технику, не заостряя внимание на высоких результатах. Второй подход представляется наиболее перспективным, особенно в том случае, если речь идет о прыжках с дополнительной фазой разбега (например, знаменитый тройной прыжок).

Особенности выполнения тройного прыжка

Техника прыжка в длину с разбега отличается от выполнения прыжков в длину с места наличием фазы разбега. Разбег разделяется на три этапа: спортсмен совершает три быстрых широких шага, напоминающих бег или прыжок, и лишь затем взлетает. Благодаря разбегу значительно увеличивается дальность прыжка и его зрелищность.

Тройные прыжки неизменно, из года в год входят в программу летних Олимпийских игр, национальных чемпионатов и чемпионата мира по легкой атлетике. Во время обучения тройному прыжку особое внимание уделяется правильности и быстроте разбега, а также мягкости приземления. Падать на землю «мешком» после прыжка с разбегом гораздо больнее и опаснее, чем также падать после прыжка с места, поэтому тренер должен обязательно проводить отдельные занятия, посвященные группировке перед падением.

Если ребенок младшего школьного возраста охотно играет в подвижные игры, а также отличается прыгучестью, ловкостью, быстрой реакцией, родители вполне могут отдать его изучать прыжки в длину. Занятия помогут ученику реализовать свои природные способности и максимально развить их под чутким руководством грамотного педагога.

Прыжки – одна из старейших дисциплин легкой атлетики. Школьная программа по физической культуре включает в себя прыжки и в длину, и в высоту. Благодаря высокому уровню прыжков улучшается техника игры в волейбол, баскетбол, большой теннис и многих других видов спорта. Зачастую атлеты предпочитают сочетание силовых занятий с прыжковыми, поскольку они делают процесс тренировки более разнообразным и многогранным, развивают силу и ловкость, наряду с гибкостью и скоростью. Прыжки в длину способствуют развитию скорости, силы отталкивания, координации. Прыжок в длину можно совершать с места, или с разбега, в обоих случаях разная техника выполнения прыжка.

ГТО нормативы прыжки в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега (см) ГТО

Мальчики

Девочки

2 ступень (9-10 лет)

210

225

285

190

200

250

3 ступень (11-12 лет)

270

280

335

230

240

300

4 ступень (13-15 лет)

340

355

415

275

290

340

5 ступень (16-17 лет)

375

385

440

285

300

345

Мужчины

Женщины

6 ступень (18-24 лет)

370

380

430

270

290

320

6 ступень (25-29 лет) далее не проводится

О технике выполнения прыжка посмотрите это видео:

Известны 3 метода прыжка:

  • С согнутыми ногами;
  • В виде ножниц;
  • «прогнувшись».

Для совершения прыжка в длину с разбега используются 4 взаимосвязанные части:

  • разбег;
  • отталкивание;
  • полет;
  • приземление.

Разбег и отталкивание в любом прыжке производятся по одинаковой технике. Отличаются лишь методы группировки при полете. Насколько успешным будет прыжок в длину во многом зависит от разбега, состоящего из 20-22 беговых шагов (среди женщин – 18-20 шагов). Более короткая дистанция не позволяет развивать максимальную скорость, а меньшая скорость, в свою очередь, не позволяет далеко прыгать.

Кроме быстрого разбега, при совершении прыжка в длину, нужно уметь стабильно ставить ногу на брусок и сильно отталкиваться, сохраняя при этом равновесие при полете, а после рационально приземлиться. На результат такого прыжка оказывает приоритетное влияние скорость разбега и угол отталкивания. Длину разбега определяет уровень беговой готовности спортсмена. Ребенку дошкольного возраста для разбега требуется расстояние в 16-22 м., а старшекласснику – 25-35 м. Среди девочек разбег на 2-3 м. меньше, нежели среди мальчиков.

Чтобы достигнуть стабильности шагов нужно встать в стандартное для разбега исходное положение. Зачастую одну ногу принято отставлять назад. Для предотвращения колебаний длины шагов, первый всегда нужно выполнять одинаковым по длине. Разбег бывает двух вариантов: с постепенным увеличением скорости, которая может достигнуть максимума к отталкиванию, и с быстрым ростом скорости и ее поддержании до отталкивания.

