Значение и сущность слова волюнтаризм в философии

Волюнтаризм — совокупность идей и решений, основанных на всем, что приятно и желаемо воображать, и не основанных на существующих очевидностях и рациональном мышлении. Речь идет о позитивном виде фальши. Исследования продемонстрировали, что человек, находящийся перед выбором нескольких случайных и равновероятных альтернатив, стремится предсказать позитивные результаты.

Философские концепции волюнтаризма

Волюнтаризм является философской доктриной, которая основное значение предоставляет воли или практическому разуму, в отличие от разума теоретического. Поэтому история волюнтаризма должна следовать в том же направлении, что и история концепции практического разума и воли.

Концепция волюнтаризма с различных сторон человеческого бытия понимается по-разному:

  • С психологической точки зрения, волюнтаризм заключается в приоритете значения воли среди всех остальных психических качеств и способностей;
  • С точки зрения этики это признание абсолютного характера воли или его превосходства при определении морального закона;
  • В метафизике эта доктрина представляет обращение воли в собственную абсолютную вещь в себе.

Представители схоластического учения пытались разрешить проблему между пониманием и волей с помощью интеллекта, то есть полагали, что воля подчиняется разуму. Также они решали проблему с противоположной точки зрения, отдавая воли автономное, независимое значение.

В христианстве волюнтаризм принимает различные формы, отличающиеся от современного понимания вопроса. Например, можно считать августинизм волюнтаризмом, если не брать во внимание рациональную составляющую души и ее переход к своему источнику.

Доктрина шотландского теолога Дунса Скота также интерпретируется как волюнтаризм. Эта доктрина полагает волю причиной собственного ее действия, а свобода в таком действии является лишь формальной причиной.

Немецкие философы-волюнтаристы

Если заводить разговор о том, что такое волюнтаризм, что означает он в своем глубоком понимании, то в большинстве вышеназванных философских течений он имеет метафизический смысл, однако, у представителей немецкой классической философии эта доктрина приобретает несколько иной оттенок:

  • Проблема связи между чистым теоретическим разумом и разумом практическим появляется в учении Э. Канта, но он не смог ее решить. Для Канта волюнтаризм имеет больше моральное значение, поэтому многие философы называют его доктрину «этический волюнтаризм».
  • Волюнтаризм А. Шопенгауэра может полностью полагаться метафизическим, поскольку воля появляется перед интеллектом, как вещь в себе, которая является полностью иррациональной.
  • В философии Д. Фихте воля полагается основой понятия «я», и моральный смысл этой доктрины обозначает рациональное начало.

В настоящее время противопоставление волюнтаризма и интеллектуализма предоставляет приоритет воли в духовном плане и полностью ее отбрасывает в качестве реальности.

Шопенгауэр, наряду с другими философами-волюнтаристами, оценивает волю как нечто абсолютное, которое имеет превосходство в психической жизни, однако он не признает, чтобы воля была первостепенной в процессе познания этических ценностей. Метафизика Шопенгауэра максимально выражает первенство воли над интеллектом. Воли философ отводит роль онтологического начала, которое в конечном счете объясняет действительность.

С другой стороны, существуют этические волюнтаристы, которые отрицают психологический и метафизический характер этой доктрины. Так, Ф. Ницше, находясь под влиянием философии Шопенгауэра, уделял воли большое значение, но особенным способом. Он понял, что идеи христианства, социализма и демократии состоят в своей основе из определенной моральной базы, которую нужно преодолеть в перспективе более глубокой, чем концепция хорошего и плохого. Чтобы закончить с интеллектуализмом, философ провозгласил единственный реальный принцип: сила воли позволяет делать жизнь понятной и вразумительной.

Известные исторические примеры

Философия как наука развивалась несколько тысячелетий. В мировой истории волюнтаризм — явление частое. Известными эго проявлениями являются следующие:

  • Экономист Ирвинг Фишер утверждал, что «цены на акции достигли высокой области стабильности», при этом через несколько недель после этого в Черный Четверг 2019 года началась Великая Депрессия;
  • Первый британский министр управления внешними делами государства, Ньеве Чемберлен, сообщил народу, что Мюнхенские Соглашения 2019 года «гарантируют мир»;
  • План Барбаросса, который изобрел Гитлер по захвату и оккупации СССР;
  • Хрущев, генеральный секретарь партии коммунистов СССР, исходя из своего волюнтаристского решения, отдал указ национальному правительству СССР посадить кукурузу по всей стране, включая северный регион Карелия, где не существует условий, в которых эта культура могла бы расти.

В политике существуют ряд тенденций, которые полагают волю, как нечто важное или фундаментальное для самого человека, как творца своей судьбы, и для общественных проектов. Так, волюнтаристскими считают течения, вышедшие из марксизма, например, маоизм в Китае, где большую роль в качестве революционного мотора возлагают на волю народных масс, пренебрегая при этом объективными условиями и обстоятельствами.

