Виды, факторы, функции и стадии социализации

Социализация — это усвоение индивидом
социального опыта (знаний, ценностей,
правил) на фоне которого он формируется
как конкретная личность.
Факторы: 1)
система образования; 2) среда сверстников;
3) произведения искусства, литературы;
4) СМИ; 5) Политические институты; 6)
Экономические и политические события;

Социализация — не однонаправленный
процесс. Осуществляется через деятельность,
общение и развитие самосознания
. Двоякий
процесс: постепенное раскрытие в индивиде
природных качеств и внешних воздействие
(целенаправленное и ненаправленное
воспитание)
. Каждый этап социализации
связан с действием определенных агентов.
Агенты социализации — это люди и
учреждения, связанные с ней и ответственные
за ее результаты.

Общественные условия социализации:

1.Предметно-пространственная среда
(природные условия; общественные, бытовые
интерьеры; планировка и архитектура
поселений).

2.Социальные отношения (семейные,
дружественные, производственные)

Этапы социализации:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она
связана с приобретением общекультурных
знаний, с освоением начальных представлений
о мире и характере взаимоотношений
людей.

2. Вторичная социализация:

— профессиональная социализация, которая
связана с овладением специальных знаний
и навыков, с приобщением к определенной
субкультуре.

включение индивида в систему общественного
разделения труда. Здесь предполагается
адаптация в профессиональной субкультуре,
а также принадлежность к иным субкультурам.

— пенсионный возраст или утеря
трудоспособности. Характерен изменением
образа жизни в связи с исключением из
среды производства
.

27.Система социального контроля, виды санкций.

В любом обществе существуют
люди, поведение которых не соответствует
официально или фактически существующим
нормам в этом обществе, – это девиантное
поведение. Этим проявлениям отклоняющегося
поведения в обществе противостоит
социальный контроль
. Можно сказать, что
это такой способ устранения явлений
социальной дезорганизации и регулирования
общественных отношений, при котором
вырабатываются такие нормы, ценности,
санкции, которые гарантируют комфортное
поведение. Каждая социальная группа
вырабатывает свою систему запретов,
законов, вплоть до физического насилия
(например, у нас смертной казни нет, а в
США есть), а также свою систему наград
и поощрений
. Осуществляют эту функцию
либо сами члены общности, либо выделенные
для этого лица, имеющие определенные
полномочия (родитель наказывает ребенка,
автоинспектор штрафует водителя).Еще
О
. Конт говорил о социальном конфликте
как о способе стабилизации и укрепления
социокультурной основы определенной
системы
. Считается, что сам термин
«социальный контроль» был введен
Габриелем Тардом.
Он рассматривал социальный контроль
как средство возвращения к нормальной
жизни тех людей, которые нарушили
существующие нормы. Социальный контроль
изучали также Росс, Дюркгейм, Парсонс.
Парсонс говорил, что социальный контроль
– это такой процесс, при котором
расхождения между фактическим поведением
и социальными ожиданиями сведены к
минимуму
. Действие социального контроля
базируется на признании культуры группы,
воспитании образцов поведения, учете
индивидуальных особенностей людей,
существовании социальных институтов,
которые могут вмешаться в поведение
человека. Действия социального контроля
происходят благодаря применению санкций,
привычек, обычаев
. В общем виде санкция
– это реакция общества на поведение
индивида в социально значимых ситуациях.
Важно, чтобы в системе санкций не было
противоречий, иначе их эффективность
снижается (например, правовые санкции
не соответствуют обычаям и морали
общества)
. Существуют следующие санкции:

1) неформальные позитивные (слава,
почет);

2) формальные позитивные (грамота,
одобрение обществом);

3) неформальные негативные (огорчение,
неудовольствие);

4) формальные негативные (предусмотрены
законом – арест, заключение в тюрьму).

В основном в процессе
социального контроля выделяют четыре
метода воздействия на личность:
информирование (разъяснение правил и
норм – для переехавших из другой страны),
убеждение, принуждение, внушение. Конечно
же, ответная реакция людей на ту или
иную санкцию зависит от индивидуальной
шкалы оценок. Поэтому эффект социального
контроля может быть двояким: либо
усиливать социальные отклонения, либо
сводить их к минимуму
. Социальный
контроль рассчитан на установление
определенных рамок в поведении индивида,
но все же должен предоставлять гражданам
инициативу, права. Здесь большое значение
имеет самоконтроль личности
. Таким
образом, социальный контроль – очень
важный процесс жизнедеятельности
человека, который должен не только
контролировать поведение человека, но
и учитывать при этом общественное
мнение, интересы, потребности людей.

Принять, представлять общество как единое целое со всеми его разумными и моральными установками. Стать полноценным членом этой целостности, уметь проявлять солидарность и находить общие точки прикосновения. Какое понятие отвечает на все эти вопросы? Социализация: основные и влияющие факторы, значительные обязанности, ступени развития. Может ли эта наука называться главной в жизни человека?

Личность — существо общественное. Цитируя Йоганнеса Бехера: «Человек становится человеком, только среди людей» и прослеживается основная цель данного процесса.