Первый этап разбега похож на бег спринтера с низкой стартовой точки. Туловище нужно наклонить вперед и энергично работать руками. К середине разбега нужно выпрямить туловище и перед предпоследним шагом быть в вертикальном положении. К концу разбега, с поддержкой, а иногда и слегка с увеличением достигнутой ранее скорости, прыгуну нужно выполнить движение свободно, без лишнего напряжения, что даст ему возможность быстрого и естественного перехода к отталкиванию. Чтобы разбег был более точным, спортсмен должен сделать контрольную отметку за 6 беговых шагов до специальной доски, на которую ему нужно наступить толчковой ногой. Отталкивание должно выполняться максимально быстро. На предпоследнем шаге слегка понижается тело.  Длина последнего шага должна быть меньше предыдущего на 25-30 сантиметров. Благодаря ускоренной постановки ноги на брусок сохраняется горизонтальная скорость.

Если при постановке ноги слышен «шлепок», значит мышцы голеностопного сустава слабые. Если постановка ноги упругая, она будет бесшумной. При амортизации ногу изначально нужно согнуть в каждом суставе, а после выпрямить под действием инерции своей массы тела при приближении к вертикали. В ходе отталкивания одноименную маховой ноге руку отводят назад в сторону, другой делается энергичный взмах вверх и немного внутрь. Начиная выпрямление толчковой ноги, маховую ногу активным движением от бедра нужно вынести вперед-вверх, выпрямить туловище, поднять вверх грудь и плечи. В любом способе прыжка в длину первый этап полета (взлет) выполняется одинаково. Согнутую вперед маховую ногу с высоко поднятым бедром нужно ставить вперед, толчковую оставить сзади, приняв при этом положение «широкого шага». Далее прыгун выполняет движения, соответствующие способу прыжка:

  1. Прыжок «согнутыми ногами» Это самый простой способ. Именно он изучается в школьной программе. После полета «в шаге» маховую ногу нужно немного опустить вниз, толчковую подтянуть к ней, и обе ноги прижать к груди. Так спортсмен может принять положение группировки, опустив вниз руки. Перед приземлением он должен выпрямить ноги, постараться выбросить их максимально вперед, с отведением рук назад.
  2. Прыжок «прогнувшись»; Этот способ более эффективный, поскольку дает возможность избежать вращения и приземление более легкое. После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, как и толчковую, таз вывезти вперед, руками сделать дугообразное движение. Прыгун должен прогнуться в поясничной и грудной части, немного отвести назад плечи. Затем принять исходное положение и приземлиться.
  3. Прыжок «ножницы»; Он слегка отличается от первых двух. В данном случае прыгуну не нужно в полете принимать какого-либо фиксированного положения, а нужно выполнять почти те же движения, как во время разбега, как бы продолжая «бежать в воздухе». После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, а толчковую вывести вперед. Далее при опускании маховой ноги таз выводится вперед. После этого назад нужно отвести уже толчковую ногу, а маховую вынести вперед. Ноги остаются согнутыми в коленях, руки повторяют ритм движения ног. Готовясь к приземлению прыгун должен соединить ноги, подтянуть их к груди, а после выбросить их вперед. Осуществляя прыжок «ножницы» делается 2,5-3,5 беговых шага.

В каждом из этих способов приземление одинаковое. Согнутые ноги нужно поднять так, чтобы пятки были слегка ниже уровня таза, а затем выбросить вперед. При выбрасывании ног прыгун должен быть в группировке, предусматривающем значительный наклон туловища, или положение «сидя», что больше относится к начинающим прыгунам. В завершении приземления ноги сгибаются и выходят вперед.

Как подготовиться к прыжку в длину с разбега?

В начальном этапе прыгун принимает исходное положение. Этот этап довольно важен, поскольку определяется сила толчка и общий итог прыжка. Чтобы принять правильную позицию, необходимо соблюдение следующих действий:

  • встать на стартовую линию;
  • расставить ноги на ширине плеч;
  • опустить руки вниз, с легким отведением назад;
  • согнуть локти, чтобы можно было вытолкнуть тело вперед;
  • поставить ноги на стопы;
  • согнуть колени и тазобедренные суставы, расположив их на уровне носков.

Как правильно отталкиваться?

Этот этап идет сразу за предыдущим, без остановки, когда тело продолжает двигаться по инерции вниз, а тазобедренные суставы разгибаются.

Руки нужно выбросить вперед в том направлении, в котором выполняется прыжок. Для выполнения второй фазы соблюдаются следующие действия:

  • резко выбросить руки вперед;
  • подтянуть вперед тазобедренные суставы;
  • разогнуть коленные суставы;
  • оторвать от земли стопы.

Как правильно приземляться?