Связь доктрины с фальшивой логикой

Помимо таких особенностей, как когнитивный перекос и несовершенная форма в принятии решений, волюнтаризм характеризуется наличием фальшивой логики и субъективизма, на которых основаны базовые его принципы. Когда принимается какое-либо суждение в качестве истины или лжи, волюнтаризм основывается лишь на желании, чтобы так было, то есть следующий подход характеризует эту доктрину: «Я желаю, чтобы P было истинно/ложно, поэтому P является истиной/ложью».

Некоторые атеисты аргументируют, что большая часть теологии, и в частности аргументы, доказывающие существование Бога, основаны на волюнтаристских принципах, поскольку все рассуждения исходят из желаемого конечного результата (существования Бога) и стараются показать действительность этого результата, основываясь на предпосылках рационального мышления, которое, в свою очередь, легко может быть показано, как ложное. Однако оно отвечает желанию быть правдой для верующего человека.

Некоторые теологи аргументируют, что реальность атеизма представляет собой волюнтаристскую деятельность, в том смысле, что атеисты могут желать не верить в Бога или его существование. На оба эти аргумента можно ответить в зависимости от их конкретной природы.

Псевдонаука тоже имеет свои волюнтаристские корни, поскольку она базируется на желании верить, что человек обладает сверхъестественными способностями.

Джулиан Хаксли, английский биолог, эволюционист и писатель гуманист XX века писал: «В настоящее время гипотеза о существовании Бога перестала быть научно подкреплена… и отказ от нее привел к глубокому ощущению легкости. Многие люди полагают, что отказ от этой гипотезы согласуется с отказом от всего религиозного и святого. Такое мнение, на самом деле, не является верным, но оно означает, что как только мы убрали одну мешающую фигуру из нашей идеологической экипировки, необходимо создать что-то новое, которое займет ее место».

Принципам волюнтаризма не чуждо понятие относительной фальши: «Если не было показано, что это ложь, то это правда» и наоборот. Например, человек, верящий в НЛО (неопознанный летающий объект неземного происхождения), может признать, что большинство фотографий с НЛО являются подделками, однако, те фотографии, фальшивость которых не была доказана, должны полагаться действительными.

Волюнтаризм представляет собой глубокую философию, которая развеяла миф фетишизма XIX века. С помощью этой доктрины были созданы инструменты, которые позволили понять сущность динамики науки. Волюнтаризму приписывается заслуга во внесении ясности в вопрос отношения между теорией и экспериментом.

«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.

Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.

Волюнтаризм — это…

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 2019 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

Особая семантика слова на Западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Заключение

В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:

«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Название «философия жизни», или
волюнтаризм, употребляется в философии
в различных смыслах: для обозначения
совокупности так или иначе приведенных
в систему представлений о смысле и
ценности жизни или же для обозначения
философии, в центре которой стоят
практические и ценностные проблемы. В
конце ХIХ в
. «философия жизни»
приобрела самостоятельное значение
как довольно широкое направление
философии, исходящее из той мысли, что
один лишь разум, прежде считавшийся
универсальным «органом» философии,
недостаточен для выработки целостного
мировоззрения. Его должно занять
философствование, вытекающее из полноты
жизни, а точнее, философия, вытекающая
из полноты переживания жизни
. Уже из
такой постановки вопроса вытекают
субъективизм и иррационализм «философии
жизни».

Сущность волюнтаризма

«Философия жизни» в собственном
смысле слова имеет свою предысторию.
Происхождение ее обычно выводят из
анонимного произведения «О морально
прекрасном и философии жизни»
(1772 г.), в котором для объяснения
искусства рекомендовалось вместо
«теорий и систем» обращаться к
«силам и свойствам души», соответственно
ее проявлениям в человеческой жизни.
Ф. Шлегель в лекциях о «Философии
жизни» (1827 г.) призывал отказаться от
блужданий в «пустом пространстве
абсолютной мысли» и обратиться к
«духовной внутренней жизни».
«Философия жизни, – писал он, –
кладет целостное сознание, во всех его
различных аспектах и силах, в свою основу
и рассматривает душу как свой центральный
пункт». Такая философия, созданная
из самой жизни как простая теория
духовной жизни, мыслилась Шлегелем как
противовес, с одной стороны, объективному
идеализму, а с другой – одностороннему
механицизму современного ему естествознания
и складывающегося вульгарного
материализма.

Но Шлегель стоял еще в пределах
классической философии, пытался примирить
противоположные, но родственные стороны
человеческого сознания: рассудок и
волю, разум и фантазию, разум и интуицию.
«Философия жизни» конца ХIХ века
опирается уже на инстинкт, а разум
низводит до уровня простого подсобного
средства практики, «жизни».

Поэтому, когда один из основоположников
«философии жизни» В. Дильтей
усмотрел в «господстве науки над
жизнью» главное выражение «духа
прошлого века», он тем самым невольно
раскрыл одну из тайн своей философии:
реакцию на развитие науки и научного
мировоззрения, принципиальную переоценку
ценности научного знания. Условия для
переоценки ценности науки возникли во
второй половине ХIХ в
. в связи с кризисом
механистической в ее основе методологии
тогдашнего естествознания
. Характерное
для последнего сведение движения к
механическому, и только, анализ как
единственное средство познания,
истолкование достижений науки ХVIII-ХIХ
вв. как абсолютных истин – все это
делало естественнонаучное мировоззрение
ХIХ в
. чрезвычайно уязвимым перед
революцией в естествознании.