Понятие «социализация»

Такой ход помогает особе социализироваться и встать на верный путь, превратиться из антиобщественного существа в социальную личность. Такая психология означает: принять все правила и нормы среды, в которой находишься, научиться взаимодействовать друг с другом, находиться в системе социальных отношений и общественных коммуникаций, суметь правильно сформировать мировоззрение. Без этого процесс асоциализации необратим. Этим и руководствуется наука социология.

Хороший пример: рождение малыша и интеграция в социальное общество, поведение в конкретной среде, получение необходимых навыков для дальнейшего существования — неотъемлемая часть полноценной и качественной жизни. В этом и заключается главный смысл, суть и конвективный характер.

Этапы, фазы и факторы

Такой процесс сопровождает и развивает личность на протяжении всей жизни. Они должны проходить на особом уровне и характеризоваться подробно. Выделяют такие моменты:

  1. Фаза детства. Исследования показали, что в этот период и формируется свое «Я». Первичное приобретение знаний, осознания характера взаимоотношений с людьми;
  2. Подростковый отрезок времени (от 13 лет). В это время происходят конкретные физиологические и психологические перемены. Главная проблема — ролевой конфликт, толкающий молодежь на экстремальные действия и поступки;
  3. Зрелый возраст — это полная независимость особы (в финансовом плане, в политическом и социальном). Один из важных показателей — это вступление в брак. Особа становится агентом социализации по отношению к своей второй половинке. Происходят некие изменения: во внешнем поведении, потом в изложении ценностных ориентаций. Возможность выделяться;
  4. Преклонный возраст или старость. Из-за физических и психологических изменений меняется привычный образ жизни, статус, поведение, мысли.

На механизм адаптации человека влияют множество позиций:

  • Макрофакторы — природные и социальные элементы усовершенствования индивида. Это политическая, экономическая, историческая и социальная составляющие, качество бытия, обстановка местности, такие обстоятельства, как государство и культура.
  • Мезофакторы — проживание особы в конкретной социальной группе, в этносе, виде поселения, зафиксированных условиях проживания в конкретном регионе, при участии технических средств, отвечающих за распространение информации.
  • Микрофакторы — элементы социализации, которые учат поведению в малых группах (например, в трудовом коллективе).

Эти уровни отображают разные стороны развития индивида и выдвигают особые требования.

Виды и агенты

Социализация рассматривается, как долговременное явление, сопровождающее человека по жизни. Каждая стадия адаптации описывает тот или иной период. Основных из них несколько:

  1. Первичная — восприятие ребёнком окружающего мира. Такое явление напрямую зависит от родителей чада и от их умения преподнести общество;
  2. Вторичная — самоидентификация. На протяжении этого периода индивид примеряет необычные роли, манеры поведения, сопоставляет разные ситуации;
  3. Локализованная. Зависит от достижения определённых ценностей. Такая социализация имеет ряд направлений:
    • Досрочная — это некая репетиция, прохождение перед чем-то важным: вступлением в брак или рождением ребёнка. Тут происходит формирование поведенческих и социокультурных моделей;
    • Гендерная — идентификация человека согласно общественным нормам и принципам;
    • Потеря человеком социального опыта из-за болезни, неблагополучной семьи;
    • Семейная. Зависит от структуры семьи, нахождения малыша в такой иерархии, используемой модели воспитания;
    • Профессиональная — адаптация, мудрик к новой социальной среде и осуществление трудовой деятельности: незнакомые трудовые навыки, изучение делового этикета;
    • Культурная. Среда отдыха, где индивид знакомится с новыми культурными особенностями и взглядами.

Процесс принятия индивидом определённых норм, правил и ценностей длится на протяжении всей жизни. Существуют люди и некие институты, которые способствуют этому и помогают выступать как индивидуальная особа.

Первичная социализация занимает отрезок времени до зрелости человека. Такие агенты (семья, друзья, одноклассники, учителя и т. д. ) совершают непосредственное влияние на личность. По степени важности являются первичными и главными. Вторичная — это формальные организации и официальные учреждения (социальные институты). Например: институт, армия, работа, партия и т. д. Эти представители помогают социализироваться.

Функции и польза

Это многогранный процесс, который сопровождает личность на протяжении жизни и осуществляет такие виды деятельности:

  • Нормативные обязанности. Они регулируют жизнь личности;
  • Преобразовательная функция. Отвечает за формирование потребностей, эмоциональных явлений, идеалов;
  • Ориентационное назначение. Создаёт систему ценностей;
  • Информационная система. Это коммуникация с другими людьми;
  • Творческая ветвь. Это стремление к действию, желание доминировать.

Эти функции помогают определить более перспективные схемы развития личности.

Если кратко, то социализация подразумевает принятие особой норм и правил того общества, в каком она находится. Развиваются принципы логического мышления и неоднократные умения для общения с окружающим миром и построения социальных связей.

Процесс социализации личности — выработка собственной линии поведения, неких моральных ценностей, которые и влияют на общество целиком. Социализация личности начинается с самого детства и сопровождает на протяжении всей жизни.