Находясь в воздухе, спортсмен должен подтянуть колени к груди и вытянуть тело в виде прямой линии.

Когда завершится стадия полета, можно опустить руки, вынести стопы вперед. После нужно правильно приземлиться. Чтобы полет и приземление были выполнены правильно, спортсмен должен:

  1. При приземлении вывести руки вперед, что позволит лучше удержать равновесие;
  2. Согнуть колени для упругости приземления. При этом это позволяет снизить нагрузку на связки и суставы;
  3. Выпрямить тело при приземлении и завершить выполнение упражнения.

Что нужно знать о прыжках в длину с места?

Прыжок в длину с места считается самостоятельным видом соревнований, школьная программа по физкультуре предусматривает сдачу нормативов по данному направлению. Также он зачастую включен в программу многоборья легкой атлетики, или представлен в виде отдельного упражнения. Освоим технику прыжка в длину с места, можно развивать свои скоростные и силовые качества, навыки спринтера.

Прежде чем начать разбор техники прыжков с места, необходимо разобраться с самим упражнением. Еще в школе детей учат выполнению данного упражнения. Так, одновременно оторвав от поверхности ноги, прыгун должен совершить прыжок так, чтобы в полете была преодолена максимальная дистанция. После приземления спортсмен должен выпрямиться и завершить упражнение, покинув зону приземления. Далее происходит измерение длины прыжка. Длина засчитывается от отрывной точки до точки приземления. При этом точка приземления – ближайшая точка касания какой-либо части тела с поверхностью. Согласно нормативам для учеников школ в возрасте 8-10 лет норматив – это 120-160 см., школьников 11-15-летнего возраста – 150-200 см.,  для мужчин возрастной категории 16-30 лет – 200-240 см.

Техника прыжков в длину с разбега

Среди основных задач обучения:

  • Изучение техники прыжка в длину с разбега, в частности, это правильное:
  • Отталкивание с вылетом в шаге;
  • Отталкивание с разбегом;
  • Приземление;
  • Движение в полете.

Совершенствование техники:

  • Прыжки в длину вместе с укороченным и средним разбегом;
  • Прыжки с полным разбегом и в обстановке соревнования.

Как проводятся соревнования по прыжкам в длину?

Длина дорожки для разбега должна составлять не меньше 40 м., а ширина 1,25 м. Яма должна быть наполнена влажным песком, хорошенько взрыхленным. Его поверхность соответствует по уровню поверхности дорожки для разбега. По обеим сторонам дорожки для разбега и боковым бортам ямы для приземления предусмотрена зона безопасности, ширина которой составляет не меньше 1 м.

Прыгун отталкивается одной ногой и приземляется в яму с песком. Длина прыжка измеряется от самой ближней к бруску точки прикосновения любой части тела или одежды спортсмена по прямой перпендикулярной линии.

Прыжок не будет засчитан в том случае, если:

  1. не выполнен прыжок, спортсмен пробежал по бруску или вдоль него, пересекая линия приземления;
  2. отталкивание было выполнено с заступом или наступлением на линию измерения;
  3. отталкивание было выполнено сбоку от бруска;
  4. прыгун коснется песка какой-нибудь частью тела за местом приземления, потеряв равновесие после приземления, или вернувшись назад по яме приземления;
  5. применена любая форма сальто при прыжке.

Какие ошибки совершаются при прыжках с места?

Как дети школьного возраста, так и опытные спортсмены при выполнении прыжков в длину с места иногда совершают типичные ошибки, ухудшающие результаты. В том числе они:

  1. не согласовано двигают руками и ногами;
  2. преждевременно опускают ноги;
  3. не полно выпрямляют коленные и тазобедренные суставы;
  4. падают при контакте с землей.

Нужно также помнить о важности разминки и ее значении. Необходима она для предотвращения травм. Также стоит учитывать, что научиться правильно прыгать получится только при достаточном развитии ног и плеч, а также общей физической подготовке. Вот почему нужно стремиться усовершенствовать в целом свои силовые параметры. Чтобы прыжок получился дальним и правильным, стоит соблюдать некоторые рекомендации:

  • обязательно изучить технику выполнения прыжка – довести ее до идеальности;
  • укрепить мышцы верхней части тела силовыми упражнениями;
  • больше бегать;
  • тренироваться в других видах прыжков: с разбега, с места, в высоту и т.д.;
  • ежедневно делать упражнения на растяжку;
  • следить за своим прогрессом для улучшения достижений.