Между тем материалистическое мировоззрение
выступало от лица самой науки, претендуя
на роль окончательного научного
мировоззрения. И критики механистического
материализма использовали эту его
претензию
. Но кризис в физике конца
ХIХ-начала ХХ вв
. роковым образом сказался
на основных принципах гносеологии
естествознания и материализма ХIХ в
. В
борьбе с ними «философы жизни»
прежде всего попытались использовать
несводимость биологических, психологических
явлений к законам механики. Понятие
«жизни» выступило поэтому как
замена понятия «материя»
. «О
материи как комплексе атомов, подвластном
математической обработке, в настоящее
время не хотят и слушать, когда речь
идет о «сущности» природы, писал
Г. Риккерт. Механизм как нечто
неизменное отвергается теперь даже для
неорганической материи
. Антимеханические
силы вводятся в качестве действующих
принципов цели, и природа должна мыслиться
отчасти или целиком телеологичной.
Только таким образом, полагают, можно
адекватно понять живую жизнь, которая
никогда не может возникнуть из мертвой
механичной материи
. В философском смысле
«жизнь» как принцип движения природы
превращается в психику, в переживание.

Следовательно, там, где механицизм
пытался свести жизнь и психику к
неорганической материи и законам ее
движения, «философия жизни» пыталась
объяснить неорганическую материю из
«жизни» и «психического», не
видя реальных законов возникновения
жизни и психического из эволюции материи,
то есть «философия жизни» фактически
закрывает путь к их исследованию. Жизнь
имеет своим источником «жизнь», и
только.

Не менее четко выступает та же тенденция
в попытках «философов жизни» создать
свою философию истории, «философию
культуры». Поскольку в новых исторических
условиях уже нельзя было больше искать
источник общественного развития в
гегелевском абсолютном духе или чисто
субъективных факторах, с одной стороны,
и не хотелось соглашаться с позициями
исторического материализма – с
другой, то на смену им приходит мнимо
универсальная концепция «полноты
жизни»
. В противовес вышеназванным
концепциям «философия жизни» вводит
«переживание» или «вживание»
исследователя истории в события прошлого,
делающее их якобы вновь «живыми»,
настоящими. Это означало, что деятельность
историка или философа культуры есть
интуитивный процесс
. «Жизнь постигает
здесь жизнь, а не понятийная деятельность
образует основу наук о духе…» Именно
такая постановка вопроса требовала
принципиальной перестройки теории
познания на методологической основе
иррационализма
. Это и выполнила «философия
жизни».

Понятие «жизни», расплывчатое и
неопределенное, включающее в себя как
биологическую сторону человеческого
существования, так и «переживания» –
от обыденных до философских и религиозных, –
представляло собой удобную возможность
для того, чтобы истолковать действительность
как «живой» поток, постоянное
становление. Но в то же время –
приписать происхождение всех катаклизмов
общества «жизни вообще» и перенести
движущие силы общественного развития
в ту же иррациональную «жизнь»,
подменить научное их исследование
мифологией.

«Философия жизни», утверждает один
из ее сторонников Ф. Хейнеман, покоится
на протесте жизни против преувеличенной
роли исчисляющего разума, рассудка в
современном обществе, на протесте души
против машины и вызванных ею овеществления,
технификации и обездушивания человека.
«Философия жизни», как духовная
реакция на создавшуюся социальную
ситуацию и новое положение человека в
ней, представляет собой явный апофеоз
«сильного человека», но творящего
историю не силой разума, а «полнотой
своей жизни» (Шопенгауэр), «волей
к власти» (Ницше) и представляющей
человека как «хищного зверя»,
использующего технику в качестве
«жизненной тактики» (Шпенглер), это
призыв к свободе инстинктов и
физиологических потребностей, к
«освобождению жизненных сил»,
которые ведут за пределы существующих
морально-правовых норм, по ту сторону
материального и идеального, добра и
зла, света и тьмы, свободы и рабства.

У этого термина существуют и другие значения, см.

Волюнтаризм

.

Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму (англ.)русск.) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект)[1].

Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами.

Содержание

  • 1 Представители
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Представители[править | править код]

  • Аврелий Августин
  • Иоанн Дунс Скот
  • Гийом Дюран де Сен-Пурсен
  • Иоганн Готлиб Фихте
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
  • Артур Шопенгауэр
  • Феликс Равессон
  • Юлиус Банзен
  • Альфред Фуллье
  • Эдуард фон Гартман
  • Фридрих Ницше
  • Анри Бергсон
  • Джованни Джентиле
  • Ладислав Клима

См. также[править | править код]

  • Теория великих людей

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Волюнтаризм // БСЭ

Литература[править | править код]

  • Волюнтаризм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки[править | править код]

В

Викисловаре

есть статья

«волюнтаризм»

  • Канарш, Